БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СТЕФАН

СТЕФАН

СТЕФАН , дьякон и первый мученик христианский. В описании жизни или, лучше, знаменитого конца этой жизни мы не отступим от рассказа, находящегося в книге Деяния апостолов. Высокая добродетель христианского героя, его высокая, полная силы и чудес проповедь, сильная ненависть врагов его, их пронырства, чудные обстоятельства мученичества святого дьякона — все это передано нам устами богодухновенного человека. Оставим писателям церковным изыскания глубокие и ученые о том, где родился первомученик Стефан, какое его звание, какой веры и звания были его предки. Немного возвысит славу Стефана, если поместить его между древними патриархами и пророками. Первомученик Стефан, окруженный божественной славой, занимает первое место в списке мучеников христианских, в списке всегда открытом, в который вера время от времени и до последних дней будет вносить имена, триумфы и победы своих защитников. Церковь Иерусалимская, оплодотворенная проповедью апостольской, распространялась каждый день, и число ее членов распространилось до того, что апостолы, занятые проповедованием слова Божия, не могли заниматься уже управлением ее. Для прекращения ропота, который возник между греками, по тому случаю, что евреи презирают их вдов при раздаче милостыни, апостолы, собрав множество учеников, сказали им: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2— 4). Собрание избрало Стефана, человека полного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, антиохийского прозелита. Эти семь дьяконов поставлены были над управлением церкви и раздачей милостыни вдовам. Св. Стефан не ограничился только исправностью касательно временного управления церковью и раздачи милостыни. Молитва апостолов и возложение их рук вдохнули в него новую ревность. Он начал проповедовать Евангелие с непобедимой силой, и истину своего учения утверждал множеством чудес, которые совершались в присутствии всего народа. Свет евангельский быстро распространялся, число учеников со дня на день умножалось, даже и священники иудейские, оставив свои предания, приходили и слушали проповедь апостольскую и обращались к христианству. Слава этих чудес поселила глубокую ненависть в иудеях. Они не могли простить св. Стефану его многочисленных обращений и побед, которые одержало его слово. Смерть его была определена. Это было единственное средство заставить замолчать проповедника, которого они не могли ни остановить, ни противодействовать ему, ни противоречить. Первые враги явились отпущенники киринейские, александрийские и малоазийские. Эти люди, ослепленные предубеждением своей нации, а еще более ненавистью, решились сначала вступить в спор со Стефаном и победить его на словах. Но они со всем своим красноречием должны были замолчать. И могли ли они противостоять мудрости и духу, который говорил устами проповедника Христова. Куда было обратиться, чтобы отомстить униженную гордость? Где искать подпоры иудейству, которого самые основания подорваны св. дьяконом. Прибегли к обыкновенному средству, какое могла внушить ненависть. Иудеи подкупили несколько человек для лжесвидетельствования; подкупленные пришли в синагогу и сказали, что они слышали, будто проповедник Стефан говорит хулу на Бога и Моисея. Этого нелепого обвинения достаточно было для ненависти иудеев, чтобы взволновать народ, старейшин и учителей закона. С шумом бросились и схватили св. Стефана и представили синагоге. Тогда бывшие уже тут лжесвидетели сказали: «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян. 6:13—14). После этих слов собрание обратило свои взоры на обвиняемого и увидело лицо его сияющим, как лицо ангельское. Когда начальник собрания спросил, что он скажет касательно этого обвинения, тогда проповедник защитил дело Божие и честь Евангелия с силой и достоинством апостольским. В своей речи, об этом замечательном памятнике христианской древности, вдохновенный Стефан начертал дивную картину чудес и благодеяний, какие сделал Бог для иудеев, этого неблагодарного и жестокосердного народа. Он выставил им то ужасное преступление, которое они совершили над Иисусом Христом, взяв Его и предав смерти. Они люди жестоковыйные, люди с необрезанным сердце.» и ушами, как они, так и отцы их всегда противились Духу Святому. При этой энергической речи синедрион закипел яростью. Иудеи скрежетали зубами на праведного.

СТЕФАН
Гюстав Доре. Убиение Стефана

Но праведный среди криков ярости, которые угрожали ему смертью со всех сторон, вознес свое кроткое и ясное чело к небу и воскликнул: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). При этих словах иудеи затыкали свои уши, чтобы не слышать этих слов. Собрание с яростью, скрежеща зубами, бросилось на свою жертву и с шумом тотчас вывело его за город подвергнуть смерти за богохульство; мученик был побит камнями. Когда лжесвидетели бросили первый камень, по обыкновению закона, они сняли с него одежду и положили у ног одного молодого человека, именем Савла, который также соизволял этому убийству. Среди своего мучения св. мученик вознес свою молитву к Богу. «Господи Иисусе, пришли мой дух». Потом, став на колени, он воскликнул: «Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». Некоторые из благочестивых христиан, боящиеся Бога, подняли св. мученика и погребли его с великой печалью. Здесь оканчивается рассказ евангелиста Луки. Останки первомученика были скрыты до IV в.; один благочестивый священник, по имени Лукиян, открыл их чудесным образом в 20 милях от Иерусалима, в 415 г., во второе консульство Гонория, и в шестое Федосия Младшего. Кажется, мученичество св. Стефана случилось в конце того года, когда Иисус Христос был распят. Память св. апостола, первомученика и архидьякона Стефана празднуется 4 января и 27 декабря, обретение мощей 15 сентября, а перенесение их 4 августа.