БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ВЕСЕЛЕИЛ и ЕЛИАВ

ВЕСЕЛЕИЛ и ЕЛИАВ

ВЕСЕЛЕИЛ и ЕЛИАВ . Первый был сыном Урии, из колена Иудина, а второй — сыном Ахисамаха, из колена Данова. Господь назначил обоих строителями скинии и Ковчега Завета. «Я исполнил их, — говорил Господь, — Моим духом мудрости, ума и знания». Иудеи стояли станом в пустыне Санайской, когда эти два искусные мастера построили скинию по плану, показанному самим Господом Моисею на горе; народ с такой ревностью приносил свои пожертвования в пользу священного предприятия, что архитекторы принуждены были сказать Моисею, что приносят более нужного. Шесть месяцев Веселеил и Елиав трудились над собранием материалов и устройством досок, колонн, покрывал, священнических одежд, алтаря всесожжения, золотого светильника, разных алтарей и Ковчега Завета. Работы начались в первый день второго года по исходу израильтян из Египта; на них употреблено 29 талантов 730 сиклей золота, 100 талантов 1775 сиклей серебра, 70 талантов 2400 сиклей меди. Часто спрашивали, каким образом иудеи могли скопить такую сумму; но, считая эти таланты по самой высшей цене, легко отвечать на это возражение: некоторые иудейские и христианские критики не без основания думают, что здесь речь идет о таланте счетном, а не о великом таланте; следовательно, вся эта сумма сводится к двум или трем миллионам; другие возвышают ее до пяти, а некоторые даже до семи миллионов. Но, не оценивая слишком высоко скинию и все принадлежащее к ней, оценим ее в девять миллионов. Вспомним теперь, что евреи вышли из Египта с числом более двух миллионов, исключая иноплеменников, взяв с собою свои богатства и стада. Что же удивительного, если они в избытке своей ревности и радости освобождения принесли капитал, превосходящий требуемую сумму на построение места поклонения истинному Богу? Вот краткий очерк этого здания, описанного самим Моисеем. Скиния, называемая заветом, потому что заключала в себе скрижали закона и условия союза Господа с Израилем, разделялась на две части: двор и собственно скинию. Двор, в который входили с востока, был окружен стеной в 100 локтей длины, 50 ширины и 5 высоты, состоявшей из занавес, поддерживаемых 60 колоннами; капители колонн сделаны были из серебра; серебряные бляхи украшали ложе колонн, утверждавшихся на медных основаниях. Скиния, параллелограмм в 30 локтей длины, 10 ширины; вторая, называемая святая святых, имела 10 локтей длины и ширины; последнее отделение исключительно посвящено было Ковчегу Завета — ящику из благовонного дерева в 4 1/2 фута длины, 3 ширины и 3 высоты, одетому золотой бляхой, украшенному сению и переносимому посредством палок, влагавшихся в золотые кольца, которые прикреплены были к четырем углам; внутри ковчега находились скрижали десятисловия. Золотая доска покрывала верхнюю часть ковчега и оканчивалась с обоих концов херувимом, имевшим вид юноши с двумя крылами; близ ковчега находилась Книга Закона, написанная рукою Моисея. Все предметы, находившиеся в святилище и в святая святых, были сделаны из золота, серебра и дерева сетим; так же как и доски с медным основанием, на которых лежали четыре драгоценные покрывала. Дерево сетим, или ситтим, по общему мнению, есть род акации, которая обильно растет в Египте, черного цвета и имеет много сходства с эбеновым деревом. В святилище находились алтарь предложения, на котором лежали в два ряда 12 хлебов предложения, посыпанные ладаном и солью и переменяемые каждые семь дней; алтарь кадильный, на противоположной стороне, имевший на каждом из своих углов возвышение, или рог, служивший ему украшением, и четыре кольца, в которые вкладывались палки, позволявшие переносить его в путешествиях, во время которых тщательно закрывали их. В святилище находился также семисвечник, отделенный от алтаря предложения алтарем кадильным. Каждая из его ветвей состояла из ряда небольших пластинок, имевших вид миндаля, поддерживавших яблоко, на котором находился цвет (все это было вылито из чистого золота); этот светильник освещал скинию, которая не имела другого света. Щипцы и щипчики также были сделаны из чистого золота. Среди двора находился алтарь жертвенный, на котором постоянно горел священный огонь; этот алтарь был не что иное, как большой ящик, сделанный из дерева сетим; он стоял на открытом воздухе, чтобы огонь и дым не портили скинии. На каждом из его углов находилось то украшение, которое мы назвали рогом; во впадинах, сделанных в нем, находился медный ростер, на который падали угли и зола; алтарь всесожжения был переносной, и Моисей приказал сделать с каждой из его сторон кольца, чтобы переносить его с одного места на другое. Остается упомянуть еще о медных сосудах и медной умывальнице, находившейся при входе во двор. Эта умывальница, из которой священники брали воду для очищения, получила впоследствии, по причине своей вместимости, название медного моря. Только первосвященник входил однажды в год в святая святых. Священники, служа в святилище, не имели никакой обуви. Левиты исполняли свои обязанности во дворе, где лица, приносящие жертву, приближались на весьма небольшое расстояние. Народ со всех сторон окружал внешнюю ограду.