БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ПИЛАТ ПОНТИЙСКИЙ
ПИЛАТ ПОНТИЙСКИЙ , так названный от острова Понтии (Pontia),
на котором, без сомнения, он был правителем; родился в Испании, если верить
преданию, ибо история не говорит ничего положительного о месте его рождения.
В 27 г. от Р. X. Пилат наследовал Валерию Грату в должности римского прокуратора
в Иудее. Он не старался привязать к себе иудеев такими мерами, которых
требовало благоразумие; по презрению ли, антипатии или дурной политике
он делал, напротив, все то, что должно было привести в отчаяние этот народ,
не терпевший иноплеменного ига; но особенно был неумолим по отношению к
религии и ненавидел ее обычаи и свободу. Сначала он явился у ворот Иерусалима
с войском, которое призвал из Кесарии и которое носило на знаменах изображение
императора. Иудеи не впустили его в город, боясь осквернить его этим изображением,
и грудью противостояли римским воинам. Пилат не хотел истреблять этот беззащитный
народ и решился лучше уступить, нежели войти в город по трупам; но этот
опыт не сделал его благоразумнейшим. Иосиф Флавий
рассказывает, что он обратил свои домогательства на сокровища храма
и требовал их на построение водопроводов; иудеи воспротивились этому требованию,
и это сопротивление стоило им нескольких жертв. Пила! довершил несогласие,
которое царствовало между ним и народом, повелев поставить во храме статую
императора и требуя, чтобы священники приносили ей жертву. Галилеяне, находившиеся
в это время в священной ограде со своими жертвами, восстали против осквернения
и, умерщвленные воинами, смешали свою кровь с кровью жертв. (Св. Кирилл,
Лк. 22:1). Галилеяне жаловались Ироду, который принял сторону своих подданных
и сделался врагом правителя. Но все это не сделало бы имени Пилата вечным,
если бы не то участие, которое он принял в осуждении и страданиях Господа
нашего Иисуса Христа. Спаситель был осужден советом священников за то,
что назвал Себя Сыном Божиим; все вопияли, что Он достоин смерти; но они
не могли ни утвердить приговора, ни исполнить его. Это право было у них
отнято со времени низложения Архелая. Принужденные просить помощи у Пилата,
они толпой устремились в претор, вознося разные обвинения на своего Божественного
Пленника. Между тем как они волновались при входе в него, не осмеливаясь
переступить за него из опасения законного осквернения, которое воспрепятствовало
бы им праздновать Пасху, Иисус вошел со стражей и был приведен на скамью
обвиненных. После многих допросов, во время которых Пилат удивлялся молчанию
Спасителя, не находя в Нем ничего, что могло бы обвинять Его, и узнав,
что он из Галилеи, послал Его к Ироду, который находился в это время в
Иерусалиме. Он воспользовался этим случаем, чтобы избавиться от дела, которое
касалось осуждения невинного, или нелюбви народа, уже и без того ненавидевшего
его; впрочем, он радовался, что может этой ценой купить мир с Иродом. Последний
очень доволен был этим поступком Пилата, но не решил ничего. Итак, Иисус
снова приведен был в претор, претерпев насмешки и оскорбления при дворе
Ирода. Пилат, видевший невинность обвиненного, сказал старцам и священникам,
что он не находит в Нем ничего, что заслуживало бы наказания, но между
тем повелел бить Его розгами. Эта несправедливая мера не успокоила фарисеев,
которые жаждали крови. Между тем Пилат, знавший их ложную ревность и завистливую
ненависть и желавший спасти Иисуса, думая найти более справедливости в
народе, который, по случаю праздника Пасхи, имел обычай испрашивать свободу
одному из обвиненных, поставил Иисуса с разбойником Вараввой и спросил
народ, которого он хочет испросить. «Варавву!» — воскликнул народ, подученный
фарисеями. «Что же мне делать с Иисусом?» — спросил Пилат. «Распни! Распни
Его!» — кричал ослепленный народ. В то время, когда Пилат сидел на судилище,
жена прислала к нему сказать: «Ты ничего не сделаешь этому праведнику;
я видела сего дня страшный сон и много претерпела ради Его». Не осмеливаясь
ни воспротивиться народу, ни осудить невинного из страха немилости императора,
слабый правитель приказал принести воду и умыл всенародно руки, говоря:
«Я невинен в крови Праведного сего; вы увидите». «Кровь Его на нас и на
чадах наших!» — кричал народ. Пилат, который хотел спасти Иисуса, прибег
в своей жестокой жалости к странному средству и повелел воинам бить и оскорблять
Иисуса перед народом, и показал ему, желая тронуть: «Се человек!» — «Распни!
Распни Его!» — кричал неумолимый народ. Итак, Пилат снова вошел в претор
и после новых допросов, деланных только для формы, явился перед народом,
желая умилостивить его. Но устрашенный именем кесаря и словами: «Он называет
Себя царем, и если ты освободишь Его, то не будешь другом кесаря», — он
заглушил свою совесть и вручил Иисуса палачам. Поскольку надпись на еврейском,
греческом и латинском языках гласила: «Иисус Назорейский, царь Иудейский»,
то священник и старцы просили, чтобы он изгладил слова «царь Иудейский»;
но Пилат, который рад был случаю унизить их, когда не предстояло личной
опасности, с гордостью отвечал: «Что написано, то написано». Между тем
он позволил им поставить стражу и запечатать гроб, в котором Иосиф Аримафейский
положил тело Спасителя. Таким образом, сами враги Спасителя полагают на
фоб Его печать и ставят при нем стражу; одного этого обстоятельства достаточно
для возвышения факта воскресения на степень высокой исторической достоверности.
