БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
, сорок девятый первосвященник
иудейский, второй сын Маттафии, прозванный Фассисом. Перед смертью отец
Маккавеев собрал вокруг своего смертного одра детей, чтобы дать последнее
и прощальное наставление; в эти-то минуты умирающий старец советовал слушаться
Симона во всех трудных обстоятельствах, потому что он есть муж совета;
эти слова произвели глубокое впечатление на храбрых защитников Моисеева
закона, и они не предпринимали ни одного дела без совета Симонова. В продолжение
бурного правления Иуды и Ионафана видим, что Симон является во всех важных
случаях со своей храбростью и безграничной преданностью. Намереваясь напасть
на неприятеля, он услышал, что брат его Ионафан попал в плен к Трифону.
Не медля нисколько, Симон тотчас приступил к делу; он боялся потерять плоды
всех трудов, перенесенных до сего; поэтому возвратился в Иерусалим, с поспешностью
собрал народ, который пленом своего начальника был приведен в уныние. «Сами
вы знаете, — говорил он собравшемуся народу, — сколько я и братья мои и
дом отца моего сделали ради этих законов и святыни, знаете войны и угнетения,
какие мы испытали. Потому и погибли все братья мои за Израиля, и остался
я один. И ныне да не будет того, чтобы я стал щадить жизнь мою во все время
угнетения, ибо я не лучше братьев моих. Но буду мстить за народ мой и за
святилище, и за жен и за детей наших, ибо соединились все народы, чтобы
истребить нас по неприязни» (1 Мак. 13:3—6). Эти слова вдохнули храбрость
в народ, и Симон единодушно был избран правителем Иудеи. Нельзя было сделать
лучшего избрания; никогда не был избираем народом человек, достойнейший
сына Маттафии. До сих пор он разделял все труды, успехи, неудачи и власть
братьев, но ничто не сделало имени его таким славным, как его собственное
правление. Если воинственный героизм был отличительной чертой характера
Иуды Маккавея, если Ионафан политические способности соединял с храбростью,
то, кажется, никогда человек, с сердцем столь справедливым и добродетелью
столь возвышенной, не управлял народом. Храбрый на войне, великодушный
к побежденным, он жертвовал всегда своим счастьем благу общему, занимался
восстановлением беспомощных, торжеством закона и истреблением всякого рода
злоупотреблений; в продолжение должного правления этот мужественный человек
умножил благосостояние своего государства, приобрел уважение иностранцев,
столь лестное вместе и полезное для его народа. Первым намерением Симона
было привести Иерусалим в оборонительное положение; потом он послал несколько
отрядов для удержания мест, вновь завоеванных. Сам между тем выступил в
поход и занял дефилеи, которые служили входом в Иудею; Трифон приближался
к нему, предводительствуя многочисленной армией, и имея при себе несчастного
Ионафана. Лишь только генерал сирийский узнал, что Симон наследовал своему
брату и готов к войне, поспешил послать послов с известием, что держал
Ионафана потому только, что последний должен был царю за свое правление,
и что готов возвратить пленнику свободу, если ему будут высланы сто талантов
серебра и два его сына в заложники, в удостоверение того, что иудеи не
предпримут войны, чтобы отомстить за несправедливость, причиненную им.
Симон знал, что это хитрость; но, боясь ропота, чтобы его не сочли за врага
брату и не стали укорять в скупости, в желании господствовать, послал сто
талантов серебра и двух сыновей Иоанафана. Не успел Трифон получить этот
залог, как поспешил снять личину и уже не хотел освободить пленника. Этот
гнусный поступок возбудил негодование во всех иудеях, и они решились отомстить
самым жестоким образом. Сириянин напрасно старался проникнуть в страну
Иудейскую. Он нашел все пути и города тщательно оберегаемыми и наконец
принужден был отступить со стыдом; даже не имел возможности подать помощь
тем, которые держались еще в крепости Иерусалимской и находились в самом
отчаянном положении. Тогда вся его ярость пала на Ионафана и его детей.
