БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
СИЛА

СИЛА

СИЛА , апостол. Думают, что св. Сила был в числе 70 учеников Иисуса Христа. Деяния апостольские говорят утвердительно, что он был в числе первенствующих христиан, которые состаш1яли тогда церковь, по сошествии Святого Духа. Св. Лука дает ему имя пророка и говорит, что он был очень искусен в научении и обращении неверных (Деян. 5:32). Сначала Сила помогал св. апостолу Петру, а потом Павлу в их апостольстве. Думают, что верховный апостол дал своему сотруднику послание, которое адресовано было иудеям, жившим в Поите, в Вифинии, Галатии и в провинциях, соседственных с Малой Азией; в этом послании апостол называет Силу верным своим братом. Но после отнесения неизвестно, где находился посланный; известно только, что Сила находился на Соборе, который держали апостолы в Иерусалиме в 52 г. н. э. и на котором верующие иудеи и все христиане из язычников освобождены от исполнения обрядов, предписанных Моисеевым Законом. Апостолы послали Иуду Варсаву и Силу, как главных и многоуважаемых между братией, отнести вместе с Паатом и Варнавой в Антиохию определение Собора и послание, сохраненное нам в целости в Деяниях апостольских и адресованное верным города Антиохии и областей Сирии и Киликии. По исполнении возложенного поручения Сила, будучи в Антиохии, присоединился к апостолу Павлу, чтобы посетить верных в различных городах, где они проповедовали Евангелие. Варнава хотел было разделить с ними труды; но, по случаю разногласия относительно Иоанна Марка, не пошел с ним. Это произошло около 53 г. от Р. X. Сила, сопровождая апостола Павла, посетил новые церкви Сирии и Киликии. Отсюда они отправились в Ликафнию, во Фригию, в Галатию, наконец, переплыв море, посетили Македонию, сопровождаемые евангелистом Лукой, св. Тимофеем и некоторыми другими учениками. В Филиппах они попали в темницу, но дверь ее скоро открылась для заключенных по приказанию правительства, которое узнало, что заключенные граждане римские. Из слов апостола, сказанных тем, которые причинили им насилие, что это преступление учинено римским гражданам, надо заключить, что достоинство это имел и Сила, подобно Павлу. Из Филипп Сила и Павел отправились в Амфиполь, в Аполлонию и пришли в Солунь, где обратили многих к христианству. Иудеи, живущие в этом городе, видя такой быстрый успех проповеди евангельской, собрали толпу черни и пришли к Иассону, чтобы вооруженной рукой взять у него проповедников, которые скрылись в его доме. Не нашедши учеников Христовых, бунтующая толпа, схватив Иассона и некоторых других верующих, представила их начальству, обвиняя в нарушении мира. Арестованные получили свободу только тогда, когда представили ручательство. А Павел и Сила ночью отправились в Верею. Солунские иудеи, узнав об этом, тотчас бросились туда, в намерении вооружить против них народ; но христиане этого города доставили случай апостолу Павлу скрыться; он морем отплыл в Афины. Сила остался в Верее по причине болезни или по другим каким-нибудь нуждам и присоединился к апостолу вместе с Тимофеем в Коринфе. Из этого города все они вместе или, точнее, один апостол Павел от имени всех троих написал два послания к солунянам, из которых первое есть самое древнейшее, какое нам оставил апостол. Учитель языков во Втором послании к Коринфянам говорит, что Сила очень много ему помогал при проповедании Евангелия. Тогда апостол пробыл в Коринфе 18 месяцев, и думают, что в это время и умер его святой сподвижник Сила. После этого времени Священное Писание уже не упоминает о нем. Память св. Силы была всегда почитаемая как на Востоке, так и на Западе. Некоторые из писателей слова апостола Павла к коринфянам: «С ним (Титом) послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за бляговествование, и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию» (2 Кор. 8:18—19) относят к Силе. Есть еще мнение, что этот спутник апостола языков умер в Месопотамии и принял венец мученический (Ad. de festo apost. p. 36 Usuard. du Martyr, p. 97). Православная церковь совершает его память 4 января и 30 июля.