БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СОЛОМОН

СОЛОМОН

СОЛОМОН (1001 г. до Р. X.), третий царь израильский, сын Давида и Вирсавии. Имя Соломон, или миролюбивый, дано было ему отцом его Давидом, а Иедиаг, возлюбленный Господом, пророком Нафаном. Когда Адония на одном великолепном празднике провозгласил себя царем, тогда Вирсавия возвестила Давиду об этом возмущении, напомнила ему клятву, которую он так часто повторял, что Соломон будет после него царем и хранителем Израиля и Иудеи. Старейшины, сохраняя престолонаследие в доме Давида, не обращали внимания на права первородства и избирали достойнейшего. Так из сыновей Давида был признан таким самый молодой, Соломон, который и отцом признан был наследником его престола. Святой царь, недовольный возмущением Адонии, приказал своему первосвященнику Садоку, пророку Пафану, Ванее, сыну Иодаеву, в сопровождении Хереффи и Хелеффи посадить Соломона на царского коня и помазать его при источнике Гионе по обыкновению, уже известному прежде. И в самом деле Соломон в богатейшей одежде был приведен на означенное место и получил священное помазание из рук первосвященника Садока. Лишь только этот обряд кончился, как трубы возвестили о новом царе, и народ, собравшийся во множестве по случаю такого торжества, встретил его восклицанием: да здравствует царь Соломон! Адония и его сообщники пришли в ужас, услышав, как скоро и легко разрушились все их намерения; и преступный князь, опасаясь гнева брата своего, искал убежища в святилище; здесь, держась за угол алтаря всесожжения, просил милости. Соломон обещал забыть его проступки, если он решится быть честным и миролюбивым гражданином; но если он еще возобновит свои преступные покушения или против его престола, или против него, его ожидает жестокое наказание. Но это обещание не избавило Адонию от смерти, которой он подвергся после смерти отца своего Давида. Венчанный пророк, приближаясь к концу своей блистательной жизни, призвал Соломона к себе и после наставления содержать в точности Закон Моисеев высказал ему следующие правила, которыми он должен руководствоваться при начале своего царствования. «Еще: ты знаешь, — говорил ему царь, — что сделал мне Иоав, сын Са-руин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвш их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах, своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. А сынам Верземия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю» (3 Цар. 2:5—9). Эти советы Давида своему сыну мы привели здесь потому, что он считал их для себя обязательством и при самом начале своего царствования исполнил то, что ему приказал отец. Мудрый Соломон начал свое царствование смертью Адонии, который имел неблагоразумие через Вирсавию просить руки Ависаги сунамитянки, наложницы его отца (см. Адония). Иоав был убит при подножии алтаря, несмотря на свои заслуги, усиленные просьбы, а должность предводителя армией была передана Ванею. Первосвященник Авиафар, замешанный так же в возмущении, как Адония и Иоав, подвергся наказанию; из уважения к его заслугам и той должности, которой он был облечен, Соломой сохранил ему жизнь, но изгнал из Иерусалима, лишив первосвященнического достоинства, которое он разделял с Садоком, всегда приверженный к Давиду и его наследнику. Таким образом, исполнилось пророчество, произнесенное Господом в Си-ломе против дома Илия. Что касается Семея, то смерть его случилась, по видимому, вследствие условий, которые он заключил с Соломоном, который, призвав этого виновного к себе, приказал ему построить дом в Иерусалиме и жить в том городе без выхода; в противном случае, если он перейдет поток Кедрский, «непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей». — «Хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой», — был ответ Семея. согласовавшийся с его положением. Но несчастный забыл свое обещание; три года спустя Семей преступил запрещение, возложенное на него, и ходил к царю гефскому по приглашению рабов, которые бежали туда.

СОЛОМОН
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Соломон судит двух матерей

По возвращении Соломон узнал об этом преступлении обязательства и, призвав Семея к себе, выставил его многочисленные оскорбления, нанесенные Давиду и ему самому, и приказал потом умертвить его; это было наказание не столько за непослушание, сколько за прежние преступления и за побеги, которые он мог всегда предпринять и возбудить недовольных. Но эти наказания осуждают за их жестокость; а между тем они совершенно согласны с духом иудейского правления. И в самом деле, если устранить на время взгляд религиозный, что остается в этих делах? Наказание политических преступлений.
