БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
(ок. 516 г. до Р. X.), самый замечательный из меньших
пророков, был сыном Варахии и внуком Адды. Ни о времени, ни о месте рождения
этого пророка нам ничего не известно. Думают, что он родился в Вавилоне,
во время плена иудейского. Другие утверждают, что этот пророк увидел свет
в Иерусалиме, прежде пленения двух колен, Иуды и Вениамина. Долгое время
спорили о том, был ли Захария священником или нет? Но все эти разногласия
кончились ничем; вопрос по-прежнему остался нерешенным. Этого пророка часто
смешивают с Захарией, современником Исайи, и еще с отцом Иоанна Крестителя.
Но оба эти мнения равно неосновательны. Время смерти Захарии также неизвестно,
как и время рождения. Некоторые из древних критиков утверждают, что это
тот Захария, о котором Иисус Христос упоминает в Евангелии, который был
убит между храмом и алтарем. Но и это мнение также не имеет решительных
доказательств своей истинности. Епифаний приписывает этому пророку многие
пророчества; но так как этих пророчеств мы не находим в его книге, то и
не можем о них судить. Когда Зоровавель отправился в Вавилон, одним из
спутников его был Захария, который, пришедши сюда, начал свое пророчество
во второй год царствования Дария и спустя два месяца после смерти Аггея.
Ни один из пророков не употреблял столько фигур и образов для выражения
своих понятий, как Захария; и в то же время ни один из них не предсказал
с такой ясностью всего, что относится до пришествия Мессии в мир. Пред
ним как будто раскрыта была книга судеб Божиих, где Богодухновенный муж
читал не только историю народа Божия после плена вавилонского до рассеяния
иудеев, но видел ясно и судьбу соседних с иудеями наций. Взору пророка
представляется длинный ряд царей сирийских, которые были правителями и
тиранами Иудеи, опустошительные войны и всякого рода бедствия, какими поражали
сынов Иуды их притеснители. Захария начинает свое пророчество обращением
к сынам Иакова, которых он заклинает не следовать примеру отцов своих,
пораженных гневом Божиим за невнимание пророков. «В их преступлениях, —
говорит Захария, — надобно искать причины их тяжких бедствий. Ужели и дети
этих отцов ждут, пока час мести настанет и обратит их к вере отцов их и
к соблюдению закона? Пользуйтесь наставлениями, — восклицает служитель
Господа, — потому что пророки не всегда живут». Потом он вдруг оставляет
грозный тон и говорит уже языком кротости и милосердия, чтобы оживить надеждой
сердца, пораженные отчаянием. Захария далее говорит, что Иегова посетит
еще Иерусалим своим милосердием и что во граде Давида явится зодчий, чтобы
начертить план, по которому должны быть воздвигнуты стены и возобновлен
храм Предвечному. Сион всегда был предметом заботливости Господа, который
поэтому накажет народы, озлобившие и рассеявшие жителей Иудеи. Они сделаются
добычей тех, на которых прежде смотрели как на своих рабов. «Ликуй и веселись,
дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь»
(Зах. 2:10). Углубляясь более и более в будущее, пророк предсказывает,
что вскоре святой город не будет иметь нужды в стенах, так он будет многочислен.
Сам Бог будет ему стеной огненной, окружающей весь город со всех сторон
и защищающей его от ярости врагов. После этого Захария кратко рассказывает
о происшествиях, свидетелем которых он был. Тщетно зависть врагов хочет
остановить сооружение храма. Зоровавель оканчивает со славой свое священное
предприятие, несмотря на многочисленные препятствия. Сначала пророк хвалит
мужество этого знаменитого человека, а потом воздает должную честь и первосвященнику
Иисусу. Последний представлен у пророка стоящим пред ангелом, которому
жалуется сатана. Но первосвященник торжествует, и его ветхие одежды, в
которых предстоял посланнику небесному, переменяются на одежды блестящие,
и ангел славы говорит, что он и его приближенные назначены быть образом
будущего. Господь говорит, что он введет раба своего Востока, то есть Мессию,
который будет камнем и на которого будут смотреть как на опору их надежды
и источник спасения. Потом пророк видит летящий серп, меру исходящую и
двух женщин; все эти символы означают несчастие, которым Господь поразит
землю. Затем пророку представляются четыре колесницы, исходящие из среды
двух медных гор. Эти колесницы обозначают царства Персидское, Греческое,
Египетское и Сирийское, которые вызваны, каждое в свое время, чтобы разнести
наказание Господа на север и юг. Между тем среди этих предсказаний Захария
представляет нам картину счастья иудейского народа по создании храма. Иудеи
сначала были в самой крайней бедности и не имели никакого утешения в своих
несчастьях. Теперь они наслаждаются счастьем, и война не тревожит их спокойной
жизни. В Иерусалиме легко встретить почтенных старцев, идущих по дороге
и за слабостью своих сил опирающихся на трость. Дети теперь могут спокойно
резвиться, не боясь встретить врага. Народ будет наслаждаться благоденствием,
примерным для других народов, как прежде был притчей за свои грехи. В самом
деле, народ иудейский долгое время наслаждался миром, во все владычество
персов и Александра Македонского. Но когда из чести к царям знаменитейшие
граждане Иудеи изменили своему отечеству, когда они хотели сделаться известными,
подобно грекам, и предпочли пустую славу истинному величию быть блюстителями
закона, тогда бедствия опять обрушились на Иудею. Захария ясно предвидел
раны своего отечества и описал их с определенной точностью. Сион делается
добычей грабителей, опустошение и беспорядок будут царствовать в его стенах.
