БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
НОЙ

НОЙ

НОЙ (3846 г. до Р. X.), сын Лемеха, родился около 3846 года до Р. X.; был, по свидетельству Священного Писания, человек праведный, честный и постоянно ходивший пред Богом. Ему было уже 500 лет, когда родил Сима, Хама и Иафета и когда род человеческий размножился и достиг самой высшей степени разврата. Сыны Божий, то есть благочестивое племя Сифа, были столько же злы, как и сыны человеческие, то есть нечестивое племя Каина; всякая плоть испортила свой путь, и вся земля исполнилась неправдой. «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6), и благоволил истребить его и распространить Свой страшный гнев на животных, гадов и птиц небесных, которые все должны были разделить участь своего падшего царя. Он благоволил дать сто двадцать лет на покаяние и обращение к Богу; но мир продолжал удаляться от Бога; приближалось время, когда и Бог отвергнул его. Один только Ной со своим семейством, состоявшим из восьми человек, нашел благодать в очах Божиих. Тогда Господь сказал этому патриарху: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (Быт. 6:13—21). Нет толкователя, который не старался бы сделать описание ковчега по своему образу мыслей, особенно с того времени, когда ложная философия стала утверждать, что размеры его не были достаточны для содержания восьми человек, всех животных, обозначенных в рассказе Моисея, и пищи, необходимой для поддержания их жизни. Некоторые математики занялись отысканием приблизительно его настоящей вместимости. Между многочисленными рассуждениями, порожденными исследованиями, особенно замечательно рассуждение Лепельтье де Руана. Фернейский философ не уважил его вычислений и осыпал их сарказмами; но насмешки — не доказательство: они не воспрепятствовали умам высоким развить идеи Лепельтье. Им следовал Дон Калмет, от них почти не удаляется аббат Дюконтан Делемолет. Последний, определив, на основании египетской ученой экспедиции, локоть в двадцать дюймов и шесть линий, так продолжает свои вычисления: «Помножим три измерения одни на другие и предположим, что дно трюма, кровля, обшивка и три палубы имели один локоть толщины, получим цифру — 1 781 377 кубических футов вместимости, что равняется почти 42 413 тоннам тяжести. Этот неизмеримый объем может заключить в себе большое множество: кто ожидал бы в самом деле, что один такой корабль может равняться целому флоту и заключить в себе груз, для которого потребовалось бы 40 кораблей в тысячу тонн каждый?» Как бы ни были точны эти математические исследования, но они никогда не могут иметь авторитета книги Бытие, которая носит на себе неизгладимую печать Божественного откровения. Можно сказать, что заключающие о малости ковчега рассуждают подобно автору Systeme de la nature, который, приписывая иезуиту Ниде-му силу творить иголки, отказывал Богу в силе создать человека. Ной точно исполнил повеления, данные Господом, среди всеобщего равнодушия и неверия людей, которые ели.

НОЙ
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ной с семьею выходят из Ковчега

Когда ковчег был построен, патриарх ввел в него по семи пар всех животных чистых и по одной паре всех животных нечистых. Он затратил на это шесть дней, а в седьмой вошел в ковчег сам со своим семейством. В шестисотый год жизни Ноя, в 2256 году от сотворения мира, в 27 день второго месяца года, который начинался тогда осенью, Бог подвигнул моря, которые, выйдя из своих берегов, покрыли землю, отверз хляби небесные, и потоки дождя лились сорок дней и сорок ночей. В это время ненависть пропала, и устрашенная тварь примирилась. Без сомнения, человек в эту минуту крайней опасности хотел молиться, спасался на самые возвышенные скалы земного шара, но куда бежать? Воды возвышались, возвышались и возвышались постоянно; наконец, достигли высочайших гор и их бурных вершин и превзошли на пятнадцать локтей самые возвышенные точки земного шара. Род человеческий был почти уничтожен: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт. 7:21—23). По исполнении наказания Бог повелел морям войти в пропасть и дождям небесным прекратиться: и воды стали убывать; после ста пятидесяти дней они значительно уменьшились, и ковчег остановился на горе Арарат, в Армении. В первый день десятого месяца (около месяца июля) вершина горы показалась спустя сорок дней. Ной открыл окно ковчега и пустил ворона, который, не осмеливаясь О1густиться на это безбрежное море, полетел, ожидая удаления воды. Он дал свободу