Если все нации христианские подобные измены наказывают со всей строгостью, почему же Соломону не воспользоваться правом, общим для всякого монарха? В этом случае обращают внимание на Иоава, которого бы надобно было помиловать за его старость и заслуги. Но возражающие забывают, что этот генерал сделался убийцей Авенира и Амессея, союза которых он опасался; забывают, что, несмотря на просьбы Давида, он убил Авессалома, когда мог бы его взять в плен, и, наконец, разве не Иоав руководил и поддерживал Адонию; и не мог ли после этого сделаться опасным не только для царства Соломона, но и для его жизни, особенно если в его руках было войско. И сам Иоав знал, какое наказание постигнет его за преступления; страх этого вождя служит достаточным доказательством этому. Смерть его и других сообщников обеспечила царствование Соломона, которого они хотели ниспровергнуть. Утвердившись на престоле, сын Давида поспешил взять в супружество дочь царя египетского, которого Священное Писание называет общим именем Фараона, и который у Евполема называется Вафрой. Если верить раввинам, то эта княжна, по их рассказам, оставила идолопоклонство, и это мнение они основывают на одном месте книги Царств, где говорится, что Соломон жил по заповедям отца своего Давида (3 Цар. 3:3), не мог иметь жены идолопоклонницы; но этой мысли противоречит одно место Паралипоменон, где говорится, что этот монарх ввел дочь Фараона в свой дом, построенный для нее в городе Давидове. Моя жена, говорил он, не будет жить в доме Давида, царя израильского, потому что здесь находился Святой Ковчег. Все это малодоказательно; касательно самого брака мы должны заметить, что он не противоречил закону и что Соломон заключил его лишь из политических расчетов, для приобретения перевеса над соседями, который он и сохранял почти во все время своего царствования. Немного спустя после этого Соломон явился в Гаваон для жертвоприношения; и принес тысячу жертв во всесожжение. В следующую ночь Бог, явившись царю израильскому во сне, сказал ему: «Проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим ? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (3 Цар. 3:5—13). Соломон, пробудившись, вспомнил сон, который видел, и возобновил свое обещание исполнять повеления Божий. Возвратившись в Иерусалим, он повергнулся на землю перед Кивотом Завета, принес всесожжения и дал всему двору великолепный праздник. Некоторые толкователи говорят, что Соломону было тогда 22 года, а другие, что вероятнее, утверждают, что ему было около 30 лет. Мудрость, которою Бог одарил царя израильского, не замедлила проявиться в следующем случае. Две женщины дурного поведения явились к трону, и одна из них говорила царю, что они только две жили в доме, она и жена сия. Сначала родила она, а после трех дней родила и жена сия, и не было в доме никого, кроме них. «И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила». Другая жена отвечала: «Нет, мой сын живой, а твой сын мертвый». И спорили таким образом перед царем, и не могли согласиться. Тогда Соломон приказал принести меч и рассечь живого сына на две равные части и отдать обеим женщинам. Тогда настоящая мать, почувствовав всю тяжесть мучений при мысли о смерти сына своего, сказала царю: «О, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его». Другая же, напротив, просила рассечь пополам, чтобы не досталось никому. Соломон, знавший лучше, чем кто-нибудь другой, тайные пружины сердца человеческого, приказал отдать дитя той матери, которая не соглашалась видеть смерть его; ибо она была мать его (3 Цар. 3:17—27). Из этого поступка весь Израиль увидел, каков суд царя его, и почувствовал к нему страх и уважение; он узнал, что мудрость Божия была в нем, чтобы творить правду. Таким образом, на самом деле исполнилась мысль, которая высказана в книге Притчей о проницательности этого монарха. «В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде» (Прит. 16:10). Соломон решился царствовать мирно и заняться внутренним устройством своего царства. Прежде него не было в обыкновении налагать подати, Соломон исправил этот недостаток. Он разделил свое государство на 22 части, которые одна после другой доставляли ему в продолжение месяца жизненные припасы для его дома, то есть для придворных и для войск, которые находились на службе в Иерусалиме. Эти жизненные припасы состояли из 20 мер муки самой лучшей, из 60 мер обыкновенной, 10 тучных быков и 20 пасущихся еще в поле, 100 баранов; сверх того, доставлялись в каждый день олени, лани, буйволы и домашние тучные курицы. Не нужно думать, чтобы эта подать была обременительная для народа; Израиль и Иудея, бесчисленные, как песок при море, ел, пил и веселился, видя то счастье, каким пользовалось его отечество под мудрым правлением Соломона. Государство наслаждалось совершенным спокойствием. Мудрый сын Давида распространил свое господство над всеми странами от реки Евфрата даже до стран Филистимских и до границ Египетских. Народы, обитающие здесь, платили ему дань и были покорны, пока он был жив. Залог своего благополучия он находил еще в союзах, которые он заключил со своими соседями, которые жили с ним в мире. Египет уступил ему привилегию перед другими нациями покупать тонкий лен и лошадей. Торговля начала распространяться, а вместе с ней и деньги начали получать оборот и благосостояние народа увеличиваться. «И жили Иуда и Израиль спокойно, — говорит священный историк, — каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар. 4:25). Сам царь обладал несметными богатствами; в его конюшнях было около 40 тысяч лошадей рабочих, 12 тысяч верховых; офицеры были поставлены начальниками над 12 дивизиями, о