БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Петр идет по воде к Иисусу Христу
Но по повелению Господа он уступил и сказал: «Господи, умой мои ноги,
руки и голову». Когда после этой вечери Сын Божий объявил, что все апостолы
оставят Его, Петр сказал, что он прежде умрет, чем оставит Его. Но Иисус
Христос отвечал ему, что он не только оставит Его, но еще трижды отречется
от Него. Петр присутствовал в Гефсиманском саду при смертной скорби своего
Учителя. Он уснул вместо того, чтобы бодрствовать со Спасителем. Правда,
что Петр поспешил защитить учителя ножом, когда воины взяли Его; но Иисус
Христос сказал ему, что Он не благоволит защищать Себя оружием, что слово
Его будет защищаться терпением, кротостью, любовью к гонителям, а не пролитием
крови. Петр бежал, лишь только увидел Учителя в руках Его врагов; но скоро
возвратился и следовал за Ним до двора первосвященника, где трижды отрекся
от него. Надо было, чтобы на время Праведник был оставлен всеми, чтобы
века узнали в этом примере, как слаб человек, как необходима для него укрепляющая
сила молитвы и с каким снисхождением Иисус Христос принимает кающегося.
Покаяние Петрово тотчас начинается горестью и обильными слезами. Между
тем внутренняя вера его не ослабела, и он первый из апостолов отправился
ко фобу, когда услышал о воскресении, и первый сподобился видеть воскресшего
Победителя ада и смерти. Иисус Христос, в одном из своих многочисленных
явлений апостолам после воскресения, потребовал у Петра три раза исповедания
любви к Нему, чтобы смыть пятно троекратного отречения. Когда Святой Дух,
сошедший на апостолов, просветил их и воспламенил сердца, Петр стал всенародно
говорить в Иерусалиме; он упрекал иудеев в распятии и несправедливой смерти
Иисуса Христа; но обвинял не злобу, а неведение их, чтобы лучше расположить
к себе их внимание, показывая этой кротостью или снисхождением, что если
истина и не терпит порчи в своей сущности, то допускает умеренности в формах
ее выражения. Он доказывал им, что Иисус Христос есть Мессия, ожидаемый
народом, и что Он воскрес; он говорил им о необходимости веры в Него с
такой силой и убеждением, что обратил ко Христу три тысячи человек. Спустя
несколько дней Петр с Иоанном отправились в храм. Хромой от рождения, сидя
у врат храма, просит у них милостыни; Петр сказал ему: «Я не имею ни золота,
ни серебра; но даю тебе то, что имею: во имя Иисуса На-зорея, встань и
ходи». Его ревность, подкрепленная этим чудом, снискала в этот день пять
тысяч человек Богу. Священники, саддукеи и служители храма схватили Петра
и Иоанна, чтобы остановить успех их проповеди. Оба апостола с благоговейным
уважением явились пред собранием старейшин, судей, учителей закона и первосвященника,
но с твердостью. Петр отвечал на их вопросы и показывал в своих ответах
силу, смелость, возвышенность, которые удивили их.
«Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом
слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели
и слышали» (Деян. 4:19—20). Вот ответ его на запрещение их учить во имя
Иисуса Назорея и говорить о Нем. Итак, ученики Иисуса Христа уловляли в
сети Его слова и по Его обетованию имели единое сердце и един дух; они
продавали все свое имение и приносили цену к апостолам. Анания и жена его
Сапфира (см. эти имена), утаив часть цены проданного имения, были поражены
смертью при обличении апостола Петра. Всякое рождающееся общество имеет
нужду в строгости против пороков, которые воспрепятствовали бы его образованию
или расстроили бы образовавшееся. Часто требуется, чтобы его зараженные
члены были отсечены -для обеспечения жизни членов здоровых и чтобы некоторые
погибли для спасения всех. Св. Петр является более и более сильным словом
и делом; чудеса изобильно рассыпались его рукой; одна тень его тела исцеляла
больных, положенных при пути, по которому он проходил. Первосвященник и
саддукеи заключили его в тюрьму со многими другими апостолами. Ангел освободил
их; они отправились во храм, где и говорили с не меньшей силой и ревностью.
