БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Пророк Валаам
Это явление сначала было видимо только ослицей, которая с испугу бросилась
в сторону; раздраженный Валаам стал бить ее жезлом, чтобы возвратить на
дорогу; но поскольку ангел стоял пред ним на тесной тропинке между двумя
стенами ограды виноградника, то ослица, избегая встречи с ним, прижалась
к стене и придавила ногу седока, который продолжал бить ее и таким образом
доехал до такого места, где нельзя было своротить ни направо, ни налево.
Ангел снова предстал, и ослица упала под седоком. Валаам, более и более
раздражаемый этим необычайным упорством, не переставал бить бедное животное;
это время Бог избрал для проявления своего могущества: и отверз Бог уста
ослице, которая стала говорить и жаловаться на своего господина: «Что я
тебе сделала? За что ты уже третий раз бьешь меня?» — «За то, что ты смеешься
надо мною». — «Разве я когда-нибудь делала подобное?» — «Нет». Тогда упало
с глаз Валаама покрывало, и он увидел ангела Божия и поклонился ему. «Я
согрешил, — сказал пророк, — если тебе угодно, чтобы я не шел к моавитянам,
то я возвращусь». Небесный посланник не остановил его путешествия, но возобновил
повеление сообразоваться с волей Божией. Валак, уведомленный о прибытии
человека Божия, пришел к нему и, упрекнув за упрямство, повел в пограничный
город, где поднес ему богатые подарки. Пророк не скрыл от царя своего отвращения
от поддержания его стороны и показал, что Бог не благоволит к нему. Несмотря
на это, на следующий день Валак возвел его на высоты Ваала, откуда виден
был стан евреев. Три раза заставлял он проклинать этот народ, и три раза
Валаам благословил. Пророк поражен был величественным зрелищем израильского
народа; он видел его, без сомнения, духом, среди ужасов обширной пустыни,
которую он должен был проходить, окруженный врагами, с оружием в руках,
живущий только под палатками, всегда готовый вдруг остановиться и сражаться,
народ, которого ничто не привязывает, ничто не удовлетворяет, который смотрит
на все мимоходом, не желая остановиться, который постоянно идет вперед
своего славного назначения и достигает его, несмотря на все противодействия
людей. Валаам все это видел и преклонился пред неисповедимыми путями Провидения.
С высоты горы он созерцал весь стан и, вместо того чтобы проклясть его,
благословил. Его обратили в другую сторону, надеясь скрыть от него красоты,
показывая только одну часть стана; но пророк снова был восхищен и поражен
удивлением, потому что видел эту часть в совершенной гармонии с целым.
Поэтому, сколько его ни поворачивали, он всегда бывал поражаем удивлением
и вскричал: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль расстилаются
они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом,
как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие
воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его
из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему,
раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит
как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен,
и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 24:5—9). Валак, сильно разгневавшись,
заставил пророка замолчать и отпустил его, не дав обещанной награды. Но
Валаам, не уходя, хотел возвестить ему судьбу этого народа и стал пророчествовать:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова
и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов
Сифо-вых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих,
а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся
от города. И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый
из народов Амалик, но конец его — гибель. И увидел он Кенеев, и произнес
притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое;
но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен.
И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет,
когда наведет сие Бог придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят
Евера; но и им гибель!» (Чис. 24:17—24). После поражения мадианитян Валак
погиб от оружия иудеев в последней войне Моисея. В его поведении ничего,
кажется, нет такого, что могло бы привлечь на него ненависть иудеев; некоторые
толкователи говорят, что, прежде чем оставил он царя моавитского, посоветовал
ему соблазнить израильтян, послав в их стан красивейших женщин; но так
как Священное Писание ни слова не говорит от этом обстоятельстве, то надобно
думать, что Валаам имел обыкновенную участь жителей города, взятого силой,
когда в пылу схватки раздраженный победитель не щадит ни жен, ни детей,
ни стариков. Впрочем, и мнение о пагубном совете Валаама отвергать совершенно
нельзя.