БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СОЛОМОНИЯ, ЕЛЕАЗАР и СЕМЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ

СОЛОМОНИЯ, ЕЛЕАЗАР и СЕМЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ

СОЛОМОНИЯ, ЕЛЕАЗАР и СЕМЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ (Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсеон, Алим и Маркелл) (167 г. до Р. X.). Елеазар был почтенный старец израильский, принявший мученический венец во время гонения Антиоха Епифана. Нечестивый царь оправдывал своей жестокостью предсказание пророка Даниила: «Уже кровь праведных проливается в Сионе, и храм Иеговы, посвященный богам чуждым, сделался местом осквернения». Множество иудеев, уступая страху, оставили богослужение своих предков и приняли участие в нечистоте языческой; а остававшиеся верными оплачивали свое неповиновение страданиями и смертью. Так, две несчастные женщины за одно обвинение в обрезании своих детей, проведены по всему городу с детьми, повешенными на груди, и потом сброшены со стены; так, израильтяне, найденные в пещере, куда скрылись для празднования субботы, погибли в огне, не осмеливаясь даже защищать свою жизнь, потому что этот день был днем законного покоя. В таких-то обстоятельствах Елеазар, один из начальников синагоги, со славой окончил свое долгое и святое поприще среди самых страшных мучений.
Приведенный к монарху и принуждаемый есть идоложертвенное мясо, он мужественно отказался нарушить закон своих отцов, который он хранил от юности с самой точной строгостью. Тогда, без всякого уважения к его возрасту, царские телохранители стремительно бросились на него, оскорбляли, открывали рот, чтобы принудить его есть идоложертвенное, представляли глазам страшные приготовления казни, которая должна наказать его за сопротивление. Бесполезные усилия! Мужественный старец, воодушевленный верой и надеждой, презирает мучения и остается непоколебимым. Друзья его, тронутые ложным состраданием при виде страшной казни, готовящейся для него, желают избавить его от нее одним из тех презрительных средств, которые употребляет боязливая добродетель: они настоятельно советуют ему сделать вид, что он покорился воле царя, вкушая мясо, не запрещенное законом, которое они тайно принесут ему. Но великодушный Елеазар, считая такое поведение' недостойным возраста и характера его, с презрением отвергнул это предложение. Он хотел лучше умереть, нежели своей слабостью искупить немногие дни, которые оставалось ему жить, и его седые волосы сойдут в могилу изъятые от нечистоты. «В моем ли возрасте употреблять подобный обман? — говорил великий человек. — Нет, нет, да не будет сказано, что девяностолетний Елеазар дал юношеству гибельный пример постыдного отступничества, чтобы сохранить слабый остаток жизни. Это значило бы обесчестить себя на конце длинного поприща, пройденного с достоинством и чистотой, и навлечь на мою старость проклятие всех людей. И если бы я избежал рук человеческих, то разве мог бы надеяться избегнуть руки Всемогущего и в жизни и после смерти? Напротив, мужественно умирая за наши святые законы, я явлюсь достойным моего возраста и оставлю всем молодым людям великий пример твердости». Едва святой старец сказал эти слова, как его повели на казнь. Палачи, обращавшиеся с ним с некоторым уважением в надежде обольстить его, приписывая гордости его достопамятные слова, которые они слышали, дали ему почувствовать всю тяжесть своей зверской мести и обходились с ним с крайней жестокостью. При последнем издыхании мученик-герой поднял глаза к небу, отселе единственной надежде, и с глубоким вздохом сказал: «Господи, Боже мой, о Ты, Который знаешь все, Ты знаешь, каким жестоким страданиям я отдаю мое тело, когда мог бы избежать их; но в глубине моей души я переношу их с радостью, из любви к Тебе». Так умер этот достойный сын Авраама, достойный вечно жить в памяти людей. Но не один он сделался жертвой нечестивого царя. Почти в то же время достойный предшественник Нерона и Юлиана, не в силах заставить семь юношей еврейских и их мать отступить от веры, изобрел для них новые казни. Иосиф Флавий рассказывает, что, когда юноши были представлены Антиоху, последний почувствовал к ним большую благосклонность, так они были хороши. Но это чувство скоро переменилось в жестокую месть, когда они доказали, что добродетель верных рабов Божьих была недоступна всем средствам обольщения. Он приказал сначала бить их бичами так, что изрезал тело на куски. Тогда старший из семи братьев, возвысив голос, вскричал: «Чего ты требуешь от нас, царь варварский? Не думаешь ли страданиями заставить нас отступить от нашей религии? Не надейся: мы умрем все прежде, нежели нарушим законы нашего Бога и нашего отечества». Кровожадный царь, оскорбленный этими словами, приказал отрезать язык и конечности рук и ног его и сдирать с головы кожу железными когтями, и изувеченного таким образом положить на медную раскаленную сковороду, где он испустил дух среди самых страшных мучений. Между тем его братья и мать, будучи свидетелями этого кровавого зрелища, те не только не упали духом, но еще и взаимно ободряли друг друга страдать и умереть мужественно. «Господь видит истину, — говорили они, — и утешится в нас, как писано в песне Моисея». Не долго заставили их ожидать: не успел первый из братьев получить мученический венец, как потащили на казнь второго. Содрав с головы кожу, ему предложили кушать идоложертвенные мяса, если он не хочет, чтобы все его тело было облито кровью; после отказа он