БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СИМОН II

СИМОН II

СИМОН II (219 г. до Р. X.), сорок первый первосвященник иудейский, сын и преемник Онии II. Одаренный твердостью характера, он всегда с мужеством защищал свою власть от нападений притеснителей Иудеи. Птоломей Филопатор без всякой другой причины, только по одному пустому любопытству, вошел во храм и решился проникнуть во святая святых. Первосвященник употребил свою власть; но напрасно он представлял монарху святость места требованием закона, который позволяет входить туда только одному первосвященнику однажды в год для принесения очистительной жертвы; напрасно он со слезами заклинал не бесчестить своим присутствием места, которое пользуется общим благоговением и уважением. Птолемей упорствовал и вошел. Тогда невидимая рука вдруг поразила гордого царя; он упал на землю и полумертвый вынесен из храма на руках своих царедворцев. Пришедши в себя, он закипел гневом; узнав о своем унижении, гордость его не хотела смириться перед могуществом, которое так наказало за оскорбление святыни. Птолемей думал, что это случилось от иудеев иерусалимских и хотел отомстить обиду на иудеях, живших в Александрии; чудо, не менее блистательное, защитило их от этой мести. Сделавшись снисходительнее к этому народу, царь египетский не довольствовался своей властью над ним, а поэтому жители Иерусалима добровольно отдались во власть Антиоху Великому. Тронутый такой верностью и преданностью, этот государь засвидетельствовал свою непритворную благодарность; он приказал выдать Симону все, что необходимо для жертвоприношений и поправления храма, на три года освободил жрецов от всякой дани. Иудеи надеялись, что своей преданностью к Антиоху они привяжут к себе этого монарха; но вскоре должны были переменить своего царя и связать свое политическое существование с Сирией и Египтом. Антиох отдал свою дочь за Птоломея Епифана и в приданое дал Палестину. Симон с грустью смотрел на этот переход от одного властителя к другому; он ясно видел, что непременным следствием такого положения должна быть порча общественного благосостояния, распространение безнравственности и неверия. Но он не дожил до того времени, когда сбылись его грустные предчувствия. Симон умер за 199 лет до Р. X., будучи первосвященником 20 лет. В первосвященство Симона в недрах Иудеи образовались три знаменитые секты, которые разделяли ее долгое время и которые в истории играли довольно значительную роль; мы говорим о фарисеях, иессеях и саддукеях. Название первой из этих сект, основатель которой неизвестен, происходит от еврейского слова, которое означает отделенный, отлученный, потому что, в точности исполняя обряды свои, она отделялась от прочей массы народа, который считала преданным интересам и удовольствиям житейским. Фарисеи простирали эту строгость до того, что даже не садились вместе с другими за один стол. Но это внешнее соблюдение обрядов, эта строгость к самим себе скрывала часто нравы самые развращенные. Нигде не было столько гордых, завистливых, честолюбивых, как между фарисеями. Фарисей никогда не оставит безнаказанно не только презрения к себе, но и противоречия. Их религиозная ревность происходила не столько из истинной привязанности к закону, сколько из личных интересов. Даже те, кто руководились не столько интересами личными, сколько привязанностью к закону, редко действовали без лицемерия, или, лучше, благочестие их зависело от благоприятных обстоятельств. Сверх священных книг, которые фарисеи принимали все без исключения, они принимали еще множество древних преданий, состоявших большей частью в мелочных обрядах, которым они приписывали божественную важность. Фарисеи принимали как догмат учение о безусловном предназначении, не уничтожая, впрочем, свободы воли, предметы совершенно несовместимые по своей сущности. Они верили в бессмертие души, признавали ад, где злые получат наказание за свои грехи, и место успокоения, где праведные будут награждены за свои добродетели. Их рай не многим отличался от рая Магометова; там и пили, и ели, и женились, как в настоящей жизни, по словам Иисуса Христа. Иессеи ничем почти не отличались от фарисеев в своем учении, разве только в том, что отвергали понятие о переселении душ, вечность наказаний и наград. Вот краткий очерк этой секты, который нам оставил историк Флавий. «Они, — говорит он, — суть философы, которые живут в совершенном согласии между собой; они не женятся, но берут других детей и, пока они малы и молоды, внушают им свои правила и свой дух. Впрочем, это не значит, чтобы иессеи пренебрегали браком самим по себе... но они всегда берегли себя от распутства и неверности женщин. На богатство они смотрели с совершенным равнодушием и имели все общее. Они прославились строгостью, проявлявшейся в их внешности. Работой они занимались до пятого часа; потом собирались и умывались; после чего возвращались в свои кельи, куда не позволено было никому постороннему проникать. Отсюда они шли за общий стол, где им предлагали хлеб и блюдо какой-нибудь похлебки. Перед началом стола всегда читалась молитва жрецом; по окончании они шли опять на работу и были там до вечера, откуда возвращались туда же, где им предлагали пищу; здесь иессеи принимали и гостей; хотя члены этой секты были в зависимости от своих начальников, однако они имели свободу делать ближнему добро, когда и как угодно. Они были очень точны в исполнении данного слова и избегали самой клятвы столько, сколько и преступления ее. Они читали древние писания и занимались рассуждением о том, что ведет к совершенству духа и сохранению здоровья. Иессеи были очень искусны в лечении травами, камнями и кореньями». Иессеев разделяют на два класса: деятельных — к ним принадлежали те, которые занимались земледелием и другими полезными ремеслами, и созерцательных, которые занимались чтением и молитвой; последних еще называют терапевтами. Филон в своей книге о жизни созерцательной так хвалит эту секту, что Евсевий Кесарийский и многие другие отцы после него считали их христианами; мнение, часто возобновляемое, но не имеющее достаточного основания и легко опровергаемое. Саддукеи были совсем противоположны обеим вышеупомянутым сектам и в своих верованиях, и в жизни. Они не принимали никакого предания от своих предков, а довольствовались только Писанием; из священных книг они принимали только Пятикнижие Моисеево. Позже, познакомившись с образованием греческим, они впали в мнения самые ошибочные и дошли до крайностей в понятии о предметах веры. Связь их с эпикурейцами и удовольствие, которое они приняли за основание своего учения, заставили их не признавать ничего, кроме материи, а следовательно, отвергать бессмертие души и воскресение. Саддукеи принимали наказание и награды за дела, но верили, что они ограничиваются только настоящей жизнью. Это был материализм самый безбожный, который покрывался розами, упивался счастьем и, одним словом, предавался со всем жаром физическим удовольствиям. Секта эта была не так многочисленна, как секта фарисеев, но к ней принадлежали люди самые богатые и могущественные, то есть те, кто могли наслаждаться удовольствиями здесь и не желать ничего лучшего. Впрочем, справедливость требует сказать, что саддукеи не вдруг впали в эту беззаконную жизнь и долгое время ничем иным не отличались от фарисеев, как только тем, что принимали одно Священное Писание, отвергая предание. Во времена Асмонеев были между саддукеями люди, которые отличались религиозной ревностью, и которые никогда не были подозреваемы в привязанности к земным удовольствиям, как это случилось после.