БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
РАХАВ
РАХАВ (1514 г. до Р. X.), обитательница Иерихона, которая приняла
и скрыла у себя двух израильтян, присланных Иисусом Навином для получения
сведений о земле обетованной. Случилось это так: когда царь иерихонский
узнал, что в дом этой женщины вошли два израильтянина, то не медля послал
воинов схватить их как шпионов. Рахав, предвидя это, вывела гостей на террасу
своего дома и скрыла их под связкой льна. Когда посланные от царя спросили
у нее о чужестранцах, она отвечала, что у нее были эти люди, но она не
знает, кто они и откуда, и лишь только наступил вечер, в то время как затворяются
ворота, они вышли от нее. Впрочем, если они хотят поймать этих странников,
то надобно их скорее преследовать. Посланные вдались в обман и пустились
преследовать ушедших. Когда они скрылись, Рахав немедленно известила гостей
своих об опасности, какая им грозит, и потом сказала, что она знает, что
Господь предал эту страну в их руки, слышала, что Бог для них иссушил Чермное
море и что они сделали двум царям аморрейским; потому она и просит их сделать
ей и всему дому ее милость, избавить от смерти, точно так же, как она теперь
делает с ними. Израильтяне поклялись исполнить ее просьбу с условием, если
она не изменит им. Тогда Рахав начала заботиться о способе к их побегу
и вскоре нашла его. Так как дом ее был в стене города, то она в одно из
своих окон спустила длинную веревку и, привязав одним концом к стене, спустила
своих гостей по ней, дав при этом совет бежать в горы, чтобы не встретиться
с посланными от царя, и скрываться там в течение трех дней, пока они могут
возвратиться, а потом уже продолжать свой путь. Израильтяне повторили свою
клятву в спасение ее и всего ее дома и условились, чтобы она выставила
знак, красную епанчу, в том окне, через которое они спустились. После этого
израильтяне скрылись в горы и по совету Рахавы оставались там в продолжение
трех дней, после чего благополучно достигли берегов Иордана, известив Иисуса
обо всем случившемся. Последний одобрил данное обещание и после при взятии
Иерихона не только исключил ее из проклятия, поразившего Иерихон, и спас
все ее семейство, но даже причислил ее к своему народу, позволив иудеям
вступать в брачные союзы с ее семейством. Таким образом, Рахав сделалась
супругой Салмона, сына Наассонова, отца Вооза, прадеда Давидова. Из сего
видно, что и сам Спаситель мира благоволил произойти от этой хананеянки.
Еврейский текст дает Рахав название Зонах, имя, означающее и распутную
женщину, и содержательницу трактира, женщину честную и благородную. Многие
толкователи, принимая последнее значение, оправдывают Рахав в ее развратности
и смотрят на нее как на женщину, принимавшую у себя странников. И в самом
деле, едва ли начальник колена Иудина решился бы вступить в брак с женщиной,
которая известна была своим позором; да и соглядатаи иудейские едва ли
бы решились войти к развратной женщине, связи которой естественно должны
были внушить им недоверчивость. (Геродот говорит, что в Египте действительно
были женщины — содержательницы гостиниц. На Востоке в караван-сараях часто
бывают великолепные гостиницы для облегчения трудов странников; нередко
случалось, что этот подвиг великодушия исполняли женщины.) Но большая часть
толкователей, основываясь на переводе семидесяти и авторитете апостолов
Павла и Иакова, принимают это слою в смысле женщины распутной. Впрочем,
как бы то ни было, если Рахав в этом случае поступила честно, то этим самым
она заслужила честь выйти из презренного состояния, которое до сих пор
было ее уделом. И, вероятно, ласковый прием, сделанный ею чужестранцам,
и вера в Бога были следствием чистосердечного ее раскаяния. Почему апостол
Павел и не преминул о ней упомянуть в своем послании.