БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СОФОНИЯ

СОФОНИЯ

СОФОНИЯ (ок. 613 г. до Р. X.), один из малых пророков Ветхого Завета. В начале своей книги он исчисляет своих предков даже до четвертого рода. Они суть Хусий, Годолий, Амфий и Езекия. Некоторые из толкователей в этом Езекии хотят видеть благочестивого царя иудейского того же имени. Но это предположение не имеет никакого основания. Другие же из комментаторов, следуя мнению лже-Епифания, говорят, что Софония родился в колене Симеоновом, в городе Сарабафа. Но так как этого имени не находят в Священном Писании, то и это мнение надобно считать чистым предположением. Пророк начал свое служение в начале царствования Иосии. Его угрозы против нечестия народа, против несправедливости судей, лучше всего относятся к этому времени, потому что Иосия восемнадцатый год своего царствования начал уничтожением злоупотреблений и очищением Иерусалима от мерзостей. Среди своих предсказаний против Израиля он возвещает разрушение Ниневии и империи Ассирийской. Взятие Ниневии Навуходоносором вообще относят к тринадцатому году царствования Иосии. Книга Софонии не велика, но полна огня и живости; одушевлена сильным негодованием и самым кротким благочестием. Вопли скорби вылетают прямо из глубины души. Софония начинает свое пророчество предсказанием гнева Господня на свой народ. «Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному» (Соф. 1:3—5). Это был род идолопоклонства, заимствованный у хананеян. В эту эпоху испорченности иудеи воскуряли фимиам перед всеми богами, исключая истинного Бога Израилева. Немного далее пророк восклицает: «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» (там же, 7); это пророчество предсказывает не только несчастье, которое должно разразиться над иудеями; но намекает нам и о великом дне гнева Агнца, как говорит евангелист Иоанн. Это будет день печали, гнева и отчаяния, день муки великой, день мрака и тьмы. Согрешившие пред Господом с безрассудством пойдут как слепые. «И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла»» (там же, 12). Как верна эта картина с той идеей, какую мы имеем о великом дне воскресения! Иисус Христос узнает все сердца и откроет все тайны. Нерадение и равнодушие будут также наказаны, как и нечестие. Софония угрожает также и начальникам Иудеи, которые не предохранили народ от уклонения от заповедей Божьих. Известно, какие бедствия Нехао, царь египетский, заставил претерпеть дом Давида после поражения Иосии в Магеддо. Потом пророк, как бы пораженный сам этими несчастьями, призывает Израиль к покаянию с кротостью. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней» (Соф. 2:1—2). Не слова ли это Иисуса Христа к своим избранным чадам? Затем служитель Божий возвещает, что Всевышний поразит врагов Его избранного народа. Города филистимские будут обращены в пустыню и сделаются жилищем диких зверей; Господь также поразит моавитян и детей Аммона, как Содом и Гомору, а в развалинах Ниневии будут нападать на проходящих. Потом пророк угрожает и восстановленному Иерусалиму: «Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю. Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (там же, 3:1—4). После этих печальных слов Софония обращает свой взор на все народы и говорит об их соединении под одной верой. Господь очистит уста народов, чтобы они могли призывать Его имя. Живущие по ту сторону рек ефиопских будут приносить Ему свои молитвы, и рассеянные дети Израиля принесут Ему свои дары. «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!» (Соф. 3:14). Пророк затем пророчествует, что Господь придет наказать врагов Его детей и восстановит хромающий и заблудший Иерусалим. Десять колен израильских будут рассеяны; но в этот день милости Господь примет их опять под Свое высокое покровительство. Отныне слава Сиона будет вечна, стыд врагов распространится по всей земле. Эта простая и вместе трогательная картина рассматривается отцами церкви как изображение конца мира, когда истинные христиане успокоятся от всех своих несчастий. Слог книги пророка Софонии полон силы и приятности. Все его звуки дышат печалью истинной и глубокой. Память празднуется 3 декабря.