Симон подошел к Васкаме, где брат его и племянники преданы были смерти,
и перенес кости их в Иудею. Глубокая печаль поразила весь Израиль при вести
о смерти храброго Ионафана, который был погребен в Модине, вместе со своим
отцом и братьями. Нежный брат воздвиг на этом месте великолепное здание
из белого мрамора и поставил 7 пирамид: одну для своего отца, другую для
матери, 4 для братьев, а последнюю назначил для самого себя. Все это было
обнесено многими колоннами, на которых были изображены трофеи в воспоминание
подвигов погребенных на этом месте. Между тем Трифон исполнил свой проект,
который он обдумывал долгое время. Так как при содействии Трифона юный
Антиох взошел на престол своего отца, то он имел в своих руках верховное
могущество и надеялся без труда свергнуть с престола законного государя
и заступить на его место. И это преступление тем легче было исполнить,
что юный царь совершенно ему доверился и считал его своим благодетелем
и отцом. Начало царствования хищника ознаменовано было несправедливостью,
жестокостью и грабежом. Симон видел, что необходимо защитить себя против
этого похитителя престола. Не довольствуясь защищением своей страны и охранением
всех входов в нее, он послал послов к Димитрию, который владел еще большей
частью Сирии. Послы сказали царю, что иудеи вооружатся против его соперника,
если он обяжется возвратить им свободу и избавит их от дани. Димитрий,
зная, что можно положиться на храбрость этого народа и на верность его
слова, милостиво принял предложение и отвечал им следующим образом: «Царь
Димитрий Симону, первосвященнику и другу царей, и старейшинам и народу
Иудейскому — радоваться. Золотой венец и пальмовую ветвь, посланную вами,
мы полупили и готовы заключить с вами полный мир и написать заведующим
сборами, чтобы отпустить вам дани. И всё, что мы постановили о вас, да
будет неизменно, и крепости, которые вы построили, пусть принадлежат вам.
Прощаем вам также неумышленные проступки ваши до сего дня и венечный сбор,
который платить вы обязаны, и если другое что взимаемо было в Иерусалиме,
более не будет взиматься. И если найдутся из вас способные быть вписанными
в число состоящих при нас, пусть записываются, и да будет между нами мир»
(1 Мак. 13:36—40). Этот указ, освобождающий Иудею от ига иностранного,
был принят с величайшей радостью, и от этого времени все публичные акты,
в которых прежде ставилась хронология греческая, носил такую надпись: первый
год верховного правительства Симона, первосвященника и вождя иудейского.
Счастье народное, произведенное этим радостным событием, еще более увеличилось
когда возвращена была крепость Иерусалимская. Те, которые держались еще
там, осаждаемые иудеями и удручаемые голодом, отчаялись наконец спастись
и поэтому предложили сдаться на капитуляцию, с условием спасти им жизнь.
Народ Божий вошел в свое достояние с торжеством, нес в своих руках пальмы,
с радостными песнями, воспеваемыми под звуки музыки. Тотчас уничтожились
все следы пребывания неверных. Симон и его братья поселились здесь. Для
всегдашнего воспоминания этого счастливого происшествия учрежден был торжественный
праздник. Иудея была свободна, но слаба. Опустошительные войны оставили
семена раздора, которые не могли не принести плодов. Город Газа, пользуясь
смутами, происшедшими после смерти Ионафана, отложился от Иудеи и изгнал
иудейский гарнизон. Симон не преминул осадить и покорить город: он даровал
жизнь жителям, но изгнал их из города, оставив только верных закону. Этот
город назначен был местом жительства для Иоанна Гиркана, сына Симонова,
замечательного по своим высоким воинским дарованиям, которые проявились
в нем впоследствии. Победы Иуды и Ионафана, их мужественное и отеческое
правление, мудрость и твердость Симона возвратили благоденствие и изобилие
стране, столь долго опустошаемой всеми бедствиями, которые неразлучны с
войной. Под властью последнего сына Маккавеева «иудеи спокойно возделывали
землю свою, и земля давала произведения свои и дерева в полях — плод свой.
Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши
облекались в пышные и воинские одежды. Городам доставлял он съестные припасы
и дела.1 их местами укрепленными, так что славное имя его произносилось
до конца земли. Он восстановил мир в стране, и радовался Израиль великою
радостью. И сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею,
и никто не страшил их» (1 Мак. 14:8—12). Богослужение было восстановлено
со всем великолепием; и вместо криков войны и уныния слышны были песни
радости и веселья. Иудеи, желая увековечить это происшествие, вырезали
все это на медных досках и поставили в галереи храма, где их мог видеть
всякий. Здесь сказано было, что в великом собрании жрецов, предводителей
и старейшин народа, собрании, бывшем в третий год первосвященства Симонова,
вот что было определено: «Наша страна подвергалась частым опустошениям,
и всему миру известно, что Симон сын Маттафии, происходящий от колена Иарива,
и его братия вооружились против врагов, чтобы сохранить святыню и закон.
