БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СОФОНИЯ
СОФОНИЯ (ок. 613 г. до Р. X.), один из малых пророков Ветхого
Завета. В начале своей книги он исчисляет своих предков даже до четвертого
рода. Они суть Хусий, Годолий, Амфий и Езекия. Некоторые из толкователей
в этом Езекии хотят видеть благочестивого царя иудейского того же имени.
Но это предположение не имеет никакого основания. Другие же из комментаторов,
следуя мнению лже-Епифания, говорят, что Софония родился в колене Симеоновом,
в городе Сарабафа. Но так как этого имени не находят в Священном Писании,
то и это мнение надобно считать чистым предположением. Пророк начал свое
служение в начале царствования Иосии. Его угрозы против нечестия народа,
против несправедливости судей, лучше всего относятся к этому времени, потому
что Иосия восемнадцатый год своего царствования начал уничтожением злоупотреблений
и очищением Иерусалима от мерзостей. Среди своих предсказаний против Израиля
он возвещает разрушение Ниневии и империи Ассирийской. Взятие Ниневии Навуходоносором
вообще относят к тринадцатому году царствования Иосии. Книга Софонии не
велика, но полна огня и живости; одушевлена сильным негодованием и самым
кротким благочестием. Вопли скорби вылетают прямо из глубины души. Софония
начинает свое пророчество предсказанием гнева Господня на свой народ. «Истреблю
людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с
нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку
Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки
Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются
воинству небесному» (Соф. 1:3—5). Это был род идолопоклонства, заимствованный
у хананеян. В эту эпоху испорченности иудеи воскуряли фимиам перед всеми
богами, исключая истинного Бога Израилева. Немного далее пророк восклицает:
«Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил
Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» (там же, 7); это пророчество
предсказывает не только несчастье, которое должно разразиться над иудеями;
но намекает нам и о великом дне гнева Агнца, как говорит евангелист Иоанн.
Это будет день печали, гнева и отчаяния, день муки великой, день мрака
и тьмы. Согрешившие пред Господом с безрассудством пойдут как слепые. «И
будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые
сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни
добра, ни зла»» (там же, 12). Как верна эта картина с той идеей, какую
мы имеем о великом дне воскресения! Иисус Христос узнает все сердца и откроет
все тайны. Нерадение и равнодушие будут также наказаны, как и нечестие.
Софония угрожает также и начальникам Иудеи, которые не предохранили народ
от уклонения от заповедей Божьих. Известно, какие бедствия Нехао, царь
египетский, заставил претерпеть дом Давида после поражения Иосии в Магеддо.
Потом пророк, как бы пораженный сам этими несчастьями, призывает Израиль
к покаянию с кротостью. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ
необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина —
доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для
вас день ярости Господней» (Соф. 2:1—2). Не слова ли это Иисуса Христа
к своим избранным чадам? Затем служитель Божий возвещает, что Всевышний
поразит врагов Его избранного народа. Города филистимские будут обращены
в пустыню и сделаются жилищем диких зверей; Господь также поразит моавитян
и детей Аммона, как Содом и Гомору, а в развалинах Ниневии будут нападать
на проходящих. Потом пророк угрожает и восстановленному Иерусалиму: «Горе
городу нечистому и оскверненному, притеснителю. Не слушает голоса, не принимает
наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья
его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие
до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные;
священники его оскверняют святыню, попирают закон» (там же, 3:1—4). После
этих печальных слов Софония обращает свой взор на все народы и говорит
об их соединении под одной верой. Господь очистит уста народов, чтобы они
могли призывать Его имя. Живущие по ту сторону рек ефиопских будут приносить
Ему свои молитвы, и рассеянные дети Израиля принесут Ему свои дары. «Ликуй,
дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь
Иерусалима!» (Соф. 3:14). Пророк затем пророчествует, что Господь придет
наказать врагов Его детей и восстановит хромающий и заблудший Иерусалим.
Десять колен израильских будут рассеяны; но в этот день милости Господь
примет их опять под Свое высокое покровительство. Отныне слава Сиона будет
вечна, стыд врагов распространится по всей земле. Эта простая и вместе
трогательная картина рассматривается отцами церкви как изображение конца
мира, когда истинные христиане успокоятся от всех своих несчастий. Слог
книги пророка Софонии полон силы и приятности. Все его звуки дышат печалью
истинной и глубокой. Память празднуется 3 декабря.