БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЗАХАРИЯ (2)

ЗАХАРИЯ (2)

ЗАХАРИЯ (2)

(ок. 516 г. до Р. X.), самый замечательный из меньших

пророков, был сыном Варахии и внуком Адды. Ни о времени, ни о месте рождения

этого пророка нам ничего не известно. Думают, что он родился в Вавилоне,

во время плена иудейского. Другие утверждают, что этот пророк увидел свет

в Иерусалиме, прежде пленения двух колен, Иуды и Вениамина. Долгое время

спорили о том, был ли Захария священником или нет? Но все эти разногласия

кончились ничем; вопрос по-прежнему остался нерешенным. Этого пророка часто

смешивают с Захарией, современником Исайи, и еще с отцом Иоанна Крестителя.

Но оба эти мнения равно неосновательны. Время смерти Захарии также неизвестно,

как и время рождения. Некоторые из древних критиков утверждают, что это

тот Захария, о котором Иисус Христос упоминает в Евангелии, который был

убит между храмом и алтарем. Но и это мнение также не имеет решительных

доказательств своей истинности. Епифаний приписывает этому пророку многие

пророчества; но так как этих пророчеств мы не находим в его книге, то и

не можем о них судить. Когда Зоровавель отправился в Вавилон, одним из

спутников его был Захария, который, пришедши сюда, начал свое пророчество

во второй год царствования Дария и спустя два месяца после смерти Аггея.

Ни один из пророков не употреблял столько фигур и образов для выражения

своих понятий, как Захария; и в то же время ни один из них не предсказал

с такой ясностью всего, что относится до пришествия Мессии в мир. Пред

ним как будто раскрыта была книга судеб Божиих, где Богодухновенный муж

читал не только историю народа Божия после плена вавилонского до рассеяния

иудеев, но видел ясно и судьбу соседних с иудеями наций. Взору пророка

представляется длинный ряд царей сирийских, которые были правителями и

тиранами Иудеи, опустошительные войны и всякого рода бедствия, какими поражали

сынов Иуды их притеснители. Захария начинает свое пророчество обращением

к сынам Иакова, которых он заклинает не следовать примеру отцов своих,

пораженных гневом Божиим за невнимание пророков. «В их преступлениях, —

говорит Захария, — надобно искать причины их тяжких бедствий. Ужели и дети

этих отцов ждут, пока час мести настанет и обратит их к вере отцов их и

к соблюдению закона? Пользуйтесь наставлениями, — восклицает служитель

Господа, — потому что пророки не всегда живут». Потом он вдруг оставляет

грозный тон и говорит уже языком кротости и милосердия, чтобы оживить надеждой

сердца, пораженные отчаянием. Захария далее говорит, что Иегова посетит

еще Иерусалим своим милосердием и что во граде Давида явится зодчий, чтобы

начертить план, по которому должны быть воздвигнуты стены и возобновлен

храм Предвечному. Сион всегда был предметом заботливости Господа, который

поэтому накажет народы, озлобившие и рассеявшие жителей Иудеи. Они сделаются

добычей тех, на которых прежде смотрели как на своих рабов. «Ликуй и веселись,

дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь»

(Зах. 2:10). Углубляясь более и более в будущее, пророк предсказывает,

что вскоре святой город не будет иметь нужды в стенах, так он будет многочислен.

Сам Бог будет ему стеной огненной, окружающей весь город со всех сторон

и защищающей его от ярости врагов. После этого Захария кратко рассказывает

о происшествиях, свидетелем которых он был. Тщетно зависть врагов хочет

остановить сооружение храма. Зоровавель оканчивает со славой свое священное

предприятие, несмотря на многочисленные препятствия. Сначала пророк хвалит

мужество этого знаменитого человека, а потом воздает должную честь и первосвященнику

Иисусу. Последний представлен у пророка стоящим пред ангелом, которому

жалуется сатана. Но первосвященник торжествует, и его ветхие одежды, в

которых предстоял посланнику небесному, переменяются на одежды блестящие,

и ангел славы говорит, что он и его приближенные назначены быть образом

будущего. Господь говорит, что он введет раба своего Востока, то есть Мессию,

который будет камнем и на которого будут смотреть как на опору их надежды

и источник спасения. Потом пророк видит летящий серп, меру исходящую и

двух женщин; все эти символы означают несчастие, которым Господь поразит

землю. Затем пророку представляются четыре колесницы, исходящие из среды

двух медных гор. Эти колесницы обозначают царства Персидское, Греческое,

Египетское и Сирийское, которые вызваны, каждое в свое время, чтобы разнести

наказание Господа на север и юг. Между тем среди этих предсказаний Захария

представляет нам картину счастья иудейского народа по создании храма. Иудеи

сначала были в самой крайней бедности и не имели никакого утешения в своих

несчастьях. Теперь они наслаждаются счастьем, и война не тревожит их спокойной

жизни. В Иерусалиме легко встретить почтенных старцев, идущих по дороге

и за слабостью своих сил опирающихся на трость. Дети теперь могут спокойно

резвиться, не боясь встретить врага. Народ будет наслаждаться благоденствием,

примерным для других народов, как прежде был притчей за свои грехи. В самом

деле, народ иудейский долгое время наслаждался миром, во все владычество

персов и Александра Македонского. Но когда из чести к царям знаменитейшие

граждане Иудеи изменили своему отечеству, когда они хотели сделаться известными,

подобно грекам, и предпочли пустую славу истинному величию быть блюстителями

закона, тогда бедствия опять обрушились на Иудею. Захария ясно предвидел

раны своего отечества и описал их с определенной точностью. Сион делается

добычей грабителей, опустошение и беспорядок будут царствовать в его стенах.