Они приобрели своими подвигами вечную славу народу иудейскому. Ионафан
соединил народ и сделался первосвященником, но потом отошел к своим отцам.
Враги хотели вторгнуться в Иудею, опустошить страну и осквернить храм.
Тогда восстал Симон; он раздал большую часть своего имущества для вооружения
храбрых и покупки военных припасов, укрепил большую часть городов, отправил
гарнизон в Вефсуру, которая была на границах Иудеи, где сирияне имели свой
арсенал; Иоппия, на берегу моря, и Газа, на границах Азота, попали под
нашу власть и снабжены всем необходимым для защиты. Народ, видя поведение
Симона и все то, что он сделал для славы своего отечества, за его славные
действия общим голосом избрал его предводителем и вождем своим; это достоинство
дано ему за его справедливость, верность и те чрезвычайные усилия, которые
он прилагал для благосостояния своего народа. Под его управлением все стали
жить счастливо, и иноплеменники, разорявшие страну Израилеву, были изгнаны
из города Давидова. Иудеи заняли их место и теперь воздвигают стены Иерусалима.
Царь Димитрий утвердил Симона в первосвященническом достоинстве, сделал
его своим другом, узнав, что иудеи признаны были союзниками и братьями
римлян, которые приняли послов иудейского первосвященника с уважением,
и что народ и жрецы избрали Симона вождем и архиереем «навек, доколе восстанет
Пророк верный». Власть его была так велика, что ему вручен был храм и все
священные веши; ему одному предоставлена была власть избирать мужей, которые
должны были управлять общественными делами, управлять провинциями, командовать
войском и гарнизонами; все без исключения должны быть покорны ему; публичные
акты должны быть писаны на его имя, и сам он должен являться пред народом
в одежде верховного правителя. «И никому из народа и священников да не
будет позволено отменить что-либо из сего или противоречить словам его,
или без него созывать собрание в стране и одеваться в порфиру и носить
золотую пряжку. А кто сделает что-нибудь против сего или отменит что из
сего, будет повинен» (1 Мак. 14:44—45). Авторитет Симона увеличился еще
от следующего обстоятельства. Первосвященник иудейский отправил послов
в Рим для возобновления союза, заключенного еще Иудой и Ионафаном. В это
время дружба римского народа была чрезвычайно важна по своим следствиям,
потому что он уже тогда имел сильное влияние на дела Азии. Нуминий, посланник
римский, отвез различные послания царям и народам, соседственным с Иудеей.
Вот что сенат римский писал к царю египетскому. «Левкий, консул Римский,
царю Птолемею — радоваться. Пришли к нам Иудейские послы, друзья наши и
союзники, посланные от первосвященника Симона и народа Иудейского, возобновить
давнюю дружбу и союз, и принесли золотой щит в тысячу мин. Итак, мы заблагорассудили
написать царям и странам, чтобы они не причиняли им зла, и не воевали против
них и городов их и страны их, и не помогали воюющим против них. Мы рассудили
принять от них щит. Итак, если какие зловредные люди убежали к вам из страны
их, выдайте их первосвященнику Симону, чтобы он наказал их по закону их»
(1 Мак. 15:16—21). То же самое было написано Димитрию, царю сирийскому,
Атталу пергамскому, Ариарафу, царю каппадокийскому, Арсаку, или Митридату,
царю парфянскому, и всем народам, которые были в союзе с Римом. Копии с
этих посланий были сняты и представлены Симону, который приказал прочитать
их в присутствии народа. И Лакедемон со своей стороны желал также заключить
союз с Иудеей, которая недавно была еще так ненавистна иностранцам, но
силой своего гения стала в ряду прочих народов; эти трактаты, в которых
римляне высказали свое удивление к иудеям, показывают, какое понятие имел
мир о их храбрости, верности и любви к отечеству. Между тем буря издали
собиралась над Иудеей, и после нескольких лет мира она сделалась опять
театром войны. Димитрий Никатор в экспедиции, которую он предпринял в Мидию,
был взят в плен парфянами. Его брат Антиох Сидетес взял в супружество дочь
Птолемея, царя египетского, который изменил своему зятю Александру Вале
и занял многие крепости в Иудее и Финикии. Но прежде вступления своего
в Сирию он послал к Симону следующее письмо: «Царь Антиох Симону, первосвященнику
и правителю народа, и народу Иудейскому — радоваться. Так как люди зловредные
овладели царством отцов наших, то я хочу возвратить царство, чтобы восстановить
его, как оно было прежде. Я набрал множество войска и приготовил военные
корабли; и хочу пройти по области, чтобы наказать тех, которые опустошили
область нашу и разорили многие города в царстве. Оставляю теперь за тобою
все дани, какие уступали тебе цари, бывшие прежде меня, и другие дары,
какие они уступали тебе; дозволяю тебе чеканить свою монету в стране твоей.
