БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СИМОН ЗИЛОТ

СИМОН ЗИЛОТ

СИМОН ЗИЛОТ , Кананит, был один из 12 учеников Спасителя. О нем, как и многих других, Священное Писание сохранило очень мало сведений. Уже гораздо позже предание дополнило то, о чем слово Божье умолчало; но это предание разногласит. Впрочем, мы достоверно знаем, что Симон был галилеянин и происходил, может быть, из колена Завуло-нова или Неффалимова; что он избран был в число учеников Самим Иисусом Христом и что получил название Кананита, может быть, потому, что происходил из небольшого города Каны, который ознаменован был первым чудом Спасителя, или за ревность, которую он показал, сопровождая своего Учителя, и это мнение тем вероятнее, что евангелист Лука называет Симона Зилотом, имя, которое по-гречески, по мнению бл. Иеронима (в его толкованиях на Матфея), то же значит, что Кананит на народном языке иудейском (Лк. 6:15; Деян. 1:13). Св. Симон разделял труды и опасности других апостолов до сошествия на них Духа Святого; но неизвестно, куда он отправился после рассеяния учеников, по сошествии на них Утешителя. Греческий историк Никифор Каллист (I, II, с. 40) говорит, что св. Симон после получения Святого Духа в день Пятидесятницы обошел Египет, Киринеику и Африку, проповедовал Евангелие в Мавритании и во всей Ливии; потом, переплыв море Западное, начал проповедовать веру Христову на островах Британских, где после многих чудес, сотворенных им для подтверждения своего учения, получил венец мученический. Минеи говорят почти то же самое. Западные писатели принимают предание об этом ученике, совершенно противное преданию греческому; то же самое разделяют и англичане, Фортунат, епископ Пуатьеский (Сапп. lib. VIII, с. IV), и Беда (Retr. inact. I. V, XIII) говорят, что св. Симон был в Персии. Авдия в своей истории апостолов говорит, что он сам утвержден был епископом Вавилонским от св. Симона и св. Иуды, и что эти праведные были убиты 1 июля, во время возмущения, возбужденного против них языческими жрецами, и убиты были в Суанире, в городе, неизвестном в географии, хотя он и называется великим. Но история Авдия подвержена сомнению от Папы Геласия, Фортуната и Беды, из которых один писал в VI в., а другой в VIII в.; поэтому их авторитеты и недостаточны для подтверждения этого факта. Беда говорит о мученичестве св. Симона и доказывает это мартирологом, находящимся у Евсевия и приводимым бл. Иерони-мом, где говорится, что этот апостол умер в Персии в городе Суанире. Тиллемон (Memoires pour servir a 1'hist. eccl. t. 1) замечает, что этот мартиролог есть самый древнейший, какой только мы знаем; но он часто говорит о происшествиях вымышленных и не может принадлежать ни Евсевию, ни бл. Иерониму; этот мартиролог праздник этому святому и св. Иуде назначает 28 октября, день, который церковь Латинская и доселе празднует. Церковь Православная празднует память Симона 10 мая и 30 июня, говоря в то же время, что он был тот жених, на браке которого в Кане был Спаситель.