БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ОНИЯ III
ОНИЯ III (199 г. до Р. X.), сорок второй первосвященник иудейский,
сын и преемник Симона II, принял первосвященническое достоинство после
смерти своего отца. Своими добродетелями он снискал себе большую славу
и придал новый блеск первосвященническому достоинству; но не уберегся от
ненависти и навлек на себя гонения и ссылку, где и умер. Ония видел свое
отечество в добыче тиранов, видел порчу, проникнувшую во все ветви общественного
организма и своими усилиями мог только замедлить падение своего отечества.
Начало своего правления он означил восстановлением законов в их первобытной
чистоте, и в продолжение немногих лет святой город наслаждался совершенным
покоем. Иудея снова переменила своих повелителей и снова подпала под власть
Сирии. Селевк Филопатор воспользовался временем, когда Египет оплакивал
смерть Птоломея Епифана, для возвращения Палестины. Твердость и благочестие
первосвященника внушили ему удивление и вместе благоговение ко храму. Сирийский
монарх почтил его богатыми дарами и повелел брать из его годовых доходов
все необходимое для отправления богослужения. Это согласие продолжалось
недолго; вероломство одного иудея, из колена Вениаминова, Симона, вдруг
нарушило его и привело весь город в волнение и беспорядок. Он командовал
стражей храма и во зло употребляя свою власть, делал многие несправедливые
притеснения, принуждал народ к нарушению законов — преступная крайность,
которую Ония считал себя обязанным ограничить. Симон, удивленный этим сопротивлением
и решившись отомстить, прибег к интриге и сказал Селевку, что во храме
хранятся бесчисленные и излишние суммы, которые царь по праву мог присвоить
себе. Царь послал в Иерусалим Илиодора, своего первого министра, для похищения
их. Он был принят с почестями, но когда изъяснил цель своего посольства,
удивление и печаль не знали границ. Напрасно первосвященник говорил ему,
что одна часть этой суммы назначена для содержания вдов и сирот, что другая
часть состоит из залогов, вверенных святости места, величию и недоступности
храма; напрасно он говорил, что похищение их было бы преступлением и несправедливостью
против вкладчиков; министр настоял на исполнении повелений царя. В назначенный
день, когда он должен был освидетельствовать казну и взять ее к царю, печаль
и страх были всеобщи. В то время, когда Илиодор, сопровождаемый стражей,
входил в храм и готовился исполнить возложенное на него преступное поручение,
жрецы, облаченные в священные одежды, простершись пред алтарем, просили
небесной помощи. Первосвященник, объятый ужасом, неподвижный, был живым
воплощением печали: он не говорил, не плакал, но скорбь его была очевидна;
его отчаянный взгляд, его бледность говорили красноречивее стонов и слез.
В то время, когда это происходило во храме, весь город находился в беспокойстве
и представлял не менее страшное зрелище. Жители беспорядочно выбегали из
своих домов и повергались на улицах и площадях; каждый со страхом спрашивал
самого себя, впадет ли святое место в осквернение и воспрепятствует ли
Господь осквернению его. Между тем Илиодор, которого ничто не трогает,
готов похитить сокровище; но дерзость его скоро наказывается. Всадник,
со страшным, сверкающим взглядом, опрокидывает стражу, бросается на него
и повергает его к своим ногам. Потом два ангела являются с двух сторон,
поражают его без пощады, нанося раны. Илиодор плавает в крови на полу храма
без слов и без надежды. Первосвященник, тронутый состраданием, приносит
за него жертву, и князь силы дает силу и здоровье тому, который готов был
испустить последний вздох. Илиодор возвратился к своему повелителю и рассказал
ему о чудесах, которых он был свидетелем и участником. «Бог, — говорил
он, — есть покровитель и защитник храма Иерусалимского; Он поражает и погубляет
тех, которые хотят сделать ему зло». Это происшествие не могло остановить
намерений Симона; он продолжал клеветать на первосвященника при сирийском
дворе и, открыв врагу средства и пособия своего отчества, не боялся называть
изменником того, кто был защитником и благодетелем народа; но это бесчестное
название осталось за обвинителем, а память обвиненного осталась чистой
и почтенной. Симон, не пренебрегавший ничем для погибели честного, но противного
ему мужа, увлек в свои интересы Аполлония, правителя Келесирии и Финикии.
