БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ВАРНАВА

ВАРНАВА

ВАРНАВА , апостол, называвшийся прежде Иосией или Иосифом, по вознесении Иисуса Христа от апостолов получил имя Варнавы, то есть сына утешения, по причине удивительного дара утешать несчастных, и в то же время сына пророчества, по превосходству, как говорит Иероним, его пророческих даров. Св. Варнава происходил из колена Левиина, родился на острове Кипре, где его фамилия владела землей, так как закон не запрещал левитам иметь собственные земли вне Иудеи. Греческие историки (Климент Александрийский, Strom. L., 11. р., 410; Евсевий, Hist. L.1, С. XXII, lib. 11. с. I; св. Епифаний — Contra Ног. XX., с. IV) показывают, что родители Варнавы послали его в юности в Иерусалим, где он учился со св. апостолом Павлом в знаменитой школе Гамалиила. Предание, сохранившееся в Церкви, говорит, что св. Варнава был одним из семидесяти учеников Иисуса Христа и после вознесения Его был одним из главнейших проповедников Евангелия и вполне заслужил быть допущенным в число апостолов. Подробности о его жизни мы находим только у евангелиста Луки в Деяниях апостолов. Здесь мы видим, что, по примеру первенствующих христиан, у которых все было общее, св. Варнава продал свое наследство на острове Кипре и цену его пронес к апостолам; потом, когда апостол Павел пришел в Иерусалим, спустя три года после своего обращения, св. Варнава представил его апостолам, рассказав им, каким образом произошла в нем эта чудесная перемена, которая столько принесла пользы христианству; после этого, около 42 г., он был послан в Антиохию для рукоположения новообращенных и обширнейшего распространения церкви, делавшей каждый день новые успехи; отсюда отправился в Киликию, в город Таре, чтобы отыскать апостола Павла и разделить с ним труды его апостольского служения (ок. 43 г.). Павел и Варнава отправились вместе в Антиохию, где прожили целый год, проповедуя веру Христову; избранные в 44 г. для доставления милостыни от антиохийских христиан к пресвитерам и старцам церкви Иерусалимской, апостолы отправились в Иерусалим и соединились здесь с Иоанном Марком, братом Варнавы; отсюда все три благовестника отправились в Антиохию, где, по возложении рук, они были избраны апостолами языков и отправились для проповедования язычникам. Сначала проповедники отправились в Селевкию, прошли остров Кипр, где св. Павел переменил имя Савла, которое он доселе носил; потом возвещали учение Иисуса Христа в Са-ламине, на острове Пафосе обратили римского проконсула Сергия Павла и обошли Пергам, Памфилию; здесь Иоанн Марк, ослабленный путешествием и трудами, оставил своих спутников и пошел в Иерусалим (45 г.). Из Пергама Павел и Варнава отправились для благовестия в Антиохию Писидийскую, Иконию, Лист-ру, где язычники, удивленные их чудесами, приняли св. Варнаву за Юпитера, по причине его почтенного и величественного вида, а св. Павла за Меркурия, потому что он обладал даром слова (см. Павел, апостол). Но прибывшие из Иконии иудеи возмутили народ против апостолов, которые поэтому и принуждены были бежать отсюда. Около 46 г. проповедники возвратились в Антиохию. Считают, что св. Варнава был спутником Павла в его апостольских путешествиях в Иудею, Понт, Галатию, Фракию до самой Иллирии. Возвратившись в Антиохию, около 51 г., апостолы предложили вопрос о соблюдении обрядового Закона Моисеева. Павел и Варнава сопротивлялись тем, которые хотели возложить на новообращенных иго обрядовое. Но некоторые из христиан, особенно из иудеев, противились им. Поэтому Павел и Варнава решились лучше предложить этот вопрос на рассмотрение апостолов, которые по этому случаю и составили Первый Иерусалимский Собор. Оба они рассказали здесь об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены в своем служении. По окончании собора апостолы отнесли к верным Сирии и Каликии соборное послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения обрядового Закона Моисеева. Прожив некоторое время в Антиохии, наставляя верных и проповедуя язычникам веру Христову, Павел и Варнава решились посетить христиан других городов. Но между апостолами возникло несогласие. Павел не хотел, чтобы Иоанн-Марк, утружденный первым путешествием, сопровождал их; Варнава же хотел взять с собою брата, с которым и отправился на остров Кипр, а Павел вместе с Силою пошли в Сирию и Киликию. Вот все, что сообщает нам Священное Писание о жизни этого святого мужа; нам ничего не известно ни об остальной его жизни, ни о его смерти. Думают, что св. Варнава был побит камнями от иудеев в Саламине и погребен недалеко от этого города. Феодор-чтец (кн. 11) говорит, что тело его было найдено в царствование Зенона Анфилом, епископом Саламинским, в 488 г., с Евангелием св. Матфея на груди. Память св. Варнавы празднуется церковью 4 января и 11 июля. Св. Варнава оставил нам одно послание, написанное неизвестно к каким христианам. Оно делится на две части, догматическую и нравственную. Первая занимает 17 глав, а вторая — 4. Надо сказать, что всему посланию не достает строгой последовательности. Варнава советует стараться исследовать оправдание и обращать внимание на деятельную и просвещенную веру как на необходимые условия спасения. Потом местами Ветхий Завет опровергает необходимость иудейских жертвоприношений и постов. Затем, для поддержания внимательности к делу спасения, говорит, что последнее искушение, предсказанное Даниилом, уже приблизилось, и велит не слушать тех, которые утверждают, что завет принадлежит иудеям, а не нам. Иудеи потеряли его, а мы через Иисуса Христа приобрели. Далее показывает важность лица и дел Спасителя, предсказанных еще в Ветхом Завете. Во второй части излагает два пути нравственной жизни, путь света, то есть путь добродетельный, и путь тьмы, то есть путь порочный. В заключение апостол советует христианам идти путем света. Критики находят довольно основательные причины сомневаться в подлинности послания Варнавы. Так, в нем есть много таких мест, которые вовсе не могут быть приписаны апостолу; например, Варнава говорит, что Авраам, обрезав из своего дома десять, восемь и триста мужей, имел при этом случае догматы трех букв: I — десять, И — восемь, как начальные буквы имени нашего Спасителя; Т — триста, буква, означающая крест, посредством которого совершено наше спасение. Такое ошибочное понимание Божественной книги недостойно Богодухновенного мужа. Также он принимает ту мысль, что по числу дней творения и мир должен существовать шесть тысяч лет; еще принимает какое-то странное превращение животных из мужского пола в женский и немало тому подобных несообразностей. Подобные заблуждения заставили Климента Александрийского и бл. Иеронима отнести это послание к апокрифам. Да и Церковь не включила его в канон именно за эти недостатки. В опровержение всего этого можно сказать только то, что это послание вышло из рук Варнавы чистым и вполне достойным апостола; но впоследствии, и не позже II в., чуждая рука попортила его. А что Варнава писал послание, об этом свидетельствуют Климент Александрийский и Иероним. Да и само послание носит дух времени I в. Думают, что оно явилось около 70 г., немного спустя после разрушения Иерусалима.