голубю; но голубь тщетно искал пристанища на этих беспредельных водах и возвратился к Ною, который и взял его. Через семь дней он снова выпустил его, и он возвратился и принес масличную ветвь. По этому признаку патриарх понял, что воды удалились; несмотря на то, патриарх ожидал еще семь дней и снова выпустил голубя, который уже не возвращался. В двадцать седьмой день второго месяца шестисотого года жизни Ноя, когда уже земля была совершенно суха, патриарх, по повелению Божью, вышел из ковчега со своим семейством и всеми заключавшимися в нем животными. Первой заботой его было воздвигнуть алтарь Господу и принести Ему жертву. Эта жертва была благоприятная Богу, Который обещал не наказывать землю за неправды людей и сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:21—22). Истребление рода человеческого совершилось; природа очистилась от преступлений, бесчестивших ее; но Творец положил на нее неизгладимую печать Своего гнева. Остовы слонов Индии находятся под льдами Сибири; Магелландские раковины населяют пласты Франции, и целые пласты животных морских венчают вершины Альп и Тавра. Эти всеобщие свидетельства природы не убеждают неверия человеческого. Надобно ли приводить всеобщность свидетельства и верование всех народов? Воспоминание об этом великом событии было во всех веках и у всех народов: о нем находят предание даже у алгонкинов и диких народов, говорящих их языком. Они говорят, что Месу, видевши, что вся земля покрыта водой, послал в глубину этой бездны ворона, чтобы он принес ему землю; что ворон не исполнил своего поручения; что Месу послал канадского бобра, который имел успех; что из этого небольшого количества земли Месу сотворил мир в его первобытном состоянии; что он стрелял из лука в стволы деревьев, и стрелы превращались в ветви; что он сделал много других чудес и в награду за услугу, оказанную канадским бобром, взял самку из его рода себе в супруги и имел от нее многих детей, населивших мир; что он даровал свое бессмертие одному дикарю и запретил ему открывать мешок, в котором хранилось бессмертие, под опасением потерять столь драгоценный дар. Если от потопа алгонинов перейдем к потопу индийцев, то найдем здесь разительное сходство с рассказом Моисея. Самый предубежденный человек не может не сознаться в этом. «Бог Ругрен, — говорят они, — решился однажды потопить всех людей, которыми был недоволен. Намерение его не было столь тайно, чтобы о нем не мог узнать Вишну — хранитель творений. Власть Вишну не могла помешать исполнению намерений Рутрена; но в качестве бога, сохранителя тварей, он имел право воспрепятствовать, если можно, гибельным их следствиям, и он поступил следующим образом: однажды он явился своему любимцу Саттиаварти и объявил ему под секретом, что скоро будет всеобщий потоп, что вся земля будет покрыта водой и что Рутрен хочет погубить всех людей и всех животных; потом убеждал его не бояться за себя и говорил, что он найдет средство сохранить его и запастись всем необходимым для населения мира. Он хотел подать чудесное судно в то время, когда Рутрен менее всего будет ожидать этого, и нагрузить по крайней мере 840 000 000 душами и семенами существ. Наконец, сам Саттиаварти должен был находиться на весьма высокой, указанной ему горе; через несколько времени после того Саттиаварти, согласно с предсказанием, заметил бесчисленное множество собиравшихся облаков; он в спокойствии видел грозу, собиравшуюся над головами виновных людей; с неба стал падать страшный дождь, невиданный никогда ни прежде, ни после. Реки разлились и выступили из берегов и покрыли всю землю с удивительной быстротой; море устремилось на землю, и в короткое время вода покрыла высочайшие горы; тогда животные, люди, города, царства, все было потоплено; все существа одушевленные погибли и были уничтожены. Между тем Саттиаварти с некоторыми из своих друзей удалился на гору; здесь он ожидал помощи, обещанной богом. Вода, постоянно поднимавшаяся, медленно приближалась к его убежищу и устрашала его, но в то время, когда он уже считал себя погибшим, увидел судно, которое должно было спасти его. Он тотчас вошел в него со своей свитой и нашел в нем 840 000 000 душ и семян существ. Предстояла трудность править судном и предохранить его от опрокидывания среди сильного волнения. Бог Вишну озаботился и этим, тотчас превратился в рыбу и правил своим хвостом как кормилом. Бог и кормчий сделал столь искусный маневр, что Саттиаварти спокойно дождался в своем убежище, пока воды не скрылись с поверхности