БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ТИМОФЕЙ

ТИМОФЕЙ

ТИМОФЕЙ , возлюбленный ученик великого апостола Павла, родился в Лаконии, и вероятно, в городе Листре; отец его был язычник, а мать иудейка, по имени Евникия; мать Тимофея и его бабка уже были обращены к христианству, и великие добродетели этих двух благочестивых жен имели благодетельное влияние на юность его. Еще в молодых летах Тимофей со страстью предался изучению Священного Писания и почерпал в этом неисчерпаемом источнике ту вдохновенную любовь, которую он позже разливал на всех. Во всей стране тотчас заговорили о познаниях и вере юного христианина; и когда апостол Павел явился для проповеди в Ликаонию, в 51 г. от Р. X., он нашел уже здесь будущего славного епископа; жители Иконии и Листры с такой похвалой отзывались о Тимофее в присутствии апостола, что он сделал его своим сотрудником. Потом возложением рук он посвятил своего ученика на служение слова. Несмотря на молодость Тимофея, апостол Павел не боялся вручить ему такую высокую должность; он знал в нем ту твердую и высокую добродетель, которая не позволяла ему отступиться от принятой обязанности. Учитель язычников в своих бессмертных посланиях всегда называет его своим учеником, любезным сыном, братом и товарищем в трудах. В Послании к Филиппинцам он говорит, что никто с ним так не соединен узами любви, как Тимофей. Апостол Павел обошел Азию со своим учеником. В 52 г. от Р. X. он сел на корабль и прибыл в Македонию, и проповедовал учение в Филиппах, в Фессалониках и в Верее. В этом последнем городе блистательное красноречие апостола возбудило против него ненависть иудеев; но слово Иисуса было так плодотворно по обетованию Спасителя, что его не могло остановить никакое препятствие, ни даже оружие. Тимофей, оставив Верею среди всех этих беспорядков, поспешил в Фессалоники для утешения преследуемых христиан. Уже в Коринфе он соединился с апостолом Павлом, который, после рассказа ученика своего, написал Первое послание к Фессалоникийцам. Из Коринфа апостол Павел отправился в Иерусалим, откуда, по истечении двух лет, пошел в Ефес. Тимофею и Ерасту дал приказание пройти Македонию, чтобы собрать милостыню для иерусалимских христиан. Жизнь Тимофея можно назвать постоянным путешествием. По приказанию апостола Павла он возвратился в Коринф, чтобы истребить некоторые злоупотребления и подтвердить верным то учение, которое он им проповедовал; отсюда, соединившись с Павлом, он последовал за своим учителем в Македонию и Ахаию. Возвратившись в Палестину, апостол Павел взят был под стражу в Кесарии и после двухлетнего плена отправлен в Рим. И Тимофей также попал в узы за имя Христово. Впрочем, несмотря на исповедание своей веры перед народом, он получил свободу. После такого опыта твердости веры Тимофей сделан был епископом, и через возложение рук получил благодать не только совершать таинства и управлять церковью, но и творить чудеса. По возвращении учителя языков из Рима на Восток он оставил своего ученика в Ефесе правителем церкви этого города, чтобы сражаться с ложными учениями и посвящать диаконов, священников и епископов. Он дал ему в управление все церкви Азии. Любовь апостола Павла к своему возлюбленному ученику, его безграничная доверенность к его добродетели и дарованиям высказывались постоянно в посланиях. «Благодарю Бога, — писал апостол Павел к своему сыну по вере, — Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости» (2 Тим. 1:3—4). Тимофей был первым епископом в Ефесе; после него эту должность занимал Иоанн Богослов. Древние мартирологи приписывали ему название мученика. В царствование Нервы, 22 января (37 г. от Р. X.) язычники во время своего праздника, носили по городу идолов, обожаемых народом; ревностный учитель воспротивился этим смешным суевериям, и раздраженная чернь закидала его камнями. Из писаний св. Павлина, Феодора Студита и Филосторгия мы знаем, что останки св. Тимофея торжественным образом перенесены были в Константинополь в 396 г. в царствование Констанса. Св. Павлин прибавляет еще, что мощи этого ученика апостола Павла производили великие чудеса. Тела св. Тимофея, св. Андрея и св. Луки были положены под алтарь церкви Апостолов в Константинополе. Св. Тимофей есть одно из тех лиц, которые выражают свое время. Наше удивление прежде всего должно быть обращено на те высокие дарования, которыми Бог одарил его, чтобы научать народы и освобождать их от заблуждений; как чудны эти люди с их непоколебимой добродетелью, безграничной преданностью, которые всем жертвуют делу Божию и человечества! Как велик этот человек, который скрывается под смертной одеждой апостола, который, устремив свои взоры в будущее, живет безбоязненно в настоящем и ничего не просит от ближних, как только свободы служить им и положить душу свою за них. Память его празднуется 4 и 22 января.