Но победы мужественных Маккавеев прекращают эти несчастья, избавляют страну

от бедствий, а врагов ее усмиряют. Предвечный будет помощником: «Господь

Саваоф будет защищать их, и они будут истребить и попирать пращные камни,

и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши,

как углы жертвенника» (Зах. 9:15), потом пророк, подобно Аггею, хвалит

второй храм и говорит, что в нем уже не будет ни идолов, ни ложных богов,

ни ложных пророков. «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю

имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков

и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец

его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что

ты ложь говоришь во имя Господа» (Зах. 13:2—3). Известно, что все это исполнилось;

известны также и блистательные успехи Маккавеев. Но здесь достойно замечания

одно обстоятельство, которое пророк обозначил, а именно, что сам Иуда будет

сражаться против Иерусалима. И это случилось во время Маккавеев, когда

Иерусалиму изменили дети его. После этих войн Захария предсказывает продолжительное

спокойствие. Иуда могуществен; народы, причинявшие ему обиды, унижены,

соседственные враги также наказаны, как-то: филистимляне и сирийцы. Напрасно

Тир и Сидон истощают свою мудрость: они остаются в стыде; стены их падают

от дыхания Божия. Дамаск, гордость Сирии, падет, потому что причинил много

несчастий детям Иакова. Аккарон, Газу и Аскалон постигнет та же участь.

«Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется

Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей

(то есть как природный житель Иерусалима). И Я расположу стан у дома Моего

против войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить

притеснитель, ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это. Ликуй от радости,

дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе,

праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне

подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и

сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его

будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9:7—10). Этот миролюбивый

царь своей кровью освободит пленных и извлечет их из тьмы заблуждений.

Захария, предсказав это чудное счастье, начинает говорить о бедствиях.

Он вдруг видит огонь во храме, вся страна с главным городом разрушается,

убийцы и грабители и царь, покровительствующий им, начинают являться здесь.

Но Бог заботится о своем народе; Он Сам делается его пастырем, и Его власть

поддерживает избранных детей. Но наконец беспорядки гражданские возобновляются,

дела приходят в дурное состояние. Время этих беспорядков обозначается одним

известным характером; три пастыря, то есть три царя, являются в одно и

то же время. «Я уничтожу, — говорит Господь, — в один месяц трех пастырей,

потому что они дурно заботились о моем стаде; и, видя, что Мой народ остается

неблагодарным, Мое сердце ожесточилось на них, потому что он изменил Мне

и не остался твердым в Моих заповедях». Господь уже больше не будет их

пастырем, то есть перестанет управлять иудеями с такой заботливостью, как

прежде; Он оставил их самим себе, собственному их несчастью; дух раздора

и ненависти будет господствовать между ними, и Он уже больше не будет предотвращать

те бедствия, которые постигнут их. Таким образом, «не буду пасти вас: умирающая

— пусть умирает, и гибнущая — пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть

одна другой» (11:9). Итак, союз Господа с евреями разрушается; начало их

падения есть падение трех пастырей, или государей. Но кто суть эти три

царя? Читатель, разумеется, уже догадывается, что здесь говорится об Аристовуле

и Гиркане, которые были свержены Помпеем, и об Антиохе, которого генерал

римский умертвил тогда же. Но среди этих несчастий, которые Захария с такой

ясностью предсказал, является еще величайшее бедствие. Немного спустя,

во время этих беспорядков, Бог продается за тридцать сребреников от Его

народа, столь жестокого и неблагодарного, и пророк видит все даже до поля

скудельного. Следствием всех этих несчастий и раздоров между правителями

народа власть его совершенно падает. Чтобы наказать злоупотребление этого

света и власти, которые получены от Господа, Иерусалим будет как камень,

попираемый всеми народами. «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха,

который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных

не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и

копыта их оторвет» (1:16). Но что сказать об этом чудном видении, где пророк

видит поражение пастыря? «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы?

И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись

на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря,

и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых» (Зах. 13:6—7). Что сказать

о том, как смотрит народ на Бога, Которого он предал смерти? «И они воззрят

на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном

сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (12:10). Тогда пророк взывает,

что две части из них будут потреблены от земли, а третья останется на ней

(две части суть иудеи и язычники, а третья христиане). И Захария предсказывает

те искушения, которым подвергнутся последние. «И введу эту третью часть

в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото:

они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и

они скажут: «Господь — Бог мой!» (13:9). Но удивительнее всего в этих видениях

то, что Господь посылается Господом, чтобы он шел жить в Иерусалим, куда

соберутся все язычники, и Он сделает их Своим народом и будет жить между

ними. Все нации придут в святой город, чтобы почитать верховного царя и

поклоняться Ему в Его храме. Память святого пророка Захарии празднуется

церковью 8 февраля.