БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
РАХАВ

РАХАВ

РАХАВ (1514 г. до Р. X.), обитательница Иерихона, которая приняла и скрыла у себя двух израильтян, присланных Иисусом Навином для получения сведений о земле обетованной. Случилось это так: когда царь иерихонский узнал, что в дом этой женщины вошли два израильтянина, то не медля послал воинов схватить их как шпионов. Рахав, предвидя это, вывела гостей на террасу своего дома и скрыла их под связкой льна. Когда посланные от царя спросили у нее о чужестранцах, она отвечала, что у нее были эти люди, но она не знает, кто они и откуда, и лишь только наступил вечер, в то время как затворяются ворота, они вышли от нее. Впрочем, если они хотят поймать этих странников, то надобно их скорее преследовать. Посланные вдались в обман и пустились преследовать ушедших. Когда они скрылись, Рахав немедленно известила гостей своих об опасности, какая им грозит, и потом сказала, что она знает, что Господь предал эту страну в их руки, слышала, что Бог для них иссушил Чермное море и что они сделали двум царям аморрейским; потому она и просит их сделать ей и всему дому ее милость, избавить от смерти, точно так же, как она теперь делает с ними. Израильтяне поклялись исполнить ее просьбу с условием, если она не изменит им. Тогда Рахав начала заботиться о способе к их побегу и вскоре нашла его. Так как дом ее был в стене города, то она в одно из своих окон спустила длинную веревку и, привязав одним концом к стене, спустила своих гостей по ней, дав при этом совет бежать в горы, чтобы не встретиться с посланными от царя, и скрываться там в течение трех дней, пока они могут возвратиться, а потом уже продолжать свой путь. Израильтяне повторили свою клятву в спасение ее и всего ее дома и условились, чтобы она выставила знак, красную епанчу, в том окне, через которое они спустились. После этого израильтяне скрылись в горы и по совету Рахавы оставались там в продолжение трех дней, после чего благополучно достигли берегов Иордана, известив Иисуса обо всем случившемся. Последний одобрил данное обещание и после при взятии Иерихона не только исключил ее из проклятия, поразившего Иерихон, и спас все ее семейство, но даже причислил ее к своему народу, позволив иудеям вступать в брачные союзы с ее семейством. Таким образом, Рахав сделалась супругой Салмона, сына Наассонова, отца Вооза, прадеда Давидова. Из сего видно, что и сам Спаситель мира благоволил произойти от этой хананеянки. Еврейский текст дает Рахав название Зонах, имя, означающее и распутную женщину, и содержательницу трактира, женщину честную и благородную. Многие толкователи, принимая последнее значение, оправдывают Рахав в ее развратности и смотрят на нее как на женщину, принимавшую у себя странников. И в самом деле, едва ли начальник колена Иудина решился бы вступить в брак с женщиной, которая известна была своим позором; да и соглядатаи иудейские едва ли бы решились войти к развратной женщине, связи которой естественно должны были внушить им недоверчивость. (Геродот говорит, что в Египте действительно были женщины — содержательницы гостиниц. На Востоке в караван-сараях часто бывают великолепные гостиницы для облегчения трудов странников; нередко случалось, что этот подвиг великодушия исполняли женщины.) Но большая часть толкователей, основываясь на переводе семидесяти и авторитете апостолов Павла и Иакова, принимают это слою в смысле женщины распутной. Впрочем, как бы то ни было, если Рахав в этом случае поступила честно, то этим самым она заслужила честь выйти из презренного состояния, которое до сих пор было ее уделом. И, вероятно, ласковый прием, сделанный ею чужестранцам, и вера в Бога были следствием чистосердечного ее раскаяния. Почему апостол Павел и не преминул о ней упомянуть в своем послании.