которых мы упоминали, и обязаны были кормить их лошадей и других животных, принадлежавших им. Но ни блеск короны, ни общественные занятия, ни удовольствия двора, ничто не могло отклонить его от занятий; его образование было универсальное. Но естественная история была особенным любимым предметом изучения мудрого правителя Иудеи. Он изучил растения от величественного кедра ливанского до ничтожного иссопа, растущего при стенах; исследовал четвероногих, птиц, рыб и пресмыкающихся. Многие ученые в Иудее, например Гефан, Еман, Халкид и Дард, занимались этим; но Соломон превзошел их всех. Наконец, Соломон составил 3000 притчей и 5000 песней. Имя мудрого царя распространилось далеко; его начали посещать со всех стран и учиться мудрости его; все иностранцы прославляли его как мудрейшего и любезнейшего из царей. В это-то время, когда слава его была чиста и незапятнана, Соломон решился воздвигнуть храм в Иерусалиме. Хирам, царь тирский, узнав, что Соломон наследовал престол отца своего Давида, с которым он был в дружбе, назначил посольство в Иудею, чтобы возобновить союз с царем. Соломон также отправил со своей стороны в Тир послов и предложил своему союзнику снабдить его материалами для дома Божия. «Ты знаешь, — писал он, — что отец мой Давид не мог создать храма по причине неприятностей, которые окружали его престол во все его царствование; но теперь, когда Бог успокоил всех врагов престола израильского, я решился создать дом Богу израильскому. «Итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне» (3 Цар. 5:6). Хирам с радостью принял это предложение; и отправил к нему столько деревьев, сколько он хотел; он приказал с Ливана перевезти деревья на берег моря, а оттуда, положив на суда, отправить в Иоппию. Потом Соломон просил Хирама прислать к нему человека, способного в выделывании золотых, серебряных, медных и железных вещей, человека, который был бы способен делать разноцветные ткани и гравировать, чтобы он способен был равняться с художниками, которых он имеет в Иудее и Иерусалиме. «Итак я посылаю [тебе] человека умного, — писал Хирам к царю иудейскому, — имеющего знания, Хирам-Авия, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего» (2 Пар. 2:13—14). Для прокормления сидонян Соломон назначил выдавать 20 тысяч мер пшеницы и столько мер масла самого лучшего. Гора Мориа, где Авраам приносил во всесожжение Исаака, назначена была местом, где должен был возвышаться храм. Иевуссей Орнан, которому принадлежала эта земля, предложил ее подарить святилищу; но царь заплатил ему 600 монет золотых. Таким образом, в четвертый год царствования Соломона начали строить храм; и по окончании 7 лет это великолепное здание было окончено. Материалы для него были уже приготовлены Давидом. Этот св. царь заготовил для храма золото, серебро, множество железа, меди, дорогах деревьев и различного рода драгоценных каменьев, так что все богатство, приготовленное для дома Божия, превосходит всякое вероятие. Богатства храма Иерусалимского превосходили богатства всех царей, всех дворов и всех храмов древности, славившихся великолепием и роскошью. Можно прийти в недоумение при виде тех страшных сумм, какие выставлены в книге Паралипоменон: 100 тысяч талантов золота и миллион талантов серебра; судите по весу, какова должна быть сумма, если принять, что талант золота равнялся 15 577 рублям 37 копейкам, а талант серебра 1004 рублям 87 1/2 копейки серебром; 62 тысячи хананеян подданных были заняты работой; 80 тысяч тесали и отделывали деревья; каменщиков израильских было 30 тысяч и около 10 тысяч было смотрителей за работами. Все работающие месяц занимались, а на два месяца уходили домой для отдыха. Адонирам был начальником над всеми. Сидоняне работали вместе с иудеями: те и другие соединились узами дружбы и единодушно строили храм своему Богу. Ревностный Соломон в короне, окруженный своими царедворцами, каждый день посещал и ободрял работающих. Камни привозились тесаные и отделанные, чтобы во внутренности здания не слышно было звука ни молотка, ни другого какого-нибудь орудия. Ничто не забыто было для означения, что это строится дом Господу. Храм, то есть святая святых, имел 60 локтей длины (100 футов), 28 ширины и 30 локтей высоты. С внешней стороны стены, образующей собой род параллелограмма, исключая фасад, возвышались галереи в три этажа, первый имел в длину 5 локтей, второй 6, а третий 7. Вход в здание был с самой меньшей стороны, обращенной к востоку; впереди были сени в 20 локтей ширины. Двор обнесен был стеной, которая была окружена зданиями в три этажа; сюда примыкала третья стена, окружающая двор языков. Все эти здания были назначены хранить сокровища, быть местом для чередных священников, сосудов с водой для очищения и всего, что относилось к ежедневному служению. Но самая замечательная зала, находящаяся под южным портиком, была так называемая зала каменного моста; здесь-то народ собирался для своего присутствия по примеру Моисея, и старейшины, которые также приходили на это собрание при входе в святилище. К югу были три залы, говорят древние учителя, которые назывались залой деревянной, залой источника и залой писаного камня. В этой-то последней, которая называлась домом справедливости, собирался великий совет, который, кроме других дел, рассматривал достоинство настоящих священников, когда кто-нибудь из них был осужден и признан недостойным исполнять свои обязанности, получал черную одежду и удалялся из священного места; когда кого-то признавали достойным, ему давали белую одежду и вводили в число служителей. Совет радовался, если в фамилии Аарона не было никого достойного выговора или наказания, и воздавал хвалу Богу.
