БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
(окт. 493 г. до Р. X.), прозванный Аферсафа, то есть
виночерпий, был сын Ахалии (Хелкии), по мнению одних — из колена Левиина
и из рода священнического, по мнению других — из колена Иудина. Последнее
мнение общепринятое; этому мнению следовали почти все древние писатели,
которые думали, что правление Иудейского народа после возвращения из плена
вавилонского до времен Асмонеев находилось в руках колена Иудина. Как бы
то ни было, Неемия, в двадцатый год царствования Артаксеркса Долгорукого,
около 493 г. до Р. X., когда он был виночерпием царя персидского, узнал
от Анании и некоторых других израильтян, что стены Иерусалима не были воздвигнуты,
что врата его сожжены и что жители его живут в угнетении и бедности. Это
известие огорчило его, и он решился посвятить все свои силы для восстановления
благоденствия своего отечества. Он обратился с молитвой к Господу и просил,
чтобы Он благоволил вложить в сердце царя персидского чувство благосклонности
к израильтянам. Однажды он подносил царю чашу с таким печальным лицом,
что царь спросил о причине его горести. «Могу ли я не быть печальным, —
отвечал Неемия, — когда город, в котором находятся гробы моих отцов, остается
опустошенным, когда врата его сожжены и не восстановлены еще?» Артаксеркс,
снисходя к его печали, позволил ему возвратиться в отечество с условием
возвратиться ко двору в назначенное время. Неемия принял это предложение,
и царь облек его весьма обширной властью и послал повеления правителям
провинцией, лежавших за Евфратом, не препятствовать его путешествию в Иерусалим.
Кроме того, Неемия нес частные указы к Асафу, смотрителю царских лесов,
которые повелевали дать Неемии лес, необходимый для построения крепости,
башен, храма, городских стен и дома правителя. Путешествие его не встретило
никакого препятствия, и он благополучно прибыл в Иерусалим. Он пробыл здесь
три дня, не открывая никому своих намерений; потом, встав ночью, обошел
кругом город и собственными глазами убедился в плачевном состоянии стен.
В следующий день он созвал старейшин народа, судей, жрецов, одним словом,
всех, принимавших участие в общественных делах, показал им власть, которой
был облечен, и увещевал воздвигнуть стены Иерусалима. Все пришли в восторг
и вскричали: встанем и воздвигнем. Различные классы народонаселения тотчас
разделили между собой работы, которые шли с такой же быстротой, как и благоразумием.
Самаряне, во главе которых были Санаваллат, Товия и Гисам, и арабы, завидуя
этим счастливым предначинаниям, сначала смеялись и говорили: «Что хотят
иудеи делать с этими камнями, которые огонь превратил в пепел? Если лисица
взойдет на эти стены, то они развалятся под ее тяжестью». Но когда они
увидели, что город опоясался твердой стеной, то соединились для разрушения
почти уже оконченных работ и погубления Неемии. Последний, узнав об их
злобных предприятиях, поставил позади стен вооруженных луками и копьями
воинов и сказал им: «Не бойтесь врагов; помните о великом и страшном Господе
и мужественно сражайтесь за ваших братьев, сыновей, дочерей, жен и дома».
Эти быстрые и сильные меры устрашили его врагов, которые не осмелились
ни разрушить, ни прервать работы. С этого времени Неемия, для избежания
в будущем всякой случайности и опасности, устроил по-военному всех работников.