Но победы мужественных Маккавеев прекращают эти несчастья, избавляют страну
от бедствий, а врагов ее усмиряют. Предвечный будет помощником: «Господь
Саваоф будет защищать их, и они будут истребить и попирать пращные камни,
и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши,
как углы жертвенника» (Зах. 9:15), потом пророк, подобно Аггею, хвалит
второй храм и говорит, что в нем уже не будет ни идолов, ни ложных богов,
ни ложных пророков. «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю
имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков
и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец
его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что
ты ложь говоришь во имя Господа» (Зах. 13:2—3). Известно, что все это исполнилось;
известны также и блистательные успехи Маккавеев. Но здесь достойно замечания
одно обстоятельство, которое пророк обозначил, а именно, что сам Иуда будет
сражаться против Иерусалима. И это случилось во время Маккавеев, когда
Иерусалиму изменили дети его. После этих войн Захария предсказывает продолжительное
спокойствие. Иуда могуществен; народы, причинявшие ему обиды, унижены,
соседственные враги также наказаны, как-то: филистимляне и сирийцы. Напрасно
Тир и Сидон истощают свою мудрость: они остаются в стыде; стены их падают
от дыхания Божия. Дамаск, гордость Сирии, падет, потому что причинил много
несчастий детям Иакова. Аккарон, Газу и Аскалон постигнет та же участь.
«Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется
Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей
(то есть как природный житель Иерусалима). И Я расположу стан у дома Моего
против войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить
притеснитель, ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это. Ликуй от радости,
дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе,
праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне
подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и
сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его
будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9:7—10). Этот миролюбивый
царь своей кровью освободит пленных и извлечет их из тьмы заблуждений.
Захария, предсказав это чудное счастье, начинает говорить о бедствиях.
Он вдруг видит огонь во храме, вся страна с главным городом разрушается,
убийцы и грабители и царь, покровительствующий им, начинают являться здесь.
Но Бог заботится о своем народе; Он Сам делается его пастырем, и Его власть
поддерживает избранных детей. Но наконец беспорядки гражданские возобновляются,
дела приходят в дурное состояние. Время этих беспорядков обозначается одним
известным характером; три пастыря, то есть три царя, являются в одно и
то же время. «Я уничтожу, — говорит Господь, — в один месяц трех пастырей,
потому что они дурно заботились о моем стаде; и, видя, что Мой народ остается
неблагодарным, Мое сердце ожесточилось на них, потому что он изменил Мне
и не остался твердым в Моих заповедях». Господь уже больше не будет их
пастырем, то есть перестанет управлять иудеями с такой заботливостью, как
прежде; Он оставил их самим себе, собственному их несчастью; дух раздора
и ненависти будет господствовать между ними, и Он уже больше не будет предотвращать
те бедствия, которые постигнут их. Таким образом, «не буду пасти вас: умирающая
— пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть
одна другой» (11:9). Итак, союз Господа с евреями разрушается; начало их
падения есть падение трех пастырей, или государей. Но кто суть эти три
царя? Читатель, разумеется, уже догадывается, что здесь говорится об Аристовуле
и Гиркане, которые были свержены Помпеем, и об Антиохе, которого генерал
римский умертвил тогда же. Но среди этих несчастий, которые Захария с такой
ясностью предсказал, является еще величайшее бедствие. Немного спустя,
во время этих беспорядков, Бог продается за тридцать сребреников от Его
народа, столь жестокого и неблагодарного, и пророк видит все даже до поля
скудельного. Следствием всех этих несчастий и раздоров между правителями
народа власть его совершенно падает. Чтобы наказать злоупотребление этого
света и власти, которые получены от Господа, Иерусалим будет как камень,
попираемый всеми народами. «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха,
который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных
не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и
копыта их оторвет» (1:16). Но что сказать об этом чудном видении, где пророк
видит поражение пастыря? «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы?
И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись
на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря,
и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:6—7). Что сказать
о том, как смотрит народ на Бога, Которого он предал смерти? «И они воззрят
на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном
сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (12:10). Тогда пророк взывает,
что две части из них будут потреблены от земли, а третья останется на ней
(две части суть иудеи и язычники, а третья христиане). И Захария предсказывает
те искушения, которым подвергнутся последние. «И введу эту третью часть
в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото:
они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и
они скажут: «Господь — Бог мой!» (13:9). Но удивительнее всего в этих видениях
то, что Господь посылается Господом, чтобы он шел жить в Иерусалим, куда
соберутся все язычники, и Он сделает их Своим народом и будет жить между
ними. Все нации придут в святой город, чтобы почитать верховного царя и
поклоняться Ему в Его храме. Память святого пророка Захарии празднуется
церковью 8 февраля.