Два другие, меньшие собрания имели свои заседания — один при входе в храм, а другой — при входе в сени. Камни, назначенные для основания этого здания, равно как и для дома царского, который назывался домом из дерев Ливана и который стоял к западу храма и соединен был с последним галереей, имели объем 18 футов; они были отделаны по одинаковой форме и в одинаковую меру. Когда внешняя часть храма была закончена, Бог явился Соломону и сказал: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12—13). Соломон, ободренный таким Божественным обещанием, принялся с большей ревностью за внутреннее украшение храма; он покрыл его кедром, а на нем изобразил различные цветы, пальмы и херувимов, и все это покрыто было золотом. Святая святых, или прори-царище, которое простиралось от 20 до 60 локтей, отделялось от святого богатой завесой, висевшей на золотых кольцах; сюда также вели двери, сделанные из оливкового дерева и украшенные рельефными украшениями; двери вертелись на петлях того же металла. Кипарисовые двери в святое состояли также из двух половинок и украшены были также богато. По обе стороны этих дверей в стенах возвышались две медные колонны, которые в окружности имели 18 локтей с капителями в 3 локтя, представляя вид вазы, покрытой сеткой, украшенной различными цветами и гранатовыми яблоками; одна из этих колонн называлась Иакин, а другая Воаз, что можно перевести: твердость и сила.
Сверх этих украшений были всякого рода золотые канделябры, лампы, чаши, сосуды для воды, кадильницы и проч., и все это золотое в бесчисленном множестве. Присоединим к этому алтарь кадильный, покрытый также золотом, столы для хлебов предложения, всю посуду и все вещи медные, лоханки для очищения, скребницы, алтарь всесожжения, огромная чаша, которая поставлена была на 12 медных быках и имела вид лилии, и другие чаши, меньшего размера, поставленные на таких же колесах; все эти вещи вылиты в глине при Иордане, под надзором Хирама, который был очень искусный мастер в этом роде. Наконец, в самом святилище, кроме херувимов, сделанных Моисеем, были поставлены два херувима, сделанные из оливкового дерева, которые представляли юношей в 10 локтей высоты и с двумя крыльями, длина которых простиралась также до 10 локтей; крылья этих херувимов соединялись и покрывали всю широту здания. Тут же было множество покрывал гиацинтовых, пурпурных и червленых. Пол храма был вымощен прекрасным мрамором, который был также украшен затейливыми изображениями. Когда все это закончилось, предложили перенести скинию, долгое время находящуюся в Гаваоне, в Иерусалим, и золото, серебро и все богатства, там находящиеся, отдать также туда. Старейшины Израиля, начальники колен, отцы семейств собирались для перенесения Кивота Господня в град Давидов. Это великолепное и торжественное шествие совершалось в сопровождении царя, множества народа при звуках труб, гуслей, барабанов, цитр и кимвалов. Левиты и певчие, одетые в льняные одежды, пели псалом: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» (Пс. 106:1). Дом Божий тотчас осенило облако, так что священники не могли здесь находиться и исполнять своих обязанностей. И при этом обстоятельстве были не один первосвященник или священники, которые благословляли собрание, но сам царь, великий собор старейшин и весь народ иудейский. Соломон, встав, благословил предстоящий народ и сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею!» Потом, восшедших на медный алтарь среди большого двора, произнес громким голосом следующую молитву, воздев руки к небу: «Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею. И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною». И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие. Будет ли на земле голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель ли будет теснить его в земле его, будет ли какое бедствие, какая болезнь, — при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих: чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил. Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба молитву их. и прошение их и сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: «мы согрешит, сделали беззаконие, мы виновны»; и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделен пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним: ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи. Да будут [уши Твои и] очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, ибо Ты отделил IK Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи. После этих слов Соломон, не переставая держать руки поднятыми, дал народу новое благословение. «Благословен Господь /Бог/, — сказал опять царь, — Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея; да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; и да будут слова сии, которыми я молился [ныне] пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне» (3 Цар. 8:23—61). Торжество освящения храма совершено за 1082 года до Р. X., после 473 лет по исходе из Египта, спустя 184 года после взятия Трои и за 243 года до основания Рима. При этом торжестве Соломон принес в жертву Господу 22 тысяч волов и 120 тысяч овец; их приносили среди двора, потому что подобный алтарь всесожжения не мог поместить такого необъятного числа жертв; вслед за этим дан был великолепный праздник, в котором принимал участие весь Израиль, собравшийся в Иерусалим со всего царства; народ был поражен удивлением при виде своего правителя, благословлял его и возвращался домой, насладившись зрением всего чудесного, которое окружает царя и храм его Бога. По окончании строительства храма Бог явился Соломону во сне, как в Гаваоне, и сказал ему: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделен все по молитве твоей]. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом». Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие»» (3 Цар. 9:3—9). Кроме храма Соломон построил для себя разные дворцы, в которых он сосредоточил столько великолепия и роскоши, что напрасно их было бы искать у других восточных монархов, которые, со всем своим богатством и блеском, покажутся бледными в сравнении с царем израильским. Он обнес Иерусалим крепкими стенами, устроил площадь Мелло, находящуюся между дворцом и храмом, основал, укрепил и украсил города Гезер, Магеддон, Газер, нижний Вефорон и Валааф. Блистательная Пальмира (Фадмор), лежащая к северо-востоку от Иерусалима и Дамаска, обязана своим существованием Соломону; большие дороги, о которых еще Моисей говорил, были многочисленны, — во всей Библии, главные признаки падения изъясняются следующими словами: большие дороги находятся в упадке. В Иерусалиме дороги были выстланы черным камнем. Сколь ни велико было богатство, которое оставил Соломону отец его Давид, но и его не было достаточно для всех предприятий; поэтому царь и наложил значительные налоги на израильтян и очень большой контрибуцией обложил народы, подвластные ему, как-то: аморреян, гефеян и другие, которые пережили поражение своих отцов; и царь тирский представлял ему около 120 талантов золота. Правда, Соломон, чтобы отблагодарить того государя за услуги, которые он оказал ему, предложил Хираму 20 городов в Нижней Галилее; но так как эти города были незначительны, то царь тирс-кий отказался их принять. Но этот случай не расстроил доброго союза, который царствовал между обоими монархами, и мы видим их еще более соединенными своими торговыми интересами. С большими издержками Соломон в Асионгавере построил многочисленный флот, который вместе с флотом тирским посещал страны Офир, который, как полагают, лежал при заливе Персидском, плавал в Индию, в Восточную Африку; он совершал много и других долгих путешествий в различные страны, откуда привозил золото, серебро, слоновую кость, редких птиц и обезьян. Мудрый монарх понимал во всей обширности всю пользу, какую доставляет ему географическое положение Иерусалима. Поэтому он хотел сделать его царем провинций и рынком для других народов. Этот великий человек видел, что торговля Западной Азии должна зависеть от него. На юге лежала контора Асионгавер, которая стояла при одном из заливов Чермного моря и доставляла в Иерусалим все богатства Восточной Азии; на севере город Пальмира, который был построен на одном оазисе, в земле неизвестной, служил складочным местом товара между Иерусалимом и Евфратом. Чтобы распространить свою торговлю с городами иностранными, стоящими при Средиземном море, Соломон вступил с ними в дружеские отношения и покровительствовал тем более, что их богатства увеличивали и его собственность. Союзники не могли не уважить его дружбы; они трепетали перед могуществом царя иудейского, помня ту энергию, к какой способен народ израильский под предводительством такого храброго царя, каков был Давид и его предшественники. Упрекают Соломона за то, что он распространил нужды еврейского народа. Торговля израильская просто должна быть, говорят, торговлей компаний и транзитной; территориальные богатства Иудеи доставляли ей все способы производить эти обороты выгодно как для себя, так и для своих компаньонов. Сверх торговых выгод Соломон находил хороший сбыт бесчисленным произведениям своей земли; он выгодно покупал иностранные произведения, потому что перевозка, которая вообще обходится очень дорого, ему ничего не стоила от возвращения купцов. Но вместо этого царь иудейский, увлекшись примером Хирама, кинулся в обширные предприятия и ослабил дух народа, разливши богатства, приобретаемые им. Богатство денег испортило одних, возбудило жажду в других. Иудея сделалась сильной приманкой для своих соседей. Многие из них стояли на самой низшей ступени образования и жили в согласии с иудеями; теперь же не упускали удобного случая овладеть этой завидной землей. Разорительная роскошь распространилась между народом и испортила первоначальную простоту нравов, которая была уделом израильтян; устроенный в восточном вкусе двор, роскошный стол, бесчисленное множество прислуги, придворные — все это опустошало страну и нарушало то равновесие прав и состояний, которое так легко было сохранить при старом положении дел. Результатом всех этих предприятий, говорит один ученый иудей, всех усилий этого блистательного гения, всех этих торговых успехов были раздоры, которые ослабили могущество Иудеи, и потеря той свободы, которой они пользовались при вступлении в Палестину; несчастная судьба, которую Соломон разделил с большей частью царей, напоминает судьбу одного из величайших героев настоящего времени. Впрочем, эти гибельные следствия, столь часто проявлявшиеся при преемниках Соломона, при нем еще вовсе незаметны были. Слава царя израильского постоянно увеличивалась, и он пользовался удивлением во всю свою жизнь. Между коронованными лицами, посетившими блистательного царя иудейского, Священное