«Я везде поставил стражей, — сказал он, — и поставил позади стен на двух
возвышенных местах вооруженных воинов. Так как атаки не будет уже, то мы
станем продолжать наши работы. Я разделю народ на две части: между тем
как одна будет работать, другая будет защищать от нападений. При мне был
трубач, и стена достигла уже большого протяжения, я сказал старейшинам:
лишь только услышите звук трубы, спешите ко мне. Ночью мы делали обход
и переменяли одежду только для очищения». Такие заботы, бдительность и
постоянство не обезнадежили Санаваллата и других врагов еврейских; но,
не идя открытой силой, они прибегли к хитрости. Они пригласили Неемию в
поле под предлогом рассуждения о делах; но он избежал расставленных ему
сетей и повелел сказать, что важность начатых работ требует его присутствия
и поэтому он не выйдет из Иерусалима. На четыре просьбы о том же он давал
один и тот же ответ. Наконец, Санаваллат, видя, что это средство не помогает,
написал к нему, что общественное мнение, основываясь на предпринятых им
работах, обвиняет его в желании отложиться от персидского царя и воссесть
на престоле. Неемия, которого намерения были столь чисты, что не опасались
яда клеветы, отвечал просто, что эти слухи ложны, вероломны и изобретены
теми, которые доносят ему о них. Он не устрашился их, но, желая узнать
будущие намерения своих врагов, спрашивал об этом мнимого пророка Самея,
который советовал ему удалиться в храм под тем предлогом, что Санаваллат,
Товия и Гисам решились убить его при покровительстве ночи. Неемия тотчас
узнал, что его устами не говорил Дух Божий и что Самей был в заговоре с
самарянами, и отвечал ему: «Такой человек, как я, будет ли столько труслив,
чтобы бежать? Осмелюсь ли проникнуть в храм для спасения своей жизни? Я
не иду». Эти усилия отвлечь его от славного предприятия были безуспешны;
он разорвал как паутину расставленные ему сети. Вооруженный щитом веры,
он был недоступен для страха; он разрывал все интриги, избегал всех хитростей
и продолжал свое дело с таким благоразумием, деятельностью и мужеством,
что в пятьдесят два дня стены были окончены. Обновление их было торжественно
и великолепно, как требовала важность этого религиозного и вместе народного
праздника. Левиты и певцы собрались из всех городов и селений Иудеи в Иерусалим,
по повелению великого совета, чтобы достойно воспевать хвалу Господу. Неемия
разделил жрецов, судей и народ на две части, которые, вышедши из двух противоположных
концов города и идя торжественно при звуках музыкальных инструментов, соединились
в доме Божьем и огласили его молитвами и радостными песнями. Многочисленные
жертвы были принесены во всесожжение, ибо радость Иерусалима была велика;
она отозвалась эхом далеко и наполнила горечью сердце врагов Иудеи. Около
этого времени приходился праздник Сеней и был празднован также торжественно.
Ездра читал закон перед всем народом, который, стыдясь своих великих грехов,
проливал слезы покаяния. Неемия пробудил их бодрость и мужество. «Теперь
не время печалиться, — сказал он, — этот день посвящен Господу и не должен
быть днем печали». Воздав благодарность Богу Авраама, Исаака и Иакова,
правитель занялся земными заботами. Народонаселение города было весьма
малочисленно и не соответственно с обширностью стен; он обязал старейшин,
знатнейших граждан и десятую часть народа, избранную по жребию, поселиться
в Иерусалиме, так что, включая в это число хотевших добровольно поселиться
в нем, город был достаточно заселен и мог противиться в случае нападения.
Таким образом, определив то, что относилось к защите города, Неемия обратил
все усилия на исправление злоупотреблений. Одним из величайших и более
всего огорчавших его была немилосердная жестокость богатых, производившая
бесчисленные беспорядки. Большая часть израильтян принуждена была заложить
этим публичным кровопийцам земли, виноградники, дома и даже детей. Неемия,
тронутый этим плачевным состоянием своих бедных сограждан, собрал старейшин
народа и судей и жестоко упрекал их за эту нечеловеческую жадность. «Вы
знаете, — говорил он, — что мы искупали, сколько было возможно, иудеев,
проданных иноплеменникам. Не хотите ли опять продать их и не должно ли
снова выкупать их? Мои люди и я многим дали в заем деньги и хлеб; поступите
же и вы так, чтобы ничто не напоминало им того плачевного состояния, до
которого довело их пленение». Это добровольное самопожертвование, это благородное
поведение правителя имело ожидаемое действие. Все собрание пришло в волнение,
и каждый отказался от процентов, возвратил заложников, виноградники, нивы,
дома и оливковые деревья. Чтобы утвердить законом это повеление и принудить
потомство следовать ему, Неемия воспользовался этим восторженным состоянием
для возобновления завета с Богом. Он, жрецы и знатнейшие из граждан утвердили
его и клятвенно обязались хранить его со всей строгостью; они обещались
повиноваться заповедям и повелениям Господним, не брать в супружество иноплеменных
жен и не давать своих дочерей в супруги народам, которых Господь проклял.
До сего времени служение при храме было не обеспечено, существование служителей
алтаря часто было обесчествуемо скупостью народа; Неемия исправил эти два
предмета к общему удовольствию. Согласие приносить начатки плодов и выкупать
первенцев, и доставлять предметы, необходимые для богослужения, было поставлено
в обязанность, в закон. Но что могут сделать усилия одного, хотя и мужественного,
и готового к самопожертвованию, человека среди испорченного или равнодушного
народа? Произведенные им результаты продолжались, пока не переставало действовать
постоянное и твердое влияние. Посему, когда правитель обязан был отправиться
в Персию для исполнения обещания, данного Артексерксу, народ впал во время
его отсутствия в те же беспорядки, которые он почитал уже пресеченными
в самом корне и на которые по возвращении своем он поднял верную руку.