Первосвященнику доложили, что их не нашли в тюрьме, в то время, когда потребовали
их к суду. Они снова были схвачены, но с некоторой осторожностью, чтобы
не взволновать народ. Первосвященник спросил их, почему они, несмотря на
запрещение, продолжают возвещать имя Христово. Св. Петр отвечал: «Должно
повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса,
Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею
в Началъника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему»
(Деян. 5:29—32). Без благоразумного совета Гамалиила, одного из учителей,
апостолов предали бы смерти; после наказания и запрещения проповедовать
имя Христово им даровали свободу. Но апостолы не обращали внимания на эти
грозные запрещения и были счастливы тем, что удостоились страдать за своего
Учителя. Около этого времени происходило избрание апостола Матфея вместо
Иуды предателя и поставление семи диаконов. Скоро Стефан, первый между
ними, принял мученический венец. Это мучение было началом сильного гонения,
которое заставило многих учеников оставить Иерусалим и проповедовать Евангелие
в соседних городах. Диакон Филипп обратил самарян, Петр и Иоанн отправились
даровать им возложением рук Духа Святого, ибо они были уже крещены. В Самарии
находился славный волхв Симон, который долгое время обманывал суеверие
простого народа; видя чудеса, производимые Филиппом, он просил крещения
и получил его; видя дары Духа Святого, и преимущественно дар языков, которым
обладали апостолы, он принес к апостолам деньги, желая купить власть низводить
Святого Духа. Св. Петр раскрыл и живо отверг это лицемерие, убеждая его
к покаянию, которое, казалось, проникло в его сердце, но не имело действия,
потому что впоследствии мы увидим его в Риме, где он обманывал народ и
всеми силами противился распространению Евангелия. Петр и Иоанн возвратились
из Самарии в Иерусалим, где и оставались во все время преследования. Когда
оно прекратилось, Петр посетил разные церкви в окрестностях Иерусалима.
В Лидде Петр исцелил расслабленного Енея, который находился в этом состоянии
восемь лет, и обратил этим чудом жителей этого города и города Сарона.
Верные Иоппии нашли апостола Петра и привели его к телу одной умершей христианской
жены, которая отличалась любовью к бедным; апостол воскресил ее и произвел
этим чудом то же, что и в Лидде. Когда он находился в Иоппии, сотник Корнилий,
по внушению с неба, просил его прийти к себе и наставить. Петр, по внушению
Божию, отправился к Корнилию, научил его истине и крестил его со всем домом.
По возвращении в Иерусалим Петр рассказал, как Господь повелел ему все,
что он сделал в Кесарии Палестинской, у сотника Корнилия. Этот рассказ
показал апостолам и ученикам, что пришло время обращения язычников к Евангелию,
и они поспешили проповедовать им свет Евангелия. Св. Петр основал первоначально
церковь Антиохийскую, которой и был первым епископом, и пробыл в Антиохии
семь лет, как об этом свидетельствует Иоанн Златоуст. Апостол Петр прошел
Малую Азию и возвещал Евангелие иудеям, рассеянным между галатами, в Вифинии,
Каппадокии и Консульской провинции. В следующем году мы видим Петра в Иудее,
где голод, предсказанный пророком Агавом, начал уже свои опустошительные
действия. Иерусалим и вся Палестина были в это время управляемы Иродом
Агриппой, внуком Ирода Великого. Первый, чтобы снискать любовь иудеев,
воздвиг жестокие гонения на христиан. Иаков, брат евангелиста Иоанна, получил
мученический венец; Петр был посажен в тюрьму, и смерть его была отложена
по случаю Пасхи. Но ангел разорвал его цепи и вывел из тюрьмы. Среди таких
трудов Петр написал послание к верным Понта, Вифинии, Галатии, Асии и Каппадокии;
главная цель его послания есть утверждение в Божественном учении, поддержание
в бедствиях и гонениях, которые они терпели, указание, что он совершенно
согласен с апостолом Павлом в сущности учения, и опровержение заблуждений
Симона и николаитов, которые утверждали, что одной веры без дел достаточно
для спасения. Итак, он с силой убеждает их прилежать добрым делам и неуклонно
держаться веры во Иисуса Христа; он постоянно напоминает им о блаженстве
их призвания и пользе крещения; он дает советы пресвитерам, лицам, живущим
в узах брака, рабам; он повелевает повиноваться властям, установленным
от Бога. Через некоторое время мы видим апостола Петра опять в Иерусалиме.