подвергся той же казни, как и старший брат его. «О нечестивый царь, — сказал он, — испуская последний вздох, — ты отнимаешь у нас эту испорченную жизнь, но будет день, когда Царь вселенной возвратит нам это тело, которое мы предоставляем твоим палачам в защиту наших святых законов». Третий подвергся той же участи: он высунул свой язык тотчас, как потребовали, и держа простертые руки, мужественно повторял: «И я получил эти члены от Неба, но ныне презираю их из любви к Тому, Который дал мне их; ибо я верю, что Он возвратит мне их». Царь и его любимцы не могли не удивляться этой силе характера, которая заставляла юношу, полного надежды в будущем, презирать жесточайшие мучения. Четвертый показал не менее твердости: испуская дух в страданиях, он говорил палачам: «Нам хорошо умирать от рук человеческих, потому что мы надеемся возвратить жизнь в великий день воскресения. Что касается вас, то и вы также воскреснете, но не для жизни...» Среди самых сильных страданий пятый сказал тирану: «О ты, который получил власть между людьми, ты теперь делаешь, что хочешь, хотя и ты так же смертен, как и мы. Но берегись думать, что Бог оставил наш народ; подожди немного и ты увидишь сам и твое племя величие Его могущества и строгость Его судов». Шестой претерпел страдания и смерть с равным мужеством. «Бедствия наши, — говорил он, — суть справедливое наказание за наши беззакония пред Богом: мы сами навлекли на себя этот страшный бич. Не питай тщетной надежды безнаказанности ты, жестокий царь, пришедший к крайней дерзости бороться с самим Богом». Но что сказать нам о матери этих героев веры, которая, возвысившись над своим полом своим мужеством, не пролила даже слезы во все время этого продолжительного и страшного мучения. Какая неизвестная сила попирала законы природы и крови?.. Может ли этот тленный мир объяснить этот великий феномен? Не в вечности ли он заключается? Жена, удивительная между всеми женами, она светлым и спокойным взглядом смотрит на страшные орудия казни, терзающие детей ее; только один страх колеблет ее, страх, чтобы мучения не победили мужества ее сыновей. Поэтому каждый раз, когда каждый из них выходил дать свидетельство своей веры, она ободряла его словами мудрыми, сильными и энергическими; и когда он торжествовал над кровавым испытанием и смертью, она проникалась светлой небесной радостью; казалось, луч света показывал ей светлую душу мученика, летящую через эфирные пространства на лоно бессмертия. «Я не знаю, — говорила она своим детям, — я не знаю, как вы образовались в моем чреве; ибо не я не дала вам дух жизни, не соединила ваши члены в единое тело. Творец мира и всего образовал человека от его рождения; Он же возвратит вам душу и жизнь, по Своему милосердию, в вознаграждение презрения вашего ныне к самим себе». Между тем Антиох, раздраженный и недовольный бесполезностью всех своих усилий, переменил тактику. Он употреблял все средства, чтобы обольстить и соблазнить последнего из семи братьев, нежного ребенка, которого черты выражали ангельскую невинность. Но ни богатство, ни почести, ни счастливая будущность, обещанные ему с клятвой, не могли победить твердости дитя-героя. Царь не добился своего и от матери, которой сделаны были великолепные предложения, если она убедит своего сына исполнить волю царя; наконец она притворилась убежденной и обещала делать все, что потребует от нее. В то же время она приблизилась к своему сыну и сказала по-еврейски: «Сын мой, сжалься надо мной, которая девять месяцев носила тебя в своем чреве, питала три года молоком и воспитала тебя. Дитя мое, умоляю тебя, взгляни на небо и землю и все, что в них и на них содержится, и пойми, что Бог извлек из ничтожества, как и всех людей. Ты не устрашишься этого кровожадного палача и покажешь себя достойным участвовать в страданиях твоих братьев; подобно им, ты претерпишь смерть с радостью, и я скоро увижу вас всех и соединюсь с вами в блаженной вечности!» Она еще продолжала говорить, когда юный мученик, воспламененный ее словами, громко вскричал: «Чего требуют от меня? Я повинуюся не повелениям царя, но Закону, который дан нам Моисеем. Мы терпим эти бедствия за наши грехи; но если Господь, наш Бог, поражает нас Своим правосудным гневом, Он благоволит исправить нас и снова примирится с верными рабами Его. Что касается тебя, злейший и преступнейший из людей, тебя, творец всех наших бедствий, то, несмотря на всю твою кровожадную жестокость против рабов Божьих, напрасно ты думаешь избежать правосудия их Всевидящего и Всемогущего. Не думай, ты пострадаешь на суде Предвечного и понесешь справедливое наказание за свою гордость, между тем как мои братья, претерпев временную боль, наслаждаются теперь вечной жизнью. Я, следуя их примеру, охотно предоставляю мое тело и мою душу в защиту законов моих отцов, умоляя Господа обратить на наш народ милосердный взор и заставить тебя бесчисленными страданиями и бедствиями исповедать, что Он есть единый истинный Бог. Верую, что смерть моя и моих братьев утишит гнев Господень, справедливо отяготевший над нашим народом». Пророческое слово (см. Антиох Епифан) этого удивительного дитя раздражило ярость тирана, приказавшего мучить его наиболее жестоко. Но мученик остался тверд и непоколебим, и последний вздох его был к небу. Наконец, мать, нетерпеливо желавшая соединиться со своими детьми, предшествовавшими ей в славе, в свою очередь получила мученический венец. Память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елеазара празднуется 1 августа.