Опасное злоупотребление, уничтоженное Ездрой, снова появилось в народе;
это были браки с иноплеменными женами. Неемия с удивительным постоянством
старался искоренить их; он разрушил эти союзы, заключенные против заповедей
закона, смотревшего на них как на преступление, и принудил виновных в нем
иудеев отослать жен и рожденных от них детей. Эта строгость сделала подобные
браки весьма редкими; и если они иногда происходили, то весь народ осуждал
их и принуждал преступников закона искать убежища в иностранных владениях.
Во время отсутствия Неемии храм был осквернен, и жрец Елиасив поселил в
нем Товию; правитель, по своем возвращении, сделал милостивый суд, которого
не заслуживали: левиты были лишены доходов от своего служения и удалились
кто куда мог; он восстановил их в служении и принудил народ платить должное.
Порядок и время их служения были определены сообразно с существовавшими
в царствование Давида и Соломона. День субботний был осквернен; иноплеменные
купцы приходили в Иерусалим и торговали во весь этот день, посвященный
покою и Господу; Неемия повелел впредь запирать городские ворота, думая,
что для торговых оборотов достаточно шести дней. Вот вкратце история Неемии,
почерпнутая из книги, носящей его имя; присоединим к ней несколько обстоятельств,
о которых говорят книги Маккавейские. Последние рассказывают, что во время
пленения вавилонского священники взяли священный огонь с алтаря и скрыли
его в глубоком и сухом колодце. Неемия, возвратившись в Иерусалим, послал
потомков этих верных служителей алтаря искать священный огонь. На месте,
где был колодец, они нашли грязную воду, которую правитель возлил на алтарь.
Когда воссияло солнце, чудесное пламя воспламенило жертву, и царь персидский,
из уважения к этому чуду, прислал многие дары и повелел окружить стеной
место, в котором скрывался священный огонь. Кроме того, книги Маккавейские
говорят еще, что Неемия, желая сделать народу постоянную услугу, основал
в Иерусалиме библиотеку и положил в ней книги пророков, писания Давида
и послания царей, касающиеся жертв. Это такая слава, которой не достигал
ни один царь иудейский. Иисус, сын Сирахов, воспевает похвалу Неемии в
следующих словах: «Велика память и Неемии, который воздвиг нам павшие стены,
поставил ворота и запоры и возобновив разрушенные домы наши» (Сир. 49:15).
Под его правлением иудеи отказались от того неверия, которое, казалось,
было прирождено им и навлекло на них столько бедствий. Они чувствовали
всю гибель оставления Бога своих отцов. Они постоянно вспоминали о Навуходоносоре
и разрушении их отечества, столько раз предсказанном со всеми обстоятельствами
и происшедшем ранее, чем они думали. Они не менее удивлялись своему восстановлению,
произошедшему против всякого ожидания в определенное время и сделанному
предназначенным лицом. Они никогда не смотрели на второй храм, не воспоминая,
за что первый был разрушен и каким образом последний был восстановлен;
таким образом они угверждались в вере в Писание, где все свидетельствовало
для них. Между ними уже не видно было лжепророков; они совершенно освободились
от склонности верить им и склонности к идолопоклонству. Итак, Неемия произвел
большое и спасительное влияние на дух иудейского народа; сгорая той верою,
которая передвигает горы, он ниспровергнул все препятствия и со славою
окончил свое поприще; он оставил свое отечество столь счастливым, сколько
это было возможно после тех переворотов, которые, казалось, должны были
уничтожить и изгладить его из числа государств. Этот великий человек умер
в Иерусалиме, достигнув глубокой старости после почти тридцатилетнего правления
народом. Он почитается писателем второй книги Ездры: этому мнению следовали
Евсевий, а из новейших критиков Спонд, Дюпен, Джон и Боссюет. Правда, эта
книга говорит о некоторых событиях, произошедших после смерти Неемии. Так
она говорит о первосвященниках и левитах времени Ионафана и даже времени
первосвященника Адуя и царя Дария Кодомана, побежденного Александром Великим;
но последние жили спустя около ста двадцати лет после прибытия Неемии в
Иерусалим. И так он не мог писать об этих происшествиях; но надобно предполагать,
что они внесены в его книгу впоследствии.