БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
САМСОН
САМСОН , судья израильский. Господь еще до рождения назначил
его будущим мстителем за свой народ. Самсон был сын Маное, из колена Данова,
родился в местечке, которое называлось Поле Даново, между Сараа и Фамнафом.
Его мать, имени которой нам Священное Писание не сообщает, долгое время
была бесплодной; ангел явился ей и возвестил, что она будет иметь сына,
назо-рея, то есть посвященного Богу. «Итак берегись, — говорил ей ангел,
— не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь
и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева
младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян»
(Суд. 13:4—5). Маное, услышав об этой новости, просил Господа, чтобы он
и его удостоверил таким образом, чтобы вестник и ему сказал, что у него
в старости родится сын. Молитва его была принята; ангел явился Маное и
сказал то же самое, что и жене его, и потом вознесся на небо среди дыма
всесожжения, которое Маное приносил Богу. Сын обетования родился и возрастал
при благословении Божиим; он скоро сознал то мужество и ту неодолимую силу,
которые должны были распространить страх и ужас на врагов Израиля. По мнению
некоторых ученых, Самсону было 18 лет, когда он, во время путешествия в
город Фамнаф, находившийся во владениях филистимских, заметил юную девицу
и полюбил ее; возвратившись в дом, он просил у родителей позволения жениться
на ней. Отец, не зная, какими путями Провидение хочет наказывать идолопоклонников,
долго отказывал сыну своему. «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих
и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных?»
(Суд. 14:3). Уступая неотступным требованиям, Маное и жена его согласились
исполнить волю сына своего и пошли просить руки юной девицы. Близ Фамнафа
находился виноградник; когда Самсон, отойдя от родителей, вошел туда, ему
навстречу вдруг выбежала разъяренная и рыкающая львица; хотя юный путешественник
был без оружия, он схватил своими руками львицу и разорвал ее как козленка.
И слух об этом поступке тотчас распространился по соседним странам. После,
возвращаясь для брака с той, которую любил, и идя по той же дороге, он
посмотрел на скелет львицы, которую он недавно разорвал; приблизившись
к скелету, Самсон увидел в пасти сот меду, который положили пчелы, взял
его и потом предложил своим родителям, не сказав, откуда взял его. Этот
случай дал ему предмет для загадки, которую он предложил молодым филистимлянам,
находившимся на свадьбе. Мужественный израильтянин обещал представить им
30 туник и 30 одежд, если они угадают смысл этой загадки в продолжение
семи праздничных дней; в противном случае они обязаны со своей стороны
исполнить то же, если останутся побежденными. Условия были приняты, и Самсон
сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Все их
усилия остались тщетными, а между тем срок наступал; в этой крайности юноши
прибегли к супруге Самсона, просили ласками расположить мужа сказать ей
значение загадки; они грозились сжечь ее и дом отца ее, если она откажет
им в помощи. Вся жизнь Самсона представляет преступную привязанность к
женщинам, и эта-то привязанность в конце концов погубила его. Он не мог
противиться просьбам и слезам той, которая была ему дороже жизни, и открыл
значение загадки. Филистимлянка тотчас рассказала это своему отцу и матери,
а они открыли юношам, которые лишь только зашло солнце, явились к нему
с ответом. «Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей
загадки», — сказал Самсон (Суд. 14:18). И сошел на него Дух Господень,
и он отправился в Аскалон, убил 30 человек, взял их одежды и исполнил свое
обещание. Но он жестоко обиделся за то, что жена его изменила ему, и в
гневе удалился к отцу своему, оставив ее на время. Но жена Самсона, думая,
что она уже совершенно забыта, вышла замуж за одного из тех юношей, которые
были на ее свадьбе. Спустя некоторое время Самсон, гнев которого утолился,
пришел к своему тестю и принес в подарок козленка. Но, узнав, что его жена
вышла замуж за другого, оставил вероломных, отвергнул младшую дочь, которую
предлагал ему тесть взамен первой, и поклялся отомстить врагам: «Теперь
я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло» (Суд. 15:3). Во время
жатвы он поймал 300 лисиц и связал их хвостами по две; потом к каждой паре
привязал зажженный факел, которыми лисицы, бегая туда и сюда, зажгли богатые
поля, виноградники и сады филистимские. Враги народа Божия, узнав виновника
их бедствия, тотчас явились к нему, чтобы узнать причину его гнева. Потом,
думая прекратить его ярость мщением тому человеку, который нанес ему обиду,
зажгли дом его тестя, который вместе со своими двумя дочерьми погиб в пламени.
Но Самсон не удовольствовался этим. Он вышел в поле и один убил такое множество
врагов, что ужас объял всю страну. После этих побед он затворился в пещере
Елам. Это бездействие героя еврейского ободрило филистимлян; они решились
отомстить за все обиды, поражения и потери, какие причинил им один человек.