земли». Эти подробности, рассказанные отцом Буше в письме к Авраншскому епископу, от слова до слова подтверждаются записками Английского калькуттского общества. Кто не узнает в этом рассказе, перемешанном с самыми странными мечтами, всего, что Священное Писание говорит о потопе, ковчеге и сохранении Ноя с семейством? Потопы Огига и Девкалиона, воспетые греческими и латинскими поэтами, потоп Сизутруса, приводимый восточными писателями, есть тот же потоп Ноя, искаженный баснями этих народов. «Время, приписываемое потопу Огигову, — говорит Кювье, — так согласно со временем потопа Ноева, что почти невозможно допустить, чтобы предание о нем не было почерпнуто из этого источника, чтобы оно не относилось к этому потопу». Несмотря на всеобщность этих преданий, все еще сомневались в справедливости этого события. Скептицизм восемнадцатого века, в своем нерассудительном восторге, в своей безграничной дерзости, нападал на подлинность его, не объясняя, каким образом ложь сделалась преданием всего человеческого рода. Сначала спрашивали, мог ли потоп распространиться на все страны земного шара; общее мнение было утвердительное; текст Бытия показывает, что он был всемирным, и морские тела, лежащие пластами на Альпах, Тавре и Кордильерах, подтверждают рассказ Моисея. Дожди, возражали потом, суть не иное что, как морские испарения; но всех морей недостаточно для того, чтобы покрыть земной шар до такой высоты, как говорит Священное Писание. Новейшая химия берет на себя труд отвечать на это возражение, доказывая, что вся атмосфера может быть превращена в воду. Кроме того, книга Бытие (1:6—7) говорит: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделы воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так»; следовательно, во время потопа, когда источники великой бездны и хляби небесные отверзлись, земля пришла в такое состояние, в котором находилась до первоначального своего образования. Впрочем, зачем исключать в этом событии причины сверхъестественные? «Люди гордые, проникнули ль вы в сокровища градная, знаете ли источник, в котором Господь почерпнул смерть в день Своей мести?» Утверждали, наконец, что мир древнее, чем показано в Священном Писании. «Земля, — говорят, — есть устарелая питательница, в которой все говорит о дряхлости; исследуйте ее руды, мраморы, граниты, лавы, и вы прочтете в них бесчисленное число лет». Допустив это, надобно отвергнуть потоп, который между тем постоянно подтверждается новыми открытиями. Замечательно, что почти каждая наука в своем начале, по-видимому, подрывает основные религиозные истины; но при дальнейшем развитии, при современнейшей обработке проливает на них новый свет. Так, история, астрономия, физика, геология, не достигнув совершенного развития, давали земле и народам миллионы лет существования. Знание более глубокое скоро доказало, что эти преувеличения произошли от незнания хронологии. Таким образом, мириады лет, даваемые многочисленным династиям, царствовавшим в Египте, исчезли, когда Шампольон доказал, что эти династии были современны, а не последовательны. Известно также, что китайская древность далеко не восходит до потопа. Древность индийцев еще новее. Бальи привел хронологию египтян и халдеев к хронологии семидесяти толковников. Такое же свидетельство дает физика и геология. В начале эти науки требовали миллионов лет для материального образования внутренности земного шара; но скоро сознались, что здесь все свидетельствует о потопе: они нашли несомненные свидетельства о нем в этих огромных пластах раковин на вершинах гор, в этих несомненных останках рыб и морских растений, которые находятся во внутренности земли. Даже успехи образования и номенклатура наших открытий могут до известной степени подтвердить рассказ Моисея. Все, что мы сделали в несколько веков, может служить для нас масштабом для измерения того, что должно быть сделано до нас, и таким образом подтвердить юность народов. История показывает их в некотором состоянии детском, возрастающих и укрепляющихся мало-помалу, пока наконец они не достигли состояния мужества. Итак, повторим: природа и народы единогласно подтверждают достоверность потопа. Величайшие умы допускали его: Лейбниц, Ньютон, Кювье, бессмертные труды которого составляют разительное свидетельство веры. Неверие философов исчезает перед этими важными свидетельствами; христианин радуется, потому что они воздают хвалу своему Богу, но он не имеет в них нужды, чтобы верить тому, что Дух Святой открыл ему устами