БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
САРРА

САРРА

САРРА , супруга Авраама и в то же время его сестра по отцу; другие думают, что она была просто племянница патриарха или, будучи дочерью Аррана, старшего сына Фарры, была сестра Лота и Мелхи, жены Нахора. Первое мнение кажется более вероятным и общепринятым по множеству доказательств. Впрочем, Авраам относительно этого предмета так ясно выражается, что надо сделать натяжку текста Священного Писания, чтобы понимать это иначе. Когда Авимелех, узнавший во сне о тех бедствиях, которые угрожали ему за Сарру, дружески жаловался Аврааму на его хитрость, патриарх, оправдываясь в этом поступке, между прочим сказал: «Да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделались моею женою» (Быт. 20:12). Замечательно, что это пояснение патриарх сделал не из страха, как прежде, а по доброй воле. Супруга Авраама сначала называлась Сара; мы постараемся представить, по какому случаю это имя было изменено. Сарра была уже замужем, когда ее тесть Фарра оставил город Ур в. Халдее и решился поселиться в Харране, в Месопотамии. Верная супруга последовала за своим мужем в страну Ханаанскую, а потом в Египет, куда принудил их удалиться голод. Здесь-то патриарх, опасаясь подвергнуться неприятностям этого варварского народа из-за жены, которая была красавица, решился выдать ее за свою сестру. «Вот, я знаю, — говорил он своей супруге, — что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11—13). Предположения его исполнились; фараон, узнав красавицу-иностранку, взял ее к своему двору, а брата ее осыпал подарками, и возвратил ее по принадлежности, Аврааму только по убеждению предсказателей, которые приписывали этому поступку ту казнь, которую Бог послал на его дом; когда зараза появилась в стране, царь советовался со своими жрецами об этом; они сказали, что насилие, которое он сделал иностранной женщине, есть причина несчастья (loseph Ant. lud.). Благочестивое семейство, тотчас отправленное из Египта по приказанию фараона, возвратилось в землю Ханаанскую. Сарра долго страдала бесчадием, хотя Бог уже три раза повторял ее господину следующее возвышенное обещание: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение». Огорченная несчастьем, она сказала своему мужу: «Вот, Господь заключи/i чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее». Авраам исполнил волю своей печальной подруги, и Агарь зачала. Но египтянка, возгордившись этим преимуществом, осмелилась укорять свою госпожу, которая не могла снести этой обиды и жаловалась своему супругу: «В обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недра твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьбою между мною и между тобою». Авраам отвечал: «Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» (Быт. 16:5—6). И гордая раба, униженная своей госпожой, должна была оставить дом, куда, впрочем, вскоре возвратилась и просила прощения, по наставлению ангела, явившегося ей на пути. Сарра между тем уже почти теряла надежду сделаться когда-либо матерью; потому что уже 4 года прошло с того времени, как Бог обещал отцу верующих, что Он даст ему сына, который будет родоначальником многочисленного потомства. Наконец св. патриарх получил новое видение, в котором между прочим сказал ему Бог: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благослов.1Ю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее». Патриарх поклонился до земли и думал про себя: «Неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» Потом, обращаясь к Богу, он просил Его, чтобы Он сохранил жизнь Измаила, его сына. «Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:15—20). Далее Он предсказал, что Сарра родит сына через год от этого времени. Отец верующих жил в долине Мамврийской. Однажды, сидя у дверей своей палатки, он, около полудня, увидел трех странников, которые приближались прямо к нему. Радушный хозяин тотчас вышел им навстречу и предложил свое гостеприимство. Под ветвистым и тенистым дубом патриарх предложил своим гостям трапезу, состоявшую из упитанного теленка, хлеба, молока и пирогов, приготовленных его супругой. Во время разговора, который завязался между хозяином и странниками, один из них направил речь на предмет его желаний, утешал хозяина от имени Божия, что не пройдет и года, как у него родится сын, столь желанный; Сарра, слыша это, не могла не улыбнуться, говоря про себя: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар». Странник, обращаясь к Аврааму, спрашивал его, отчего невозможно для Всемогущего исполнить то, что он ему говорит: «Есть ли что трудное для Господа?» Сарра отреклась, «а сказала: я не смеялась». Посланник Божий настаивал и наконец заставил ее сознаться; потом обещал двум престарелым супругам, что он в следующий год возвратится к ним, чтобы посмотреть сына, который у них родится в это время. Вскоре после этого посещения трех ангелов Авраам оставил долину Мамврийскую и поселился в Герарах, между Гацисом и Суром. Здесь он прибег к той же хитрости, как и в Египте, и назвал Сарру опять своей сестрой, которая, несмотря на свои 90 лет, была еще очень хороша лицом. Но и здесь, как и в земле фараона, не избавил от неприятностей свою супругу; Сарра, беременная Исааком, была взята Авимелехом, царем герарским; но Бог, хранящий свою рабу, не позволил, чтобы она осквернила себя, разделивши ложе с иноплеменником: Он явился во сне похитителю и угрожал ему смертью, если он не отдаст тотчас своему супругу женщины, похищенной им; а в наказание за этот поступок он поразил его дом бесплодием. Авимелех, устрашенный этим видением, извинялся своим незнанием, исполнил приказание Божие и возвратил Сарру неприкосновенной Аврааму, сказав ему, зачем навлек на него гнев небесный. Патриарх отвечал, что он не знает благих его намерений и опасался из-за жены за свою жизнь, притом она и в самом деле его сестра по отцу. Царь осыпал его подарками и позволил ему жить в его владениях где угодно. Обращаясь к Сарре, он сказал: «Вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана» (Быт. 20:16). Авраам и Сарра помолились Господу, чтобы Он разрешил бесплодие, которое наложил на дом Авимелеха. Бог услышал их молитву и исцелил Авимелеха, жену его и рабынь его, и они начали рождать. Наконец исполнилось их пламенное желание; к концу года, означенного Господом, Сарра родила Исаака, что значит смех, потому что дитя благословения низвело улыбку радости на уста его родителей. «Смех сделал мне Бог! — вскричала счастливая Сарра. — Кто ни услышит обо мне, рассмеется. Кто сказал бы Аврааму, — прибавила она, — Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила, сына» (Быт. 21:6—7). И в самом деле, Сарра сама кормила сына молоком, и когда пришло время отнять его от груди (Исаак отнят был от груди на шестом году, по преданию еврейскому, подтверждаемому бл. Иеронимом), Авраам сделал большой праздник по этому случаю. Но, боясь зависти своей соперницы, Сарра обратилась с просьбой к Аврааму, чтобы он изгнал Агарь и сына ее: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». Но слова эти показались патриарху слишком жестокими; Бог явился ему и приказал исполнить волю Сарры. «Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя». После этого жена Авраама жила еще 34 года. Возвратившись в Хеврон, она умерла на 127 году своей жизни. Ее супруг решился купить поле, которое можно было бы сделать кладбищем для всей его фамилии. Достойна замечания благородная распря, которая возникла между хеттеянами, желавшими отдать место даром, и патриархом, который предлагал за это деньги. «Послушай нас, — говорили хеттеяне Аврааму, — господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей». На эти слова Авраам поклонился, по обыкновению той страны, и отвечал: «Если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения» (Быт. 23:4—9). Но Ефрон просил патриарха взять это место даром; Авраам не соглашался и наконец убедил продать ему поле, пещеру и деревья вокруг них, и все это стоило 400 дидрахм серебра чистого. И в этой-то пещере положил престарелый патриарх подругу своей жизни. Поле это с пещерой, находившейся в Хевроне, были утверждены навсегда за Авраамом от детей хеттовых.