Собрав войско, они напали на Иудею с намерением овладеть своим страшным
врагом. Чтобы избежать войны, успех которой мог быть сомнителен, жители
того колена, где затворился Самсон, явились в его убежище с намерением
связать его. Самсон, узнав, что его соотечественники хотят только связать
его, а не убивать, предался в их руки беспрекословно и, связанный, предан
был врагам; крики радости послышались со всех сторон в стане филистимлян
при виде связанного врага; но мститель народа иудейского с легкостью разорвал
цепи, которыми был связан, и, схватив ослиную челюсть, убил ею около 1000
человек. Изнемогая от сильной жажды, победитель обратился с молитвой к
Богу, который извел воду из челюсти, и Самсон утолил свою жажду. Это место
прозвалось источником призывающего — имя, которым оно называлось потом
долгое время. В вознаграждение таких подвигов Самсон облечен был властью
судейской и исполнял эту должность около двадцати лет. Однажды Самсон,
будучи в Газе, зашел к блуднице, которая рассказала об этом в городе; филистимляне
тотчас окружили город, приставили стражу к воротам, а сами молча ждали
утра, чтобы при выходе убить оплошавшего врага. Самсон спокойно спал до
полуночи, потом встал и, проходя мимо ворот, выломил их и унес на своих
плечах на вершину горы, которая лежала близ Хеврона. Этим подвигом оканчиваются
победы этого судьи; отныне он отдается во власть тех, для коих был ужасом
столь долгое время. Преступная привязанность к женщинам сделала его виновным
пред Богом, Который и наказал своего раба за оскорбление его обязанности.
Самсон опять полюбил женщину, по имени Далида, которая жила в филистимском
городе Сорих; филистимлянка прельстилась наградой в 1100 сребреников, предложенных
ей начальниками, и решилась употребить все средства, чтобы узнать, в чем
заключается чудная сила этого человека, и потом предать его в руки врагов.
После настоятельных просьб он сказал ей, что если его свяжут семью толстыми
намоченными канатами, то он потеряет всю силу и будет подобен прочим людям.
Начальники филистимские принесли Далиде канаты, и вероломная женщина во
время сна связала ими еврейского героя. Филистимляне сидели у нее молча,
ожидая счастья от этого предприятия. «Самсон! — вскричала Далида. — Филистимляне
идут на тебя», герой поднялся, и канаты лопнули, как тонкая нитка, пережженная
огнем. «И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь;
скажи же теперь мне, чем связать тебя?» Самсон отвечал: «Свяжите меня новыми
канатами, и тогда я буду так же слаб, как и другие люди».
Андрей Петрович Сапожников. Гибель Самсона
Она еще раз поверила словам Самсона и, воспользовавшись удобным случаем,
связала его; потом, как и в первый раз, вскричала: «Самсон! Филистимляне
идут на тебя». И эти узы Самсон разорвал, как тонкую нить. «И сказала Далида
Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы
связать тебя ?» (Суд. 16:9—13) Далида исполнила и это; но без успеха. Наконец
постоянство Самсона начало колебаться и он не устоял против постоянных
убеждений и открыл, что сила его заключается в волосах: «Если ты воткешь
семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде, то
я буду бессилен, как и прочие люди». Далида теперь уже уверилась, что она
владеет тайной, и сказала филистимлянам: «Идите теперь; он открыл мне все
сердце свое». Филистимляне с удовольствием исполнили ее волю и принесли
серебро, обещанное ей. Между тем Далида готовилась к преданию человека,
который вверился ей так беззаботно. Ласками и льстивыми словами она усыпила
героя Израиля; голова его покоилась на коленях преступной и вероломной
женщины. Когда Далида убедилась, что он спит, призвала брадобрея, который
снял с головы Самсона длинные волосы. Далида оттолкнула его без всякого
усилия, потому что сила уже оставила человека, посвященного Богу. «Филистимляне
идут на тебя, Самсон!» — вскричала Далида по обыкновению. Самсон проснулся
и сказал: «Пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил
от него» (там же, 16:20). Враги тотчас связали Самсона, потому что он был
слаб, как дитя, выкололи ему глаза и отвели в Газу, где и заставили его
молоть муку в темнице. В то время как у пленника начали вырастать волосы,
филистимляне решились принести жертву своему богу Дагону, по случаю праздника
о несчастии того, кто столько им сделал зла. Во время торжества решились
позвать Самсона, чтобы он играл перед ними. Бедный пленник был предметом
посмеяния для всего народа, которого набралось во храме более трех тысяч
человек. Чтобы успокоиться от волнения, Самсон просил своего проводника
поставить его между столбов, поддерживавших здание. Получив эту милость,
он сказал: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!
