БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ОСИЯ

ОСИЯ

ОСИЯ (ок. 803 г. до Р. X.), первый из малых пророков по порядку священных книг, хотя по хронологическому порядку должен, кажется, следовать после пророка Ионы, был сын Веирия, по мнению одних, из колена Иссахарова, а по мнению других, из колена Рувимова. В надписании его пророчеств говорится, что он пророчествовал во время Озии, Иофама, Ахазии и Езекии, царей иудейских, и Иеровоама II, царя израильского. Достоуважаемые толкователи сомневались, что это надписание сделано самим пророком, и приписывали его Ездре или кому-либо другому, кто собрал и привел в порядок его пророчества. Это мнение тем более основательно, что, приняв противное мнение, надобно было бы предположить, что пророк Осия жил более ста тридцати лет, что несообразно с продолжительностью жизни в эти времена. Вообще полагают смерть его около 723 г. до Р. X. Пророк Осия имеет неоспоримую заслугу; он первый написал свои пророчества и таким образом подал полезный пример другим, позднейшим пророкам, ему мы обязаны познанием бесчисленного множества событий, относящихся к царствам Иудейскому, Израильскому, Вавилонскому, Ниневийскому, Идумейскому, Египетскому, Моавитскому и Аммонитскому, о которых гражданская история не сообщает нам никаких сведений, ибо она хранит совершенное молчание об этих отдаленных временах. Пророчества Осии, кажется, восходят к концу царствования Иеровоама II, потому что Господь сказал ему: «Еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева» (1:4). Эта угроза не была исполнена во время Иеровоама, которого царствование было продолжительно, мирно и счастливо, но во время Захарии, его сына и преемника. Все, что мы знаем о жизни этого пророка, темно, и ничто не занимало так толкователей, как его первый брак с Гомерью, дочерью Девилаима, названной в его пророчествах женой блудницею (1:2). Закон безусловно запрещал вступать в брак с блудницей, в таком смысле, как мы понимаем это слово, или с язычницей. Вольнодумцы искусно воспользовались этим стихом Осии, что Бог не только позволяет, но даже повелевает противное Своему закону; но что говорит текст? «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (1:2). Эти слова были непонятны. Известно, что пророки почти не употребляют других выражений для означения идолопоклонства. Бесчестье этих выражений может пасть только на ту землю, которая, оставив завет Иеговы, постыдно простиралась пред идолами. Земля соблудила, и жена, которую пророк, по повелению Господа, берет в супруги, не есть блудница, но «женщина блудодействующей земли, дети, рожденные от этого брака, по той же причине, будут детьми, рожденными в блудодействующей земле, то есть идолопоклонства. Очевидно, что Бог, Который долгое время делал Израилю страшные угрозы, чтобы отвратить от чудовищного нечестия, пользуется и здесь служением Осии с той же целью. «Возьми, — говорит Он, — жену этой преступной земли». Пророк повиновался, вступил в брак и имел детей, которым Иегова Сам дает имена, первому Иезраель, или мышца Божия, второму — непомилована, третьему — не Мой народ; все это показывало участь Самарии. Вот цель Господа; вот конец таинственного брака, который заключен пророком по Его повелению. Осия говорит, что в другой раз он получил повеление возлюбить жену, любящую зло и любодейку, которую нанял и которой сказал: «Много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя» (3:3). Вероятно, что все это было не иное, как пророческое видение: сам Осия говорит, что это было символом. Что же в этом языке безнравственного или соблазнительного? Образ человека, который возводит распутную жену на степень распутной супруги, образ человека, который полагает конец разврату жены, заставляя ее жить в воздержании и надежде законного брака, этот образ может ли иметь что-либо соблазнительное? Ожидание этой жены также есть образ, парабола: «Ибо долгое время, — говорит пророк, — сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (3:4). — Осия был свидетелем не только первого пленения четырех колен, уведенных Феглаф-Фалассаром, но также взятия Самарии, уничтожения царства Израильского и пленения десяти колен, уведенных Салманассаром, и пророчествовал даже после этого времени, если верить блаженному Иерониму. Первые стихи первой главы его пророчеств относятся к смерти Захарии, царя израильского, бедствиям, сопровождавшим его царствование. В следующих стихах он говорит о пленении колен, как о бедствии всеобщем и неизбежном; но соединяет обещание освобождения. С какой силой он изображает беспорядки и пороки, заразившие народ! «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием... Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (4:1—2, 12—14). За все это нечестие погибнут Самария и Ефрем. Осия, сделав эти строгие упреки, показывает израильтянам бесполезность всех их усилий избежать справедливого суда Божия, несмотря на помощь египтян или ассирийцев. Ни сила, ни мужество иноплеменников не спасут их, когда ударит час мести. Пророк предсказывает, что после разрушения их страны они принуждены будут удалиться в Египет, но найдут здесь неизбежную смерть; что их золотые тельцы будут бесчестно ниспровергнуты, попраны ногами и унесены в Ассирию. Хотя пророчества Осии преимущественно направлены против царства Израильского, однако человек Божий не забывает о беспорядках и идолопоклонстве царства Иудейского. Он гремит против него и возвещает нашествие Сенна-хирима. «Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его» (8:14). Наконец, ясно предсказывает будущее пленение Иуды, продолжение его, возвращение из Вавилона, восстановление богослужения истинному Богу, продолжительность его, и призвание язычников. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших... Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское» (14:2—3, 6—8). Вообще, пророчества Осии весьма темны, что более относится не к образу изложения, но к отдаленности событий, отдаленным от нас, и нравам, о которых мы ничего не знаем. Способ изложения сжат и краток и быстро переходит от одного времени к другому, от одного предмета к другому; бл. Иероним находит его слог прерывистым и сухим: «Osee commaticus, et quasi per sententias loquens». Он говорит только полунамеками, и заставляет догадываться о многом, смысл часто закрыт, периоды неполны. Впрочем, не надобно думать, чтобы он не имел черт живых и смелых и прекрасных сравнений, но он оставляет их приложение и следствие; нет времени чувствовать всю их красоту и видеть отношение, которое они имеют с главным предметом. Книга пророчеств его озаглавлена по-еврейски Гошеа, по-гречески оболе, а имя значит хранитель или сохрани. Осия умер, имея более восьмидесяти лет от рождения. Память его празднуется 17 октября.