Иерусалим и святилище пусть будут свободны; и все оружия, которые ты заготовил,
и крепости, построенные тобою, которыми ты владеешь, пусть остаются у тебя.
И всякий долг царский и будущие царские долги отныне и навсегда пусть будут
отпущены тебе. Когда же мы овладеем царством нашим, тогда почтим тебя и
народ твой и храм великою честью, чтобы слава ваша стала известна по всей
земле» (1 Мак. 15:2—9). Так как цель этого союза была низвержение Трифона,
то он и принят был с удовольствием. Симон послал помощь Антиоху, который
напал на похитителя престола и преследовал его. Утвердившись на престоле,
победитель с презрением отослал помощь Симона и объявил еще притязания
на Иерусалим. Ответ, данный Антиоху по этому случаю, показывает политику
первосвященника и свидетельствует о его мужестве, с которым он всегда защищал
независимость и свободу народа. «Мы ни чужой земли не брали, — отвечал
Симон, — ни господствовали над чужим, но владеем наследием отцов наших,
которое враги наши в одно время неправедно присвоили себе. Мы же, улучив
время, опять возвратили себе наследие отцов наших. Что касается до Иоппии
и Газары, которых ты требуешь, то они сами причинили много зла народу в
стране нашей; за них мы дадим сто талантов» (1 Мак. 15:33— 35). Этот ответ,
полный справедливости и мужества, не понравился послу. Впрочем, он скрыл
свой гнев на вождя иудейского; более всего он желал овладеть богатствами,
которые видел в доме Симона. Золото и серебро сияли везде, и едва ли кто-либо
из тогдашних монархов жил великолепнее первосвященника израильского. Антиох,
разгневанный на иудеев, тотчас собрал совет, на котором и решена была война.
Кендевей выступил в поход с многочисленной армией. Вторжение его в страну
Иудейскую ознаменовано было убийствами, насилием и грабежом. Симон, узнав
это, с энергией принялся за распоряжения. Он призвал к себе двух сыновей,
Иоанна и Иуду, и дал следующее наставление: «Я и братья мои и дом отца
моего воевали против врагов Израиля от юности до сего дня и много раз успешно
спасали руками нашими Израиля. Но вот, я состарился, а вы по милости Божией
находитесь в летах зрелых: заступите место мое и брата моего, идите и сражайтесь
за народ наш, и да будет с вами помощь небесная» (1 Мак. 16:2—3). Потом
Симон вручил своим детям армию, составленную из воинов храбрых и испытанных
в брани; сверх кавалерии войско иудейское состояло из 20 тыс. пехоты. Никогда
Иуда и Ионафан не выставляли такого числа войск. Враги хотя были и многочисленнее,
однако не могли устоять против напора иудеев и при первой стычке обратились
в бегство. Иуда был ранен; но Иоанн не дал пошады бегущим; он преследовал
до самой границы, поразил до двух тысяч человек и предал пламени многие
укрепленные места. Этот успех, казалось, должен был надолго водворить мир
в Иудее; ибо цари сирийские, истощая деньги и людей через эти постоянные
потери и принужденные защищаться еще против своих соискателей, не имели
возможности возобновлять нападения на Иудею. Но подлая измена уничтожила
плоды, приобретенные кровавыми трудами, и ввергнула опять страну во все
ужасы войны. Симон, в сопровождении двух своих сыновей Матгафии и Иуды,
посещал города, чтобы восстановить силу закона и уничтожить навсегда беспорядки.
Таким образом он достиг Иерихона. Правитель провинции, главным городом
которой был Иерихон, был Птоломей, сын Авувов, зять Симона. Первосвященник
пришел к нему, ничего не опасаясь. Но подлый правитель, надеясь под покровительством
Сирии захватить власть над Иудеей, убил среди пира своего тестя и двух
его сыновей. Та же участь постигла бы и Иоанна Гиркана, если бы храбрый
потомок знаменитой фамилии не был уведомлен о грозящей ему опасности и
не принял своих мер. Таким образом, похищен был великий гражданин и знаменитый
князь Иудеи, которую он прославил и сделал сильной. Он погребен был в отечественном
городе, в том гробе, который сам устроил для своего семейства.