Обращенные иудеи утверждали, что христианская вера не исключает соблюдения
закона Моисеева; обращенные язычники восставали против этого ига. Павел,
Варнава и Тит пришли из Антиохии, где разногласие дошло до разделения,
чтобы прекратить его общим решением апостолов. Вся иерусалимская церковь
собралась; трое из апостолов, видевших Господа, Петр, Иаков и Иоанн, присутствовали
здесь. Сначала говорил апостол Петр и утверждал, что не должно налагать
иго закона Моисеева на верных; его мнение было поддержано св. апостолом
Иаковом, принято всем собором и объявлено как решение Святого Духа всем
церквам и прекратило их споры (51 г. от Р. X.). После этого собора, который
был образцом и правилом для всех других, происходивших впоследствии, Петр
отправился в Антиохию, где апостол Павел упрекал его в излишнем снисхождении
к иудеям. Он дал ему заметить, что если и позволено соблюдать Закон Моисея,
то не должно этого делать, чтобы не отвратить язычников от веры. Здесь
Писание и предание теряют из виду апостола Петра; одно место в послании
св. Павла к жителям Коринфа заставляет предполагать, что он был в Коринфе.
В 62 г. мы видим Петра опять в Иерусалиме, потом в Риме вместе с апостолом
Павлом. Богу угодно было, чтобы оба они засвидетельствовали истину перед
Нероном и поразили Симона-волхва. Обман этого обольстителя и нечестие императора
полагали большое препятствие распространению царства Иисуса Христа. Симон
льстил страстям Нерона, который был суеверен, как и все люди без религии,
верил магии, предавался ей и думал повелевать самим богам. Симон объявил
день, в который он всенародно вознесется от земли по одной собственной
своей воле. С помощью нечистых сил он уже поднялся на некоторую высоту;
Петр и Павел, которых Бог привел на это зрелище, чтобы наказать нечестивого,
стали молиться; в ту же минуту Симон упал, переломал себе ноги и со стыда
бросился с высоты дома, в который был перенесен после своего падения. За
действительность этого события ручаются Арновий, св. Кирилл иерусалимский,
св. Амвросий, бл. Августин, Сульпиций Север, Исидор Пелусиот, бл. Феодорит
и другие отцы и учители. Язычники были раздражены этим поражением. Апостолы,
по мести ли язычников или по причине обращения ко Христу даже при дворе
императора, были посажены в тюрьму. Кажется, в это время Петр написал свое
второе послание к тем же верным, как и первое. Он еще раз показывает им
необходимость добрых дел для спасения; предостерегает их от ложных пророков,
которые должны появиться, и ложных учителей, которые соблазняли церковь
своими дурными примерами и пытались испортить ее своими заблуждениями;
убеждает их к терпению в гонениях; предсказывает свою близкую смерть и
представляет страшное изображение еретиков, которые искажали истинное учение.
Он опровергает заблуждения тех, которые утверждают, что воскресения и суда
не будет никогда, с похвалой отзывается о Павле и его посланиях, которыми
некоторые умы злоупотребляли преимущественно для подкрепления своего мнения
о бесполезности добрых дел и крайней свободы, по которой они делали многое,
противное закону, не боясь соблазнить своих братии, еще слабых в вере.
Св. Петр и Павел обратили ко Христу своих стражей. Они преданы смерти в
один день, по свидетельству одних, на одном и том же месте, по другим —
в различных местах. Петр претерпел крестную смерть. Он просил, чтобы его
пригвоздили ко кресту вниз головой, не считая себя достойным умереть подобно
своему Учителю. Эго было в 66 г. от Р. X. Память святого славного и всехвального,
первоверховного апостола Петра празднуется церковью 16 января, 29 и 30
июня.