БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Андрей Петрович Сапожников. Руфь и Ноеминь
Пришедши домой, моавитянка накормила свою мать остатком пищи, ею сбереженной,
и рассказала все с ней случившееся, как она пришла на поле, как увидела
Вооза и о чем с ним разговаривала. Добрая Ноеминь возрадовалась; она сказала,
что этот человек ее близкий родственник и один из тех, кто имеет право
на имение ее умершего мужа, то есть право исторгнуть его из рук незаконных,
заплатив определенную цену. Руфь продолжала трудиться со служителями Вооза
и собирала колосья до конца жатвы. Между тем в это время мать ее обдумывала
план осчастливить дочь свою; она решилась соединить ее брачными узами с
Воозом и однажды, призвав ее к себе, советовала умыться и помазать лицо
свое, одеться получше, идти на гумно Вооза и после того, как старик по
окончании стола уйдет спать, она должна лечь у его ног. Руфь верно исполнила
все, что советовала ей мать. Едва Вооз, кончив свою работу, прилег на кучу
колосьев и уснул, кроткая моавитянка тихо подошла к спящему и, подняв край
одежды, покрывавшей его, легла у ног старца. Вооз спал крепко и ничего
не чувствовал; но лишь только проснулся, ужас объял его душу. Женщина лежит
у ног его, он бросается от нее и кричит: «Кто ты?» «Она сказала: я Руфь,
раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник» (Руфь.
3:9). Тогда воскликнул Вооз: «О дочь моя, да благословит тебя Господь!
Ничего не может быть выше этого последнего доказательства твоей преданности».
Потом он ей сказал, что не понимает, для чего она не обратила своих взоров
на одного из юношей, богатого ли или бедного, который был бы больше привлекателен,
чем он, старик. Но если это так случилось, то он сделает для нее все, что
ей угодно; и народ узнает о ее добродетели. Хотя он и имеет право ужичества,
но есть еще другой родственник, ближайший, и он имеет больше права на это.
Завтра, если он примет ее, то хорошо, а если не захочет, то Вооз будет
ее супругом. Руфь осталась потом до утра; и прежде рассвета пошла в свое
жилище, получив приказание не говорить о своем поступке никому. Перед выходом
из гумна Вооз, остановив Руфь и взяв передник, всыпал в него шесть мерок
ячменя, говоря, что ему не хочется, чтобы она ушла с пустыми руками и явилась
к своей матери. Руфь, пришедши домой, рассказала Ноемини все, что случилось
с ней, и обе .возблагодарили Бога. Мать советовала Руфи не ходить никуда
из дому, пока не получит вестей от Вооза; она знает ревность этого старика:
он до тех пор не успокоится, пока не докончит своего предприятия. И в самом
деле, Вооз, как скоро настало утро, сел при дверях своего дома, и едва
только завидел родственника своего, который имел право ужичества, остановил
его; потом, призвав к себе 10 старейшин, долженствовавших быть свидетелями,
Вооз спрашивал своего родственника, хочет ли он пользоваться правом выкупить
имение детей Елимелеха или уступает ему право это, так как он, прибавил
старик, ближайший по нем. Родственник отвечал, что он не может воспользоваться
им, потому что в таком случае должен отказаться от своего богатства, так
как он женат; и в знак своего согласия он снял башмак со своей ноги и отдал
Воозу. Этот обычай иудеев очень древний, к нему прибегали всякий раз, когда
хотели подтвердить уступку чего-нибудь. Тогда Вооз сказал старейшинам и
народу, что они были свидетелями отказа его от права ужичества, теперь
они пусть будут свидетелями того, что он сам берет из рук Ноемини Руфь,
вдову Махлона, себе в жены, дабы сохранить таким образом имя умершего между
сынами Израиля. Народ и старейшины отвечали, что они свидетельствуют об
этом и потом желали Воозу, чтобы его новая жена была подобна Рахили и Лии,
от которых произошел дом Израилев, и чтобы Господь дал от нее ему детей.
Воозу было 160 лет, когда он вступил в брак с Руфью. От этого барка родился
Овид, дед Давида. Среди кровавых происшествий, ознаменовавших времена судей,
эта история составляет единственный трогательный рассказ. Какая увлекательная
простота в изображении древних нравов и в описании полевых работ! Вооз,
человек богатый, сам веет на гумне свой ячмень и после трудов успокаивается
не на мягком ложе в своих покоях, но на куче колосьев в том же гумне. Не
будем примешивать своих размышлений к повествованию столь чистому и возвышенному.
Малейшие прикрасы со стороны нашей могут только ослабить его собственную
прелесть и величие. Абен-Ездра думает, что Руфь во время супружества сделалась
прозелиткой; но в таком случае что значат слова Ноемини, которые она сказала
своим невесткам, чтобы шли и приложились к своим богам. Впрочем, закон
строго не запрещал брака иудеев с язычницами и иностранками. Несравненно
больше противоречий в определении времени голода, который заставил Елимелеха
оставить Иудею. Иосиф Флавий определяет его временем Илия. Раввины думают,
что Вооз не кто другой, как Авесан, преемник Иеффая. Но другие толковники
относят этот голод ко временам Гедеона; иные полагают его при Авимелехе;
третьи при Вараке; но большая часть летописей иудейских определяет его
временем Аода. Наконец, Уссерий и многие другие писатели думают, что этот
голод был при Самгаре, спустя 120 лет после смерти Иисуса Навина. При таком
разноречии едва ли можно сказать что-нибудь утвердительное. Не менее разногласий
и в том, кто был составителем этой книги. Ее приписывали и Самуилу. Что
же касается времени написания этой книги, то вообще думают, что она явилась
в последние времена судей. «В те дни, когда управляли судьи», — говорит
Священное Писание; это показывает, что судьи тогда еще правили царством
Иудейским. Впрочем, в конце книги упоминается о Давиде. Касательно цели
написания этой истории все толковники согласны в том, что побудительной
причиной было показать родословную великого царя.