БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЗАХАРИЯ, или АЗАРИЯ II

ЗАХАРИЯ, или АЗАРИЯ II

ЗАХАРИЯ, или АЗАРИЯ II (ок. 850 г. до Р. X.), восемнадцатый первосвященник иудейский, сын и преемник Иодая I. Иосиф Флавий называет
его Фидеею, а иудейская летопись Фадеею и полагает его первосвященническое служение в царствование Иоаса. Этот Азария, или Захария, кажется, составляет одно лицо с Азариею, сыном Иоанана, упоминаемым в Первой книге Паралипоменон (4:10) и в генеалогии Ездры (7:3), потому что он был отцом Амарии (4 Пар. 6:11; 4 Езд. 7:3), и в то же время сыном Иоанана (4 Пар. 6:7—10; 2 Езд. 7:3). Захария со славой проходил первосвященническое служение. Пока Иодай был жив, Иоас, царь иудейский, жил благочестиво. Но после его смерти, обольщенный ласкательствами двора, Иоас поставил на алтарь идолов. Захария, полный ревности к славе Бога Израилева, вооружился против этого поругания святыни. Но народ, возбужденный преступным царем, закидал ревностного первосвященника камнями в преддверии храма. Этого Захарию не надобно смешивать с Захариею, сыном Варахииным, и с тем Захарией, о котором упоминается в Евангелии от Матфея, который был убит между алтарем и преддверием храма. Захария характеризуется в книгах Паралипоменон такой чертой, которая весьма затрудняла толкователей. Здесь говорится: «Иоанан родил Азарию, — это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме» (1 Пар. 6:10). Одни думали, что эти слова показывают, будто Азария жил в царствование Соломона, что допустить невозможно. Другие утверждали, что он жил в царствование Осии, царя иудейского, и воспротивился последнему принести к алтарю фимиам (2 Пар. 26:17 и след.); но тогда надобно сказать, что тот Азария, или Захария, сын Иоанана, не есть Азария, или Захария, сын Иодая; а предполагая, что Иодай и Иоанан, первосвященник в царствование Иоаса, одно лиио, надобно слишком продолжить жизнь этого Азарии, чтобы довести его до времен Осии, царствовавшего спустя около шестидесяти лет после Иоаса. Другие предполагали, что, не продолжая таким образом жизнь того Азарии и признавая его одним лицом с Захариею, сыном Иодая, можно сказать, что Священное Писание хотело приписать похвалу Захарии, или Азарии, говоря, что он священнодействовал во храме, построенном Соломоном; но это неосновательно, потому что такое преимущество принадлежало всем без исключения его предшественникам со времени самого основания храма. Итак, то, что сказано здесь об Азарии, сыне Иоанана, кажется приличнее отнести к Садоку I, который жил во времена Соломона и первый священнодействовал в построенном этим царем храме. Может быть, переписчик по ошибке поставил эти слова после Азарии, вместо того чтобы поставить их после Садока. Преемником Захарии был Седекия.