БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ПТОЛОМЕЙ ФИЛОПАТОР

ПТОЛОМЕЙ ФИЛОПАТОР

ПТОЛОМЕЙ ФИЛОПАТОР (217г. до Р. X.), царь египетский, наследовал своему отцу Птолемею Евергету. Имя Филопатора дано ему в насмешку, как отцеубийце. Он одержал блестящую победу над Антиохом Великим, но обязан этой победой не столько своему мужеству и воинским дарованиям, сколько самопожертвованию своей сестры и вместе жены Арсинои. Она с распущенными волосами, в слезах бросилась в ряды бегущих воинов, остановила их и таким героическим поступком решила сражение благоприятно. Различные крепости Келесирии, которыми овладел Антиох, снова были возвращены египетскому престолу; иудеи отправили к нему послов поздравить с победой и поднести богатые дары. Когда они прибыли, Птоломей Филопатор отправился в Иерусалим; он посетил храм; красота, порядок и великолепие его поразили царя египетского удивлением; таинственность святая святых возбудила его любопытство; он захотел проникнуть в место, в которое входить даже самому первосвященнику позволено было только один раз в год. При виде такого святотатства вокруг него поднялись крики негодования. В несколько минут весь город превратился в картину ужаса и волнения. Первосвященник Симон стал молиться между храмом и алтарем всесожжении, и тотчас тайный страх овладел Филопатором; судорожное дрожание поражает его члены, и он падает полумертвый и уносится своей свитой из священного места. Птоломей возвратился в свои владения, предался разврату и среди всякого рода крайностей приготовил гонение на иудеев александрийских. Бесчестные эдикты были развешены на стенах египетской столицы. Имя Бога Израилева подвергалось хуле. Рабская участь, даже самая смерть угрожала всякому, кто отказывался посвятиться в таинства Вакха. Страх смерти или бедности увлек некоторых иудеев к тому низкому отступничеству; другие выкупили себя ценой золота благодаря жадности придворных. Птоломей, видя себя обманутым, поклялся погубить иудеев не только александрийских, но и всех, которые находились в его владениях. Он дал правителям провинций повеление прислать в Александрию всех соблюдающих Закон Моисея, с их женами и детьми. В один день они должны быть все истреблены, поскольку почитались врагами государства, и в ожидании этой казни их заперли в ипподроме. Те, которые по чувству сострадания к бедствиям этих несчастных старались помочь им, разделяли их участь. Они должны были погибнуть под ногами разъяренных слонов. Царь хотел присутствовать при этом несчастном зрелище, но, обременив себя вином, проспал до утра, и приговор не был исполнен без него. Этот жестокий приговор повторялся три раза. Наконец Филопатор решился выйти из города, сопровождаемый стражей и слонами, и окончить продолжительную агонию тех, которые составляли некогда славу государства. При входе его в ипподром, крики и стенания несчастных достигли его слуха; но ожесточенное сердце его оставалось нечувствительным; только небо могло подать помощь этим несчастным, небо и послало ее. Два ангела, блиставшие божественным светом, противостали на пути царю и его свите; их страшный и грозный вид поразил ужасом нечестивого Филопатора, гордая жестокость которого вдруг перешла в сострадание. Слоны бросились на своих проводников и истоптали их. Монарх, видя в этих событиях перст Божий, отбросил все несправедливые предубеждения против этого народа и возвратил ему все прежние права.
Справедливость его дошла до того, что он позволил израильтянам наказать по своим законам тех из своих сограждан, которые бесчестно отступили от Бога своих отцов; триста отступников погибли, и ни один голос не восстал в защиту их. Иудеи праздновали свое спасение увеселениями и праздниками, в издержках на которые участвовал и сам царь египетский. Они построили памятник на том же самом месте, где должна была совершиться их казнь, и установили ежегодный праздник в память этого события. Птоломей Филопатор не долго жил после своего примирения с еврейским народом; он умер на семнадцатом году своего царствования и оставил престол сыну своему Птоломею Епифану.