Сильный этой подпорой, он сделал новые попытки в Иерусалиме и пролил много
крови. Ония, не будучи в силах остановить эти насилия, отправился к сирийскому
двору, чтобы очистить себя от взводимых на него преступлений и просить
царя о защите. Монарх сделал первосвященнику прием достойный его добродетелей,
благосклонно выслушал его оправдание и дал повеление сослать Симона в ссылку.
Исполнение этого повеления восстановило на время спокойствие в Иерусалиме,
но новые интриги не замедлили взволновать его снова. Селевк Филопатор умер,
и ему наследовал сын его Антиох Епифан. В его царствование сношение с греками
почти всецело испортило иудеев; знатнейшие из них предложили заключить
союз с язычниками и принять их обычаи. Чернь, всегда восприимчивая и страстная,
поспешила последовать этому совету и послала депутацию к Антиоху; во главе
был брат первосвященника, который из угождения грекам тотчас переменил
свое имя Иошуа, или Иисус, на Иасона.
Этот человек был честолюбив, без правил и страстно желал первосвященнического
достоинства. Он не упустил случая удовлетворить своему тайному желанию
и заместить своего брата. Он представил монарху, которого казна была пуста,
огромную сумму для получения первосвященнического достоинства, которое
и было ему продано за 400 талантов. Цель его посольства равным образом
была достигнута. Антиох за определенную сумму дал ему власть уничтожить
небольшой остаток древних нравов в Иерусалиме и основать в нем гимназию
для юношества. В то же время Ония должен был выйти из святого града и поселиться
в Антиохии, что было необходимо для обеспечения спокойного наслаждения
похищением достоинства соперника его. Ему не дано было провести мирно в
этом убежище остаток своей беспокойной жизни. Гонения преследовали его
и там, и он мог предвидеть участь, которую враги приготовляли ему. Иасон,
возвратившись в Иерусалим, управлял народом неблагоразумно и жестоко; первой
его заботой было построить палестру — место для публичных игр под стенами
крепости, и не боялся завести развратные дома для молодых людей. Языческие
обычаи утвердились во граде Давидовом; обычаи отеческие были презрены,
и народ домогался почестей в играх. Чернь сбегалась на эти языческие зрелища,
и самые жрецы забывали ради них обязанности и свое служение. Отступничество
сделалось всеобщим; некоторые стыдились называть себя иудеями, даже старались
изгладить знаки обрезания. Что касается Иасона, то Иудея была слишком тесна
для его нечестия. В 174 г. он послал в Тир торжественное посольство присутствовать
на Олимпийских играх и огромные суммы на жертвы Геркулесу. Послы, менее
нечестивые, чем их первосвященник, отступили от такого святотатственного
использования общественной казны и представили эту сумму на восстановление
царского флота. Около того же времени Антиох прибыл в Иерусалим, и первосвященник
принял его со всем великолепием, сообразным с теми милостями, которых он
ожидал от него. Царь был провожаем с факелами и возвратился в Антиохию
под впечатлением этого торжественного приема. Спустя три года Иасон послал
к нему Менелая, брата Симона, о котором мы уже говорили, и поручил ему
принести годовую дань. Здесь между первосвященником и его послом завязалась
борьба на хитростях, интригах, изменах, низостях и преступлениях, борьба
и вместе начало их наказания. Менелай, неверный возложенному на него поручению,
получил от царя молениями, лестью и деньгами верховное первосвященство.
