БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
(536 г. до Р. X.), сын Салафииля, произошел из рода
царей иудейских. Зоровавель был одним из тех пленников, которые умели заслужить
любовь царей персидских. Будучи при дворе, мудрый иудей старался выхлопотать
свободу своему народу, свободу, которую иудеи не могли защитить своим оружием.
Вот что рассказывает Ездра о том случае, который возвысил Зоровавеля. Однажды
Дарий был на пиру, куда приглашены были все сатрапы и правители 127 провинций
Мидии и Персии. После вечера монарх, по обыкновению, отправился спать.
Трое юношей, которые были при особе царской телохранителями, уговорились
между собой: кто скажет слово мудрейшее, то есть самое справедливое, тому
Дарий должен дать богатые подарки, возвысить его, одеть в порфиру, посадить
по себе вторым и называть его своим родственником. Сделав такое предложение,
юноши тотчас и исполнили его. Каждый из них написал свою мысль и, запечатавши,
положил под подушку на царской постели. Один из них написал, что самая
могущественнейшая вещь в мире есть вино; другой писал, что сильнее всего
царь, а третий утверждал, что женщина, а более всего истина. Как скоро
царь встал, телохранители предложили ему свои мысли для решения. Дарий,
желая рассмотреть надлежащим образом это дело, собрал совет и перед ним
приказал спорящим изъяснять и доказывать всякому справедливость своей мысли.
Тогда прежде всех выступил тот, который утверждал, что вино сильнее всего;
он начал доказывать силу этого напитка, вычислив все его хорошие и дурные
свойства, его могущественное действие на ум и сердце человека. Вино заставляет
забывать все в жизни: и несчастья, и бедность, делает человека веселым,
храбрым, смелым и свободным, а иногда печальным и свирепым. После него
другой начал доказывать могущество царя. Царь, говорил он, простирает свою
власть на море и землю, заставляет бояться себя другие народы и чрез свои
войска покоряет горы, срывает башни и стены, убивает, поражает, перед его
властью все склоняется; он созидает и защищает; враги его боятся, весь
мир его трепещет. Наконец выступил и третий юноша, Зоровавель, который
начал говорить об очаровательном могуществе женщины. Власть женщины, говорил
он, простирается без исключения на всех, на царя и его подданных. Великие
и малые мира сего не от жен ли рождаются? Те, которые делают вино и пьют
его, от кого получили свое существование? Женщины для нас производят одежды
и другие драгоценные украшения. Для нее мужчина оставляет все, родителей,
друзей и свое отечество; они смягчают жестоких, укрощают свирепых. «О,
мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они? Тогда царь и вельможи
взглянули друг на друга, а он начал говорить об истине. О, мужи! Не сильны
ли женщины? Велика земля, и высоко небо, и быстро в своем течении солнце,
ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место.
Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего. Вся
земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и
трепещут пред нею. И нет в ней неправды. Неправедно вино, неправеден царь,
неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы,
и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает
и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней
лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего
несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. И нет в суде ее ничего
неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен
Бог истины!» (2 Езд. 4:32—40). Юноша замолчал; в собрании воцарилась глубокая
тишина; потом присутствующие воскликнули: «Велика истина». Тогда Дарий
наградил Зоровавеля, как они между собой уговаривались, и дал слово исполнить
все, чего ни попросит. Зоровавель решился воспользоваться милостью и начал
просить своего царя, чтобы он позволил им идти в отечество и там возобновить
храм Иерусалимский и чтобы он помог ему в этом предприятии своим могуществом.
Царь согласился на все предложения мудрого Зоровавеля и издал указ, дозволяющий
иудеям возвратиться в свое отечество и докончить начатый при Кире храм.
После публичного указа 22 тысячи иудеев оставили Вавилон под предводительством
Зоровавеля, с советом старейшин и Иисусом, сыном Иоседековым, первосвященником
иудейским. В седьмой месяц по выходе народа Божия из земли врагов своих
первосвященник решился восстановить служение истинному Богу. Зоровавель
способствовал ревности служителя Божия и помогал ему соорудить алтарь Господу
для жертвоприношения. Потом начальник народа занялся собранием материалов
для постройки храма. За хорошую плату сидоняне согласились доставлять кедры
ливанские. Не прошло и двух лет, как положено было основание священного
здания при кликах радостного народа. Евреи обоих полов и всякого возраста
перестали плакать о погибшем своем отечестве. Они пели теперь песнь радости
своему Богу, сжалившемуся над их несчастиями, внявшему их слезам и молитвам
и простившему грехи их отцов. Если правосудный Бог так строго их наказал,
то Он же и милует их и Своей чудесной десницей возводит на степень счастья,
славы и могущества. Но между тем и враги иудеев не дремали. По возвращении
народа Божия в Иерусалим они не без основания стали опасаться, что евреи
опять достигнут прежнего своего могущества, рано или поздно восстановят
прежние границы своего царства. Жители Самарии решились домогаться, чтобы
новое правительство иудейское признало их друзьями и единоверцами и позволило
им принять участие в строении храма. Но истинное намерение самаритян было
то, чтобы, сделавшись союзниками, приобрести мало-помалу влияние на деле,
а наконец и совершенно подчинить своей власти Иерусалим и всю Иудею. Зоровавель
и старейшины проникнули их тайное намерение и на предложение врагов отвечали:
«Не с вами нам строить дом Господу Богу нашему; мы одни будем строить его
Господу Богу Израиля, соответственно тому, как повелел нам Кир, царь Персидский.
