БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
НИКОЛАЙ

НИКОЛАЙ

НИКОЛАЙ , прозелит Антиохийс-кий, один из семи первых дьяконов, избранный (34 г. от Р. X.) для служения церкви и попечения за вдовами (Деян. 6:5). Святой Ириней, святой Епифаний и Тертуллиан почитают его начальником секты николаитов, которых учение и нечистоту св. евангелист Иоанн Богослов сильно обличает в Апокалипсисе (2:6, 15) и которых апостолы Петр и Иуда называют ложными пророками, людьми лживыми и развратными (2 Петр. 2:1 и т. д., Иуд. 4). Климент Александрийский противоречит этому мнению; он утверждает, что Николай невинен в тех правилах, которые выдают под его именем, и в том учении, которое будто бы он преподавал для оправдания себя в жизни с женою после обета безбрачия. Николай, прибавляет Климент Александрийский (Stromat III, cap. IV), был весьма целомудрен; он имел дочерей, которые все жили в девстве, и вся его жизнь была жизнью благочестивого ученика. Он думает, что люди развратные, вероятно гностики, злоупотребляя одним из его правил, именно надобно упражнять плоть (Николай понимал под этим, что должно удручать ее), предлагали под его именем свое похотливое сладострастное учение. Несмотря на то, справедливо ли это оправдание, почитаемое многими столь же мало вероятными, как и самое обвинение, несомненно то, что николаиты по сущности своего учения принадлежали к гностицизму. Они допускали иерархию эонов, утверждали, что мир не есть дело Бога верховного, но духа низшей природы, и думали, что Иисус Христос был простой человек, в недре которого поселился временно Бог, Спаситель земли. Святой Ириней почитает их отраслью керинфиян (см. Керинф), николаиты отличались преимущественно развратом и открыто проповедовали блуд. Суеверие смешивалось у них с сенсуализмом и бессмертием; они верили в демонов и для умилостивления их приносили жертвы.