БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СИМЕОН ИОКГАИД
СИМЕОН ИОКГАИД , ученик знаменитого раввина Акибы и основатель
каббалы, прославился за несколько лет до разрушения Иерусалима. Император
Тит осудил его на смерть, но Симеон и сын его Елеазар во избежание преследования
скрылись в пещеру, где и пробыли 13 лет. Здесь-то составил он, говорят,
книгу под названием «Зоар», или «свет», имя, которое книга нисколько не
оправдывает. Это есть не что иное, как темное толкование на пятикнижие
Моисеево, написанное по-халдейски; автор этой книги старается развить таинства
каббалы, знания высшего и благородного, по понятию каббалистов, которое
Сам Бог открыл ангелам в раю после падения Адама. Цель ее — представить
людям легкий способ познать самые глубокие истины. Моисей, по мнению каббалистов,
положил ее начала и развил самые высокие ее истины, относящиеся к сущности
и совершенствам Божиим; Давид и Соломон глубже эти понятия развили; но
никто из них не осмелился изложить их до Иокгаида. Мы должны прибавить,
что есть мнение, которое оспаривает древность этого сочинения и относит
явление этой книги к XII в., когда по духу времени естественнее всего было
возникнуть этой мнимой науке. Известно, что здесь сделано столько прибавлений,
что трудно определить, что принадлежит самому автору; и его авторитет падает
более и более. Несмотря на это, иудеи считают Симеона Иокгаида главой всех
каббалистов, признают его одним из необыкновенных людей. Около 60 г. пророк
Илия, по их рассказу, сошел с неба для свидания с ним в пещере и для открытия
ему того, чего еще он не знал, и Бог повелел словам самим собой становиться
в порядок для выражения таинства. В первой части своего творения, которая
называется «Зениуфа», или «Таинства», автор говорит о многих сокровенных
вещах, которые отрыты ему были Духом Святым; и в самом деле все то основано
на Священном Писании, которое он объясняет по-своему. Затем у него следуют
«Микропросопон», «Макропросопон» и проч. Симеон, читаем мы у Баснаджи,
с трудом мог открывать эти таинства своим ученикам; но когда узнал, что
его слушатели богобоязненны, тогда новый учитель смело приступил к изложению
своих высоких истин. Он изложил «светло-розовый мозг старика», потом описал
свой «череп», свои «волосы»; ибо он носил на своей голове тысячу миллионов
тысяч и 7500 локонов белых, как волна, в каждом локоне было по 140 волос,
по числу слова «Кадош». Если спросят, какой смысл имеют все эти таинства,
то мы должны сознаться, что трудно открыть значение всех аллегорических
символов, которыми наполнена вся эта книга. Надо заметить, что способ представлять
действия Божества под образами человеческими был в большом употреблении
еще у египтян; они Юпитера или Солнце и его действия представляли под чертами
человека с огненным лицом и рогами, с жезлом в правой руке, семью кругами
в левой, с крыльями, которые были прикреплены к его плечам; борода его
была таинственна, то же что «Микропросопон» каббалистов; ибо он означал
первоначальные стихии; жезл был символом власти над всеми подлунными телами;
его крылья означали ветер и быстроту, наконец, круги означали планеты.
Но так как эти эмблемы принимать могут многоразличные значения и означать
множество смыслов, то творение Симеона нельзя понять иначе, как после значительных
трудов и усилий; а кто же захочет посвятить себя этой трудной работе, не
имея надежды получить какую-нибудь пользу? Мы за это не беремся. Смерть
основателя каббалы, этого чудного человека, так рассказывается иудеями.
Однажды Симеон разговаривал с учениками; вдруг яркий свет распространился
в доме и ослепил всех. Извне пылавший пламень препятствовал войти другим.
Вдруг пламя и свет исчезли и светильник Израиля угас. Елеазар, его сын,
и Абба не хотели ни с кем разделить чести погребения этого чудного человека.
При погребении они слышали следующие слова: «Приидиге на брак Симеона;
он успокоился и вошел в свое жилище». Когда же пришли на фоб, то опять
слышны были слова, неизвестно кем произносимые: «Вот тот человек, который
колебал землю и потрясал царства!» Когда несен был фоб на место погребения,
пламя предшествовало ему и, казалось, обхватывало. Впрочем, не одни иудеи
отзывались об этом человеке с уважением; даже многие не христиане видят
в творении Симеона книгу не совсем бесполезную; они говорят, что Симеон
в своем сочинении проливает некоторый свет на темные места Священного Писания.
Еще уверяют, что творение Иокгаида содержит в себе ясное и полное изложение
христианской религии. Но мы далеки от этого мнения и думаем, что христианская
религия не требует подобных ясных изъяснений. Но таково преимущество аллегорий;
в них всякий может находить то, что ему заблагорассудится. В заключение
мы находим необходимым заметить следующее об этом сочинении: 1) то, что
Симеон Иокгаид едва ли жил во время разрушения Иерусалима; 2) его творения
столь темны, что даже невозможно иногда отыскать смысла. Предполагают,
что автор хотел изложить совершенства Божьи и творение вселенной под образом
аллегорий; но можно ли понять их? 3) заповеди, изложенные священником Иссахаром,
смешаны со множеством заблуждений; 4) есть повествования ребяческие, касающиеся
самого творца «Зоара». Судите сами: Симеон рассказывает, что однажды Бог
приказал птицам лететь над головами его самого и учеников его, которых
он учил в поле на солнце; но когда птицы мешали его беседам своим чириканьем,
Бог произвел для них фонтан и деревья для прохлады и тени.