БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ВАРУХ

ВАРУХ

ВАРУХ ,пророк, по свидетельству Иосифа Флавия, происходил от знатной фамилии; думают, что он был братом Сареи, сына Нерии, которого Седекия посылал послом в Вавилон. Варух искренно привязался к Иеремии и сделался его верным учеником и писцом. Когда Иеремия, продиктовав ему пророчества в первый раз, приказал прочесть их пред народом, Варух испугался опасности, которой мог подвергнуться при исполнении этого повеления; тогда Иеремия сказал: «Послушай, Варух, что возвещает тебе Бог Израилев: ты говоришь — я несчастен, болен, слаб, не нахожу покоя ни днем, ни ночью; слушай же, что говорит Господь: Я создал, Я и разрушу, Я насадил, Я и исторгну и погублю всю эту землю. Хочешь ли снискать себе что-либо великое? Не ищи ничего подобного, будь доволен тем, что Я сохраняю твою жизнь и спасаю тебя везде, где бы ты ни был». Дон Калмет и другие толкователи думают, что Варух сопровождал Сарею в Вавилон и носил письмо Иеремии к пленным; но по общепринятому мнению, Варух жил в Иудее со своим учителем, был товарищем его в темнице, во время последней осады Иерусалима Навуходоносором. Иосиф Флавий говорит, что когда Навузардан возвратил свободу Иеремии, то и Варух удостоился той же милости из уважения к великому пророку. Как бы то ни было, кажется, что строгость ученика сделала его еще более ненавистным для иудеев, чем его учитель; это видно из того, что, когда иудеи спрашивали у Иеремии совета относительно намерения удалиться в Египет и когда пророк не одобрил этой мысли, раздраженный народ обвинил Варуха во внушении такого ответа, чтобы отдать его в руки халдеев. Но иудеи исполнили свое намерение и увели с собою обоих пророков. Иеремия, по общему мнению, умер в Египте; очевидно, что уже после его смерти Варух прибыл в Вавилон, где написал книгу пророчеств и прочитал ее перед Иехониею и всеми пленными, в третий год после разрушения Иерусалима. Пророк рассказывал, что иудеи, тронутые этим чтением, собрали серебро, чтобы послать его во святой город на жертвы алтарю Господню; что около того же времени и туда же отосланы были серебряные сосуды, сделанные Седекиею после падения Иехонии и перенесенные в Вавилон; что, посылая своим братьям эти сосуды со своими пожертвованиями, пленные просили их молиться за Навуходоносора, за его сына и за них и читать всенародно среди развалин храма посланную им книгу Варуха. Эта книга начинается с 15-го стиха 1-й главы. Сначала пророк от имени всех своих братьев исповедует справедливость наказаний Божиих и умоляет Иегову о его милосердии. Потом он обращается ко всем детям Израиля и советует им признать, что неверность есть единственная причина их несчастий. Показывает, что мудрость происходит от одного Бога, Который, по своему особенному благоволению, открыл и иудеям, дав им Закон Моисеев, и потом возвещает, что сам Иегова придет за землю для наставления людей. Откуда происходит, что Израиль на земле вражеской живет в чужой стране, вменяется с мертвыми и почитается нисшедшим даже в могилу, как не от того, что он оставил источник премудрости? Если бы он ходил в путях Господних, то наслаждался бы вечным миром. «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним... После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36, 38). По мнению отцов церкви и толкователей, последние слова относятся к Мессии, согласно с выражением св. евангелиста Иоанна, столь сходным с выражением пророка: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). После этого человек Божий умоляет своих братьев обратиться к Господу в чистоте души и исполнять Его заповеди терпеливо, ожидая дня освобождения. Он изображает их неверность и бедствие Иерусалима, который, как отчаянная мать, плачет о потере своих детей, уведенных в плен за грехи, и приглашает их возложить всю надежду на Господа, Который освободит их; пророк потом утешает город, обещая поражение его врагов и возвращение рассеянных сынов его. Наконец, Варух приглашает Иерусалим оставить печаль, потому что его дети, отведенные в плен с бесчестием, возвратятся, украшенные великолепием вечной славы небесной. Всемогущий облечет его в двойную одежду правосудия и возложит на голову его вечно сияющий венец; Иегова наполнит его светом, который озарит все концы вселенной и даст ему вечное имя: Мир правды и слава благочестия. Это приглашение, эти величественные обетования не относятся исключительно к земному Иерусалиму. Книга Варуха, состоящая из шести глав, не находится в еврейском подлиннике; но часто встречающиеся в греческом тексте, служащем для нас подлинником, гебраизмы этой книги ясно доказывают, что первоначально она написана была на еврейском языке; есть еще два сирийских перевода этой книги, но по древности они уступают греческому. Известно, что иудеи ставили для себя законом считать каноническими только те книги, которые написаны были на их отечественном языке, следовательно, они не могли считать каноническими пророчества Варуха, если бы они были написаны не на еврейском языке. Правда, книги этого пророка нет в каталоге Священных книг Оригена, Мелитона, св. Илария, св. Григория Назианзена, Руфина, бл. Иеронима; последний говорит о ней в таких выражениях, которые заставляют думать, что они причисляли ее к книге пророка Иеремии, как делали другие отцы церкви, например, св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий, св. Епифаний, бл. Августин и многие другие отцы и учители церкви, которые приводят пророчества Варуха под именем Иеремии; в церкви Западной места, читаемые при богослужении из пророка Варуха, читались под именем Иеремии (lectio leremiae). Посему несправедливо протестанты домогаются сделать сомнительной эту книгу, основываясь на том, что этой книги нет теперь в каталоге еврейском, и на молчании некоторых отцов церкви. Наша церковь признает книгу пророка Варуха канонической. Что мы сказали о книге пророка Варуха, то же равным образом можно отнести и к посланию Иеремии. В этом послании, адресованном к пленным, которых, по разрушении Иерусалима, Навуходоносор должен был отвести в Вавилон, Иеремия, предсказав им возвращение в отечество, увещевает их не принимать участия в идолопоклонстве халдеев и пространно показывает суетность и ничтожность идолов. Бл. Иероним положительно говорит, что это послание не принадлежит тому пророку, имя которого носит; но независимо от изложенных выше причин о том, что собственно принадлежит Варуху, это послание приписывали Иеремии и иерусалимские иудеи, которые в 124 г. до Р. X. писали к своим египетским соплеменникам, что в писаниях пророка Иеремии находятся советы, касающиеся выходцев из Иудеи в страны чуждые, советы не забывать заповедей Господних и не впадать в блужение духа при взгляде на идолов, украшенных серебром и золотом. Очевидно, что это прямо относится к посланию Иеремии, которое обыкновенно помещается после Плача Иеремии. Неизвестно, что сделалось с Варухом после того, как он написал свою книгу. Раввины утверждают, что он умер в Вавилоне. Память его была в большом уважении у иудеев и христиан. Иосиф Флавий замечает, что Варух, будучи знаменитого происхождения, прекрасно владел и отечественным языком. Не имея еврейского подлинника, трудно судить о его слоге, который, впрочем, должен быть близок к слогу славного его учителя (см. Иеремия, пророк). Память св. пророка Варуха празднуется 28 сентября.