БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ВААСА

ВААСА

ВААСА (942 г. до Р. X.), сын Ахии, из дома Иссахарова, был объявлен царем израильским по пресечении дома Иеровоамова, под конец третьего года царствования Асы, царя иудейского. Лишь только новый царь взошел на этот обагренный кровью престол, предмет всех его желаний, не обращаясь к покровительству Божию, он старался упрочить свою власть самыми преступными средствами и довершить преступное дело Иеровоамово. Народ израильский, подражавший всем преступлениям двух последних царей, так огрубел, что не мог уже смириться под всемогущею Десницей, низвергшей в бездну весь дом этих государей. Он видел в этом ужасном происшествии только человеческий переворот, которому надобно было покориться как праву сильного. Дух его лишился ведения путей Божественных с того времени, как Господь отступил от него. Израиль следовал Ваасе во всех заблуждениях, в какие вдавался этот царь. Последний, подражая политике своих предшественников, старался прекратить все сношения своих подданных с подданными царя иудейского; покровительствовал идолослужению, чтобы воспрепятствовать своему народу приносить жертвы в храме Иерусалимском; царь израильский сильно боялся влияния имени и добродетелей Асы, благочестие и мирное царствование которого составляли разительное противоречие с бедствиями царства Израильского. Благоденствие Иудеи могло напомнить этому заблудшему народу его Бога, его законы, его праздники и все сердечные воспоминания времен Моисея и Иисуса Навина. Уже многие дети Израиля, видя благоденствие скипетра Давидова, помышляли покориться Асе, что и сделали впоследствии (см. Аса), и эти два царства, всегда неприязненные друг другу, не переставали вести войну. Вааса, честолюбие которого равнялось нечестию, задумал разрушить царство Иудейское и присоединить его к своему. Но он чувствовал себя слишком слабым для такого предприятия, хотя не отчаивался дать когда-либо почувствовать царю иудейскому всю тяжесть своего гнева. Укрепив города, Вааса набрал войска и в продолжение многих лет готовился напасть на своего врага с успехом. Аса, неусыпно наблюдавший за этими приготовлениями, уничтожал все неприязненные усилия и даже завладел многими городами в колене Ефремовом. Несмотря на это, царь израильский не отказывался от своих намерений. В то время, когда Аса торжествовал победу над царем ефиопским, он вторгся в царство Иудейское, завладел крепостью Рамою и воздвигнул здесь укрепления, господствовавшие над всеми проходами, связывающими два государства. После сего он имел на своей стороне все преимущества войны: но вдруг услышал о нападении на свою страну Венадада, царя сирийского, заключившего союз с Асою. Вааса с неудовольствием принужден был оставить Раму и спешить на встречу нового врага. Венадад завладел уже Айном, Даном, Авелмаином и другими городами колена Неффалимова, на севере царства Израильского. Неизвестно, сам ли Венадад удалился, довольствуясь успехами своего оружия, или Вааса купил мир ценой золота; как бы то ни было, только царь сирийский уже не принимал участия в сражении двух царей. Таким образом, Вааса увидел, что все собралось против него, когда Господь, разгневанный его преступным поведением, послал к нему пророка Иуа, сына Ананиева, возвестить те бедствия, которые разразятся над его домом. Человек Божий, не обращая внимания на гнев нечестивого царя, сказал ему: «За то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова» (3 Цар. 16:2—3). Истребитель дома Иеровоамова должен был содрогнуться, слыша эти страшные угрозы. Если бы он не был погружен в глубокое ослепление, то сердце отца и царя должно было бы разорваться на части, слыша, какие бедствия он готовит своим потомкам. Но нечестивец, который с высоты своего престола давно уже считал игрушкой добродетель и преступление, забыл, что над ним есть неподкупный Судия. Сердце Ваасы было сильно раздражено, его гордость не могла без негодования перенести этого призыва к небесному судилищу; он приказал отвести пророка в темницу и предать смерти (кажется, пророк успел спастись, потому что он же упрекал Иосафата за вспоможение Ахааву, царю израильскому, против царя сирийского). Остальное время царствования Ваасы не ознаменовалось никаким происшествием. После пророчества, в последние дни жизни, он еще более погрузился в нечестие. Наконец умер под тяжестью небесного гнева на двадцать четвертом году своего царствования, в 919 г. до Р. X. Тело его было погребено в Ферсе, столице царства Израильского.