Тогда народы той земли, нападая на обитающих в Иудее и осаждая их, препятствовали
строению» (2 Езд. 5:67—69). С этого времени непримиримая ненависть возгорелась
между иудеями и самарянами; они с этих пор не стали терпеть друг друга.
Сначала самаряне, с помощью арабов и амаликитян, решились устрашить иудеев
ложными слухами; даже в самом Иерусалиме находились их шпионы, которые
на советах старались препятствовать всем добрым намерениям иудеев. Имели
также своих поверенных и при дворе персидском, где старались ослабить авторитет
Зоровавеля и очернить иудеев. Но когда и это не помогло, враги иудеев решились
написать Дарию письмо, в котором ненависть их к народу Божию выразилась
самым ясным образом. Самаряне писали, что они, пришедши в Иерусалим, увидели,
что иудеи с жаром созидают новый храм и дело их быстро подвигается. А когда
строящих спросили, по какому праву они строят этот дом, они указали им
на указ Кира, который позволил иудеям, бывшим тогда в плену, взяв сосуды,
идти и построить новый храм в своем отечестве. Теперь если угодно Дарию,
то пусть прикажет поискать этот указ в царских книгохранилищах. И если
это повеление будет найдено, тогда пусть он об этом сам рассудит. Цель
этого письма была та, чтобы остановить постройку храма по тем же причинам,
как и прежде. Известно, что подозрительный Кир приказал своим указом остановить
постройку храма. Это же самое приказание повторено было Камбизом и его
эфемерным наследником Смердисом. Так продолжалось до времени Дария, сына
Истаспова. Этот государь дал новое приказание докончить храм Богу Израилеву.
Зоровавель, ободряемый пророками Аггеем и Захарией, возобновив указ Кира,
убедил народ взяться за это дело со всем усердием. Но с возобновлением
работ возобновились и интриги врагов, впрочем без успеха. Царь персидский,
издав указ, в то же время оказал Зоровавелю самое непритворное расположение:
Дарий в своем указе приказывал прилежать о создании храма и правителям
Финикии и другим соседственным с Иудеей областям предписывал помогать евреям
в этом предприятии, и даже давать им баранов и других животных для жертвоприношений,
чтобы приносили Всевышнему Богу жертвы за царя и за детей его и молились
о жизни их. Самаряне и их союзники после такого ясного повеления не осмеливались
уже более тревожить строителей храма, и Зоровавель спокойно занимался окончанием
своего священного предприятия. Этот великий человек имел утешение видеть,
как его любимая мысль осуществилась; после четырехлетних трудов храм был
окончен. Освещение дома Божия было великолепно и радостно. Весь ликующий
Израиль собрался славить своего дивного Бога у подножия Его алтаря. Левиты
и священники были избраны по закону Моисееву, и весь чин богослужения восстановлен
в древнем виде. При этом торжественном случае, разумеется, к виновнику
его Зоровавелю обращены были вся благодарность и любовь соотечественников.
После окончания храма Священное Писание уже не говорит нам ничего более
о Зоровавеле. Вероятно, он вскоре умер, но обстоятельства его смерти нам
вовсе неизвестны. Знаем только, что Зоровавель оставил после себя одну
дочь по имени Авусея и семь сыновей: Мосоллама, Ананию (который, кажется,
под именем Авиуда упоминается в генеалогии Иисуса Христа, у Матфея), Саллимима,
Оела, Варахию, Асадия и Асоведа. Царский род, от которого Зоровавель происходил,
давал ему право сделаться верховным правителем народа своего, но это не
входило в планы этого мудрого человека. Бог, Которого он был служителем
и Который хранил его среди смут, потрясавших Персию после смерти Камбиза,
Бог назначил его орудием для восстановления свободы израильтян и их политического
и религиозного состояния. Исполнив волю Божию, мудрый Зоровавель сошел
с гражданского поприща и не хотел искать себе того, что, по распоряжению
Промысла, предоставлено было другим.