Этот несправедливый суд, в котором Пилат заглушил свою совесть и показал
столько слабости, приобрел ему печальную славу. С его именем навсегда неразлучен
страшный эпитет Богоубийцы. После смерти Иисуса Христа Пилат поставил в
Иерусалиме во дворце Ирода золотые щиты в честь Тиверия, но не столько
из преданности к императору, сколько из ненависти к иудеям, как говорит
Филон. Поскольку в этом деле было основание идолопоклонническое, то иудеи
протестовали; Пилат не слушал их. Но император повелел поставить эти щиты
в храме Августа в Кесарии. Ненависть, которой Пилат поклялся к иудеям,
была причиной его погибели. Один обманщик собрал на горе Гаризин большое
множество самарян, чтобы показать, как он говорил, священные сосуды, будто
бы скрытые здесь Моисеем; Пилат, видевший в этом собрании восстание против
власти римлян, окружил его конницей, повелел изрубить всех и казнить знатнейших.
Самаряне жаловались правителю Сирии Вителлию, консулу и отцу императора
того же имени. Последний, имевший Иудею под своей властью, приказал Пилату
отправиться в Рим для оправдания себя перед Тиверием. Прибыв в Рим, в четвертом
году после смерти Спасителя, Пилат был низложен и сослан в Галлию (37 г.).
Предание говорит, что он удалился в Виенну, в Дофине, где жил еще три года
и, удрученный скукой, угрызениями совести и отчаянием, сам лишил себя жизни.
Существование Актов Пилата кажется нам неоспоримым. По свидетельству Евсевия
и многих других историков, правители имели обыкновение доносить императору
обо всех судах, произведенных им в провинциях; это доказывается письмом
Плиния Младшего к императору Траяну; об этом свидетельствуют еще записки,
которые были представляемы каждый день императору Калигуле из Александрии
(Comment, rer. quotid., и Филон Ephem menmon.). Пилат не мог пренебрегать
этой обязанностью тем более, что имел дело с подозрительным Тиверием и
что дело касалось такого лица, которое называло себя Мессией, которого
иудеи ожидали как царя и освободителя своего. Одного этого достаточно для
подтверждения их исторической достоверности, если бы история и молчала
о них. Но мы имеем столь же древние, как и неоспоримые свидетельства. Иустин-мученик,
говоря о страданиях и смерти Спасителя во второй своей апологии к императору
и римскому сенату, ссылается на акты, сохранившиеся в архивах империи.
Но Иустин жил во времена апостольские: он призывал во свидетельство акт
публичный и имел против себя философов, врагов христианского имени, и преимущественно
Крискента, своего противника, которые не пренебрегали ничем, чтобы обличать
его во лжи, и ничего не прощали ему, а последний тем более, потому что
Иустин победил его в споре об истинности христианской религии, происходившем
в присутствии сената. Тертуллиан в V и XXI главах своей Апологетики свидетельствует,
что Пилат Понтийский писал Тиверию о жизни и смерти Спасителя. Он прибавляет,
что Тиверий представил в сенат предложение причислить Иисуса Христа к лику
богов, и даже тогда, когда его предложение было отвергнуто сенатом, он
держался своего мнения и грозил немилостью всякому, кто осмелился бы оскорблять
христиан. Тертуллиан, как юрисконсульт, должен был старательно отыскивать
отрывки великого процесса, защиту которого он взял на себя в пользу христианства;
он мог и должен был, при посредстве некоторых христиан, просматривать государственные
дела. Кроме того, он обращался к императору и сенату, следовательно, легко
можно было поверить в приведенные им свидетельства. Наконец Евсевий, спустя
два века, рассказывает в своей Церковной истории об актах с теми же обстоятельствами,
как и Тертуллиан, и не говорит, чтобы этот факт был когда-либо оспариваем.
Тацит, говоря: «Это имя (христиан) происходит от Христа, который в царствование
Тиверия был осужден на смерть Пилатом Понтийским» (Annal. L.XV, по 44),
кажется, почерпнул это сведение из того же источника, как Иустин и Тертуллиан.
Многие ошибочно смешивали подлинные акты Пилата с подложными, вымышленными
во втором веке квартодецимансами. Эти подложные акты, говоря об Иисусе
Христе весьма благосклонно, заставляли язычников предполагать существование
других актов, в которых Спаситель и христиане были представлены с самой
черной и ненавистной стороны. Известно, что император Максимин повелел
разослать их по всей империи. Но все эти акты, позднейшие Иустина, ничего
не доказывают против его свидетельства; и если нам возразят, что в жизнеописаниях
императоров не видно и следов действительности актов, существование которых
мы защищаем, то мы укажем здесь на многочисленные эдикты гонений, собранные
юрисконсультом Улпианом и на которые нет ни малейшего намека в гражданской
истории империи. Заметим наконец, что почти все писатели верили в подлинность
актов Пилата, и даже многие из протестантов защищали ее, каковы — Фабриций,
Газевс, Гаверкамп, Аддисон, Мозгейм, Казобон, Греции, де Карревон, Исселин,
Пеарсон и многие другие.