чтобы мне в один раз отметить Филистимлянам за два глаза мои» (там же,
16:28), и своими мощными руками обхватил обе колонны и потряс их с такой
силой, что храм со своими ложными богами весь обрушился, и сам виновник
этого несчастья, и все, бывшие там, погибли под развалинами этого здания.
Братья и родные погибшего судьи пришли и взяли его труп и погребли во гробе
отца его Маное. Самсон жестоко мстил за свой народ, но не избавил его от
рабства. Самуилу принадлежит честь этого избавления. Рассматривая историю
Самсона, часто спрашивают, где он мог взять 300 лисиц, чтобы зажечь поля
и виноградники филистимлян? Каким образом безоружный судья мог убить одной
челюстью до 1000 человек? По свидетельству древних мы знаем, что в Палестине
было очень много лисиц. Иисус Навин говорит о Газер-Суале, то есть о городе
лисиц; и этот город, разумеется, не мог иначе получить своего имени, если
бы в окрестностях его не было множества животных этого рода. Давид говорит,
что враги его убиты мечом, а тела их, оставленные без погребения, съедены
лисицами. «Уничтожь лисиц, которые опустошают твои виноградные сады», —
говорит супруга в Песне песней. Езекииль сравнивает множество ложных пророков
с беглыми лисицами. Впрочем, неверующие не спрашивали бы, в каком месте
Самсон взял такое множество лисиц, если бы они знали, что и ныне находится
в Палестине множество этих зверей (Путеш. de Charden de Belon et Morizon).
Если Священное Писание говорит, что Самсон поймал лисиц, то надобно ли
предположить, что он исполнил это один? Разве мы не видим, что на всех
языках и у всех народов дела приписываются одному начальнику, хотя и исполняются
другими по его приказанию, которые никогда не упоминаются. Чтобы отвечать
на второе возражение, надобно вспомнить, что еврейское слово, которое по-славянски
переведено изби, не означает, что Самсон убил тысячу филистимлян всех до
одного, но означает, что он, схватив челюсть ослиную, убил только часть
из этой толпы, а остальные обратились в бегство. История филистимлян так
тесно связана с историей иудеев, что последняя не может быть понятной без
первой; поэтому мы решились сообщить некоторые сведения об этом народе.
Филистимляне занимали часть земли Ханаанской, которая граничила с Египтом
и простиралась вдоль Средиземного моря. К северу они граничили с коленом
Дановым, к северо-востоку — с частью колена Иудина, частью колена Симеонова,
на юг и юго-восток — с Аравией; море окружало с запада. Главные города
были Азот, Аскалон, Аккарон, Газа и Рафия. Этот народ называется керефинами.
Семьдесят толковников слово филистимляне перевели словом аллоилои, то есть
пришедшими из другой страны. Это имя было самое презренное, каким евреи,
всегдашние враги филистимлян, называли их. Керефины происходили от Хаслуя,
отца кафториян; они вышли из острова Кафтор и подчинились законам хананейским.
Но нет ничего определенного о местоположении их отечества. Некоторые из
ученых думают, что Кафтор есть остров Крит, и свое мнение основывают на
авторитете семидесяти толковников, которые керефинян называют критянами,
а Кероф Критом, и на сходстве нравов и религии керефинян с религией и нравами
критян заключают, что оба эти народа были воинственны и имели одинаковое
происхождение, что большая часть керефинян и филистимлян, составлявшие
иностранную стражу Давида, отличались храбростью. Но все это мало доказывает
и объясняет происхождение филистимлян. Религия филистимлян была политеизм;
вот имена пяти их богов: Дагон, почитаемый особенно в Газе и в Азоте; Веельзевул,
бог мух, ему был воздвигнут храм в Аккароне; Астарта, думают, что это греческая
Венера, пользовалась большой честью в Аскалоне; Марма, божество, почитаемое
в Газе, и Ваал, одно только имя которого сохранилось для нас. При поселении
евреев в Палестине филистимляне не раз нападали на пришельцев и много беспокоили
их не только при судьях, но и при царях, когда государство было лучше управляемо.
Но и филистимляне вместе с народом Божиим разделили участь плена от царей
вавилонских; после падения империи Халдейской они остались под владычеством
персов, а после смерти Александра принадлежали сильнейшему: то Египту,
то Сирии. Уже после, пользуясь слабостью и раздорами этих двух государств,
Маккавеи напали на филистимлян и покорили их, и с этих пор этот народ жил
под владычеством иудеев даже до разрушения Иерусалима. Но после разрушения
столицы израильской существование филистимлян как народа прекращается и
имя их исчезает в истории.