Иерусалим разделяется между этими двумя похитителями; но партия Иасона
берет верх, и его униженный соперник возвращается в Антиохию просить помощи
царя. Антиох, которого политические интересы требовали поддержания этих
распрей, обещал свою помощь, за которую надо было дорого платить и которую
он обещал только при условии принятия Менелаем и его сообщниками греческой
религии. Эти отступники, предводительствуемые при его помощи значительными
силами, возвратились в Иерусалим; Иасон, не будучи в состоянии сопротивляться
им, бежал к аммонитянам. Новый похититель первосвященнического достоинства
начал, по своему обещанию, отступлением от Закона Моисея; но он не заботился
об уплате суммы, должной за получение сана, и Сострат, комендант цитадели,
тщетно принуждал его к исполнению обещания. Антиох, подозревая их в сговоре,
потребовал обоих ко двору. До прибытия их Антиох отправился в Киликию,
где произошло возмущение, и вручил бразды правления Андронику, который
с низким и преступным снисхождением держал сторону Менелая. Последний вручил
ему всю сумму, которую мог достать, и так как она не была достаточна для
уплаты суммы, должной царю, поскольку еще ему надобно было подкупить царедворцев,
то он повелел своему брату Лисимаху похитить из храма драгоценные сосуды
и продать их в Тире. Первосвященник Ония, живший в Антиохии, упрекал его
за это святотатство. Менелай просил Андроника погубить этого опасного обличителя,
и Андроник повелел умертвить его. Это убийство объяло весь город ужасом;
сам Антиох был поражен им после своего возвращения; он выслушал жалобы
иудеев, живших в Антиохии, и проливал слезы в память добродетелей покойника.
По повелению его, Андроник, лишенный пурпурной мантии, в испачканной и
разорванной одежде, подвергается казни на том самом месте, где убит первосвященник.
Менелай избежал казни обещанием больших сумм, которые его брат обязался
собрать в Иерусалиме. Но час мести пробил: иудеи, раздраженные таким насилием
и святотатством, восстали, вооружились камнями и палками и убили Лисимаха
и три тысячи его сообщников. Три посла тотчас были отправлены к Антиоху
для оправдания этих происшествий и обвинения Менелая. Они нашли царя в
Тире и защищали свое дело с таким благоразумием, что первосвященник едва
не погиб. Скупость царедворцев спасла его еще раз, и послы были осуждены
и преданы смерти. Гордый этим успехом, Менелай торжественно возвратился,
и никто не мог противиться ему. Между тем как иудеи втайне оплакивали свои
несчастья, необыкновенные явления предвозвещали еще большие бедствия. В
продолжение сорока дней видели в окрестностях Иерусалима вооруженных людей
на воздухе, которые немилосердно сражались друг с другом и оглушали звуком
оружия устрашенных зрителей. Это чудо объяло ужасом все сердца и скоро
объяснилось. Распространился ложный слух, будто Антиох убит близ Александрии;
Иасон, обманутый этой молвой, воспользовался этим обстоятельством, оставил
страну аммонитян и неожиданно напал на Иудею. Он вошел в столицу с тысячей
человек, к которым присоединились еще враги его соперника. Последний удалился
в цитадель, а победитель мстил с неслыханной жестокостью всем, кого подозревал
в приверженности к Менелаю. Ослепленный успехом, он поступает со своим
отечеством, как со страной завоеванной, не уважает ни пола, ни возраста,
и всех без разбора предает смерти. По счастью, торжество его было непродолжительным:
при вести о возвращении Антиоха тигр бросил свою добычу и обратился в бегство.
С тех пор он постоянно вел жизнь кочевую и несчастную. Схваченный и посаженный
в тюрьму арабами, переходя из города в город, гонимый всеобщей ненавистью
и презрением, он удалился в Египет; но, не будучи здесь в безопасности,
отправился в Лакедемон, где не удостоен был даже погребения. Между тем
его соперник доходит до последней степени нечестия в своем поведении в
отношении Антиоха; он сам вводит его в храм и отдает ему алтарь кадильный,
алтарь предложения, светильник и многие другие драгоценные сосуды и общественную
казну. По гласу Менелая, подкрепляемого царем сирийским, множество иудеев
отступают от Бога своих отцов, богослужения и всей славы прошедшего. Несмотря
на то, религия не погибла и героизм мужей праведных спас, очистил и воодушевил
новым духом народ в то время, когда, казалось, все погибло. Нечестивый
Менелай долгое время носил еще достоинство, которого был недостоин; но
он не мог избегнуть наказания за свои преступления; Антиох Евпатор осудил
его, по совету Лисия, и казнил в Берии, нынешнем Алепе. Окончим эту статью
обозрением описанных нами событий. Мы обняли одним взглядом царствования
Селевка, Антиоха Великого, Антиоха Епифана и Антиоха Епатора, думая, что
эта метода позволит нам лучше изложить факты и причины, приведшие иудейский
народ к упадку. Иасон и Менелай, которые похитили и отправляли первосвященническое
достоинство при жизни Онии, связываются естественно с историей последнего.