Писание говорит о царице савской. Окруженная великолепной свитой, она явилась в Иерусалим, чтобы лично проверить то, что о нем говорит молва. Напрасно она старалась помрачить своей пышностью великолепие и роскошь Соломона; напрасно многими трудными вопросами хотела унизить его мудрость и знание. Толковники рассказывают, что царица много раз спрашивала Соломона врасплох и скрывала от него истину, но мудрец всегда открывал ее. Так, однажды она представила ему две розы, одну настоящую, а другую искусственную, но так искусно сделанную, что невозможно было отличить от первой. Соломон взял и пустил пчелу, которая и села на настоящую розу, чтобы взять с нее сок. В другой раз она одела одинаковым образом и с одинаковой роскошью девушек и мальчиков и представила их царю. Имея понятие о красоте, сказала царица царю, и зная тонко черты, узнай, кто из них девушка и кто мальчик. Соломон приказал принести чашу с водой; приказание было исполнено. Тогда царь призывал каждого из них и приказывал мочить руку в воде, и мальчиков узнавал он по тому смелому и ловкому виду, который проявился на их лице, тогда как девушки с трудом только прикасались к воде, не смея омочить в ней своих рук. «Все то правда, что говорят о тебе, — воскликнула тогда царица, — и чему я не верила; я хотела сама лично убедиться и видела даже больше, чем рассказывали. Счастливы служители столь великого монарха. Твоя премудрость выше, твои произведения изумительнее, чем об этом гласит слава». Впрочем, Священное Писание не сообщает нам подобных деталей; оно говорит только, что царь и царица остались друг другом довольны и обменялись богатыми подарками. Никогда не бывало столько ароматов в Иерусалиме, сколько подарила царица Соломону. Некоторые писатели утверждают, впрочем, без всякого основания, что эта принцесса была дочь Соломона, которая после царствовала в Абиссинии, как его наследница. Что касается времени посещения царицы, то можно полагать, что оно было спустя несколько лет после постройки храма, когда Соломон произвел столько чудных работ, между которыми, например, было вылито из чистого золота 500 щитов, разумеется, больше для украшения, чем для пользы, и сделан был престол, которому не было ничего равного. Он состоял из слоновой кости, покрыт был золотом; к нему вели шесть ступеней, и на каждой из них было по льву с той и другой стороны. Таким образом, этот государь заслужил имя самого красивого, самого богатого и самого мудрейшего из царей. Ничто не забыто было им для увеличения своего величия и благополучия. Приведем здесь его же слова из Екклезиаста касательно внешнего величия: «Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих» (Еккл. 2:4—10). Историк Иосиф Флавий прибавляет к нему следующее: «Слава о добродетели и мудрости этого царя, — говорит он, — так распространилась по всей земле, что многие цари не верили тому, что рассказывали, и хотели лично убедиться в истине, свидетельствуя ему свое глубокое уважение посредством богатых подарков. Они присылали ему золотые и серебряные вазы, пурпуровые одежды, всякого рода пряности, лошадей, мулов, столь красивых и сильных, что они должны были ему доставлять удовольствие. Таким образом, у него было от 400 до 1000 колесниц, 20 тысяч лошадей, которые содержались в порядке и были не только статны и красивы, но превосходили своей скоростью всех других. Но свита, окружавшая Соломона, еще более увеличивала его блеск и величие. Ему предстояло множество очень красивых юношей, которые одеты были в тирский пурпур, а в их длинные волосы были вплетены золотые ленты, так что при сиянии солнца головы их казались блистающими. Окруженный этой великолепной стражей, царь каждое утро, по своему обыкновению, выезжал из города на богатой колеснице, одетый в белую одежду, и отправлялся в загородный дворец, называющийся Ефан, который находился близ Иерусалима; и здесь-то Соломон наслаждался различного рода удовольствиями, потому что тут были прекрасные сады, красивые фонтаны и земля самая плодоносная. Счастлив был бы этот государь, если бы он с твердостью шел по стопам отца своего Давида. Но желание быть мудрейшим и славнейшим повергло его в бездну погибели. Возвышенная душа Соломона не могла победить в себе несчастной наклонности к женщинам. Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. Тщеславие заставило его набрать этот сераль, а преступная слабость принимать под свою власть всех иностранцев, от которых он принял богов и чуждые обычаи. Женщины, взятые у народов проклятых, с которыми всякое сношение запрещено, эти женщины заставили его подвергнуться самым грубым заблуждениям. Мудрый царь обоготворил Астарту, богиню сидонскую, Молоха, Аммана, которому приносились в жертву дети, Хамоса, божество моавитян, и посвятил им рощи и высоты. Это идолопоклонство и презрение закона, несмотря на частые повторения, не могли не навлечь ему неприятностей; ум его помрачился, сердце испортилось, и мудрейший из царей сделался неспособным осчастливить свой народ. Впрочем, государство в царствование сына Давидова не подвергалось продолжительным смутам; но стоит слез то унижение, которому оно подверглось впоследствии. Народ, обремененный большими налогами, приготовлял людей, которые, ободренные неудовольствиями своих сограждан, произвели бы возмущение в государстве, если бы могущество и предусмотрительность царя не подавляли все попытки. Бог еще явился Соломону