Моисея. Он верит в гнев божественный, в потоп и заслуги Ноя, спасшие от уничтожения род человеческий. Этот патриарх, как мы сказали, вышел из ковчега, принес Господу жертву и молитву благодарственную, которые достигли престола Всемогущего. Господь благословил Ноя и его детей и дал им следующие заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте земно [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пишу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9:1—7). Эти заповеди ясны, просты, не обширны, одним словом, сообразны с детским состоянием народа. Господь, дав эти краткие и мудрые законы, известные у раввинов под именем Ноахид, сказал Ною и его сыновьям: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой печати, которая на земле» (Быт. 9:9—16). Таким образом, Бог благоволил не уничтожить, но спасти род человеческий; таинство неизреченной любви уже свершилось. Через несколько лет после потопа Ной, занимавшийся земледелием, насадил виноград; Писание говорит, что он, выпив вина, опьянел. Находясь под влиянием этого неизвестного дотоле напитка, он уснул в своей палатке и обнажился: Хам, второй сын Ноя, заметив это, посмеялся. Он вышел и рассказал об этом братьям, которые, не подражая ему, почтительно приблизились к отцу и покрыли одеждой наготу его. Патриарх, протрезвившись и узнав о поступке своих сыновей, проклял Хама в лице его сына. «Проклят Ханаан, — сказал он, — раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:25— 27). Святой закон: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той 'земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16) существует в этом проклятии как в семени и получает справедливое приложение. Хам, оскорбивший отца, наказан в своем непосредственном потомстве; Сим и Иафет получили награду, которую Бог обещает детям почтительным. Так Священное Писание изображает патриарха Ноя; он соединяет в себе тройственный характер, — характер пророка, характер начальника религии и проповедника истины, наконец, характер обновителя рода человеческого и таким образом служит прообразом Иисуса Христа, Который спас нас крестом и уподоблял дни второго своего пришествия с днями проповеди Ноевой. Он есть отец нового, лучшего рода, как Иисус Христос есть глава церкви, которая наследовала синагоге, убившей праведных и пророков. Св. патриарх жил триста пятьдесят лет после потопа и умер, имея от рождения девятьсот пятьдесят лет. Он оставил трех сыновей — Сима, Хама и Иафета, населивших мир; некоторые писатели утверждали, что он имел других детей; но их свидетельства основываются только на догадках, противоречащих ясному свидетельству Священного Писания. Ему приписывали проповеди для возбуждения людей к покаянию, молитву, составленную в ковчеге, и духовное завещание, — находящееся в Codex pseudepigi aphus veteris testamenti. Раввины, имевшие обыкновение искажать факты о мужах Ветхого Завета, составили множество басен о патриархе Ное. Магометане, подобно раввинам, исказили историю потопа самыми нелепыми баснями. Этот потоп описан в целой главе Корана, который означает этого патриарха названием Ноавал-Нави (Ной пророк), — словами, показывающими, что он был спасен и спас других. Мы видели предание о потопе у греков, халдеев, индийцев и даже алгонкинов. Ученый путешественник Гумбольдт, исследуя новый мир, убедился, что оно существует у всех народов, населяющих землю. Китайцы сохраняют его в своих летописях; Ной известен у них под именем Нюйва, который будто утвердил небо и убил злое начало. Рассказы о Девкалионе, Сизуфрусе, Сатурне столько имеют сходства с историей Ноя, что нельзя сомневаться в том, что древние имели, хотя и неясное, понятие об этом патриархе. Очевидно, что Ной есть Озирис египтян, Огиг и Вакх греков, как Каин есть Триптолем. Мы останавливаемся на общности этих свидетельств, потому что они служат неоспоримым ответом софистам всех времен: всеобщность верования есть доказательство сильнейшее систематических и частных отрицаний. Прежние возражения науки против потопа опровержены трудами Лейбница и Ньютона, а новейшие пали перед трудами Кювье. Отныне для отрицания потопа надобно было бы, чтобы наука шла назад, чего нельзя бояться, смотря на ту ревность, с которой современное юношество предается изучению и исследованию истины. Мы не приводим здесь различных писателей, рассуждавших об этом важном предмете; они слишком многочисленны; кроме того, мы должны были коснуться слишком многих систем, по счастью, столь же скоро забытых, как и явившихся.