БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
РЕВЕККА

РЕВЕККА

РЕВЕККА . Когда Авраам удалился в землю Ханаанскую, в Месопотамии оставил брата своего Нахора. У него было много детей. Известнейшие из них были Самуил, родоначальник сириян, и Вафуил, отец Ревекки. Эта то Ревекка, дочь Вафуила, племянника Авраамова, должна была сделаться супругой Исаака. Приближаясь к месту жительства отца верующих, чтобы вступить в его семейство, Ревекка увидела вдали в поле человека, который шел прямо к ним. Обращаясь к слуге своему Елиезеру, она спросила — кто это такой? Слуга отвечал, что это его господин. Вышедши утром в поле, Исаак увидел своего слугу и пошел к нему навстречу. Стыдливая девица, услышав, что идет к ней будущий ее супруг, немедленно оделась в хорошую одежду. Исаак, пришедши к ним, получил из рук раба своего Ревекку и отвел ее в палатку своей матери. И за красоту он полюбил и женился на ней. Спустя 20 лет после этого брака Ревекка зачала двух близнецов, которые, еще будучи в утробе матери своей, как будто враждовали между собой. Жестоко мучимая этим положением, Ревекка немедленно вопросила Бога, и Иегова отвечал ей, что «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Скоро наступило и время рождения, и Ревекка произвела на свет Исава и Иакова.

РЕВЕККА
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ревекка у колодца

Но не одинаково она полюбила детей своих. Меньший Иаков сделался особенным предметом ее материнской заботливости. Поэтому она решилась употребить все, что от нее зависит, чтобы любимцу своего сердца доставить отеческое благословение, которое тогда было вернейшим залогом будущего счастья. И с помощью хитрости успела в этом. Исаак благословил Иакова как первенца, хотя это благословение по праву первородства должно было принадлежать Исаву. Надобно заметить, что толкователи Священного Писания и отцы церкви не согласны в мнениях касательно поступка Ревекки. Одни стараются оправдать матерь Иакова, другие же обвиняют ее. Что же касается нас, то разбор этих споров сюда не относится, и мы скажем только, что второй сын Исаака был выше первого по уму и своим нравственным достоинствам, и прилежание Иакова делало его более достойным упрочить и хранить обеты, завещанные Авраамом своим потомкам. Слова книги Бытия: «а Иаков [стал] человеком кротким, живущим в шатрах», ясно показывают и иудейским и христианским писателям, что Иаков особенно достоин был благословения, излитого на него отцом своим; он был благоразумен, хозяин дома, тогда как об Исаве говорится, что он был человеком «искусным в звероловстве, человеком полей». Впрочем, этот спор, кажется, легко может умолкнуть, когда припомним, что право старшинства и благословения не давало исключительного права на наследие отцовское. И это видно из последующей истории Иакова. Возвратившись из Месопотамии, патриарх имел богатства, приобретенные своим трудом, а достоянием Исаака владел Исав. И Священное Писание нигде не упоминает, чтобы хотя какая-нибудь часть имения Исаака сделалась собственностью Иакова. А отсюда видно, что благословение и право старшинства нимало не относилось к интересам земным. Оно давало только избранному право сохранять чистыми и неповрежденными истинные предания и сделаться родоначальником того народа, из которого Богу угодно было восстановить Спасителя мира. А это право, очевидно, должно было принадлежать тому, который умом и сердцем был выше. Сказав о смерти Ревекки и потом о смерти Исаака, Священное Писание больше ничего не говорит достопримечательного о первой.