во сне, но уже не за тем, чтобы показать ему новые знаки любви Своей, как прежде. Господь открыл Соломону грозное определение касательно его царства. Он сказал, что после смерти его царство Иудейское разделится; 10 колен будут достоянием Иеровоама, а сын его будет наследовать только два колена, Иудино и Вениаминово. Среди этих недоумений и опасения, что царство Израильское уже не будет принадлежать его потомству, Соломон отошел к своим отцам и погребен был в городе Давидовом. Он скончался на 58-м году своей жизни после 40 лет царствования. Смерть Соломона случилась в середине X в., за 50 лет до Гомера, за один век до Ликурга и за три с половиной века до Пифагора. Неестественное состояние государства в царствование Соломона и бесполезность его начинаний тотчас сделались видны после его смерти. Самая величайшая слава его есть та, что он сохранил в мире свою страну. Но часто царства, как и семейства, сходят в могилу вскоре после того времени, как они стояли на высшей степени славы и могущества. Так, за временем Соломона, как и за веком Перикла, Августа, Людовика XIV, следовали для государства несчастные времена. Но царь иудейский своим личным умом стоит гораздо выше этих знаменитых людей. Несмотря на свои заблуждения и ошибки, источником которых были любовь к женщинам и тщеславие, чудное очарование, которым он окружен был, и мудрость первых лет его царствования делает его всегдашним примером для монархов. Этот государь, под именем Солеймана, известен на Востоке как самый величайший, знаменитейший и славнейший из всех царей земных. Писатели арабские и персидские считают его существом необыкновенным, находящимся в непосредственной связи с Богом. Они с уверенностью рассказывают, что Бог покорил власти Соломона не только людей, но даже добрых и злых духов, птиц и ветры; что птицы часто прилетали и садились к нему на трон и составляли для него тень и служили балдахином; по правую сторону престола было 12 тысяч золотых седалищ для патриархов и пророков, по левую такое же число серебряных седалищ для мудрецов и учителей, присутствовавших при суде царя своего; днем он обучал лошадей, но при наступлении вечернего часа молитвы тотчас сходил с лошади и не позволял ее, как и всех других, ставить в конюшни, оставляя их как бы на служение Богу. Еще прибавляют, что Бог, для награждения верности и послушания этого государя, посылал ему тихий и приятный ветер, но который был так силен, что мог носить его, куда ему угодно, так что он не имел нужды и в лошади. От Соломона остались нам три книги: Песнь Песней, Притчи и Екклезиаст. Ни одна из книг Священного Писания не возбудила столько умов и не разделяла мнений ученых, как книга Песнь Песней. Надобно заметить, что и синагога и Церковь Христианская внесла эту книгу в свой канон за ее таинственное содержание. Иудеи видят здесь символ любви, которая соединяет Бога с Израилем, а христиане таинственное соединение Иисуса Христа с Церковью. В Притчах Соломон имеет главной целью научить юность благочестию, тщательному исполнению своих обязанностей и искать счастья в добродетели. Изречения эти написаны ясно, языком чистым и красноречивым, исполнены образов и чувств, которые сильно действуют на воображение читателя и легко остаются у него в памяти. Критики удивлялись, находя в этом творении царя иудейского целые главы, посвященные описанию распутной женщины; но все эти места выставляют только унизительное положение этого рода женщин, все они имеют целью нарисовать те бесчестные и гибельные следствия, какие влечет за собой связь с этими существами, и через то предотвратить от этих несчастий неопытную юность; разве это недостойно мудреца? «[Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый»... Вот нравственные качества жены: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 6:6—11). Высокими и совершенно поэтическими чертами Соломон описывает вредные следствия изнеженности. Сколько высоких правил мудрости высказано для правителей народа. Толпа народа, говорит Соломон, возбуждает волнения и возмущения, милость и истина спасают трон; справедливость служит опорой престола; правда прославляет народы; справедливый царь делает счастливыми своих подданных; — и много других замечаний, рассеянных в этом творении, которые показывают в авторе мудрого и великодушного правителя. Эти правила часто сравнивают с изречениями Локкмана и Пифагора; но они несравненно выше этих бесплодных и часто ложных мудрствований. Но как Соломон в Притчах является моралистом, так в книге Екклезиаста он является глубоким философом. Целью этой книги было показать трудность и ничтожность жизни человеческой и научить искусству находить счастье в тихой радости. По мнению некоторых ученых, монарх иудейский, обратившись от своих заблуждений, написал эту книгу в последние дни своей жизни, как доказательство своего раскаяния и обращения от идолопоклонства, в которое он впал. Святая Церковь давно произнесла свой суд об этой книге, считая ее богодухновенной и поместивши в канон книг священных. Если истинная философия состоит в том, чтобы узнавать себя, для исследования и сравнения тех впечатлений, которые действуют на нас посредственно или непосредственно, то книга Екклезиаста дает нам право считать Соломона отцом мудрости. Сравните сочинения нравственной философии, исследования нравов прошедших и настоящих, и вы нигде не найдете таких гениальных страниц, полных глубокой истины, как в Екклезиасте. Чей ум более положителен и опытен, как ум царя иудейского? Какой человек идет более прямым путем к решению высоких вопросов и более всего томится жаждой знания? Он стремится к истине и реальности с удивительной энергией. «Что пользы человеку от всех трудов его, — говорит Екклезиаст, — которыми трудится он под солнцем?., то было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем... И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем... И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа... Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! О смехе сказал я: «глупость, а о веселье: «что оно делает?» Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей», и приходит к тому заключению, что все суета... Все эти исследования показали Соломону, что везде суета и крушение духа (Еккл. 1:3, 9, 13, 17; 2:1-3). «Как не удивится при этой мысли Соломона! — восклицает один из проповедников христианских. Да, все под солнцем суета, все, что измеряется годами и уносится быстротой времени, все суета. Отнимите время и изменчивость, сделайтесь вечными, и суеты не будет более. Не надобно дивиться Екклезиасту, что он презирает все, даже мудрость, и не находит ничего лучшего, кроме наслаждения в тиши плодами своих трудов. Мудрость, о которой автор говорит, есть мудрость бессмысленная, способная беспокоиться и ошибаться, мудрость, не понимающая ни настоящего, ни будущего, которая своими разглагольствованиями бесполезно истощается в собрании того, что разметается как ветер. Во всем этом пустота, говорит Соломон. Но отчего бы не предпочесть жизни тихой, где человек невинно и с увлечением наслаждается тем небольшим счастьем, какое ему дала природа, не предпочесть трудам и заботам и снам беспокойного честолюбия. Но этот покой, говорит он, это удовольствие жизни также ничтожно; потому что смерть разрушает и уничтожает все это. Оставим Соломону презирать все роды жизни; потому что с какой бы стороны он ни посмотрел на жизнь, смерть уничтожение всегда является на первом плане, смерть, которая покрывает тьмой все лучшие дни нашего существования. Предоставим ему презирать мудрость. В самом деле, что мы находим истинно мудрого в человеке, если не обращать внимания на ту тайну, посредством которой он соединяется с Богом, что мы находим в жизни нашей, как не бездну глупостей? Что такое и смерть наша, как не пар, который мгновенно разлетается». Видя ничтожность, Соломон потом обращается к тому, что в нас есть великого и постоянного; он говорит об этом в последних главах Екклезиаста: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13). Таким образом, царь, анализируя жизнь человеческую, находит ее пустой, если смотреть на нее, как на что-то существующее в мире; но она будет высокой, если рассматривать ее по тем правам, какие дал Творец. Первые главы Екклезиаста показывают ничтожность творения, а другие — его величие. Песнь Песней, Притчи и Екклезиаст достаточно оправдывают ту высокую славу, какой пользуется мудрый царь израильский. Мы не можем причислить к числу творений Соломона книгу Премудрости, хотя она и носит его имя. Всем известно, что она имеет происхождение гораздо позднейшее. Смотря на методу и слог, это произведение носит на себе след греческого красноречия. Впрочем, кто бы ни был ее автор, надобно заметить, что он между идолопоклонниками, которых распутство и суеверие он описывает. Восходя к началу ложных богопочитаний, он видит в них пустоту и безмыслие и считает их гибельным источником жестокости, нечистоты и всех преступлений, бывших и настоящих. За ее нравственную сторону церковь внесла ее в свой канон; и приписала ее Соломону, которого имя она уже носила на себе. Прежде нежели мы окончим историю этого государя, бросим краткий взгляд на состояние наук и искусств в его царствование. Век Соломона был благоприятным для искусств, как и все великие эпохи истории. Искусство строительное, плавательное, искусство гравирования на драгоценных каменьях, вырабатывания металлов, золочения и искусство скульптурное получили значительное совершенство. Постройка храма, царских дворов, их богатое убранство, изящные произведения, золотые и из слоновой кости, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развило художественный гений народа. Архитектура явилась в формах более пышных и сообразных со вкусом. Талант, где бы ни являлся, получал славу: так Хирам хотя был и иностранец, однако оценен и получил достойную награду. Науки также подвинулись вперед; астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. История медицины, покрытая до сих пор мраком, явилась во всем своем свете. Соломон сам обладал огромными познаниями, из которых он образовал науку лечения наших болезней; он сам написал трактаты о всех животных, деревьях, птицах, растениях, трактаты, к несчастью, затерявшиеся, которые могли бы пролить свет на состояние наук в это прекрасное царствование. С этого времени у евреев развилась любовь к медицине, и наука эта быстро у них развилась; свои медицинские познания они передали сарацинам, а позже и христианам. Навигация также усовершенствовалась; флоты Соломоновы, которые ходили в Офир и в Фарсис, должны были пользоваться картами и делать географические открытия. Может быть, через их путешествия Гомер, живший спустя полтора века после Соломона, мог определить температуру стран, лежащих под экватором.