БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
НАВУХОДОНОСОР II

НАВУХОДОНОСОР II

НАВУХОДОНОСОР II , царь ассирийский, сын Набопалассара, один из знаменитейших завоевателей, упоминаемых историей. Бог, разгневанный Своим народом, который предавался постыдному идолопоклонству и разврату, избрал этого монарха орудием Своего правосудия. Навуходоносор, прозванный за свои завоевания Великим, которого отец сделал соправителем, имел все качества и все недостатки честолюбивого завоевателя: он предпринял распространение ассирийской монархии за счет соседних государств, и преимущественно за счет Египта, который имел большое влияние на правительство иерусалимское. Иудея, лежа между этими соперничавшими и сильными державами, не могла благоприятствовать одной, не возбуждая зависти и опасения в другой; царь египетский Нехао поставил на иерусалимском престоле Иоакима. Этого было достаточно для Навуходоносора, который тотчас прошел Сирию, Келесирию, осадил Иерусалим и овладел им после слабого сопротивления; в это время он узнал о смерти Набопалассара и поспешил овладеть престолом, уведши с собой закованного цепями Иоакима. Прошло несколько лет; победитель Иудеи, тронутый просьбами своего пленника, позволил ему возвратиться в свои владения, под условием, чтобы он прервал связь с царем египетским и был вассалом Вавилона. Около этого времени Навуходоносор видел сон, который тщетно силился вспомнить. Напрасно вопрошал мудрецов и гадателей; только один Даниил мог рассказать и истолковать это сновидение. Навуходоносор видел статую, составленную из многих металлов: золотая голова представляет вавилонян, которые прежде всех призваны были к господству над миром; серебряные грудь и руки означали персов, завоевателей и преемников вавилонян; медное чрево и бедра изображали македонян, победивших персов; голени железные представляли римлян, которых господство простерлось на все государства, образовавшиеся из развалин империи Александра, и продолжалось до того времени, когда северные народы, представленные железными и глиняными ногами, разделили Римскую империю на множество отдельных государств. Спустя несколько времени Навуходоносор обратил свое оружие против Египта, двинул свои войска к Харкамису, городу лежащему на берегах Евфрата, отнятому у ассириян, разбил египтян и привел их владения к древним границам. Таким образом он ослабил единственную подпору, на которую иудеи могли надеяться, и сделался обладателем всех земель, граничивших с Иудеей по ту сторону Евфрата; теперь он без затруднения мог войти в Иудею и осадить Иерусалим. В таком состоянии дел Иоаким не мог безопасно думать о свержении его ига; между тем царь иудейский, несмотря на клятву в верности, вел тайную переписку с врагом ассирийского монарха и скоро простер свою смелость до того, что отказал ему в ежегодной дани. Навуходоносор, которого занимала война в другой стороне, дал повеление своим наместникам и правителям провинций напасть на Иудею. Последние соединенными силами осадили Иерусалим и убили во время одной вылазки Иоакима. Его сын Иехония, или Иоахин, провозгласил себя царем и подобно своему отцу отказал в покорности ассирийскому монарху; но последний пришел с многочисленной армией, овладел столицей и увел пленным Иехонию в Вавилон. Навуходоносор провел несколько месяцев в Иудее для предупреждения новых возмущений, возвел на престол Матфанию, на тех же условиях, как и Иоакима, и назвал его Седекией. Но едва он удалился, новый царь, несмотря на клятву в покорности и верности, уже замышлял о свержении его ига. Навуходоносор узнал о его неблагодарности в то время, когда покорял царство Еламское, состоявшее из стран, лежавших между Мидией и Персией. По окончании войны царь ассирийский отправился в Иудею, для наказания ее за все беззакония, но должен был повернуть для сражения с фараоном, союзником Седекии, который шел против него с многочисленным войском. С той удивительной быстротой, которая характеризует все его походы, он напал на этого нового врага, разбил, обратил в постыдное бегство и принудил возвратиться в свое отечество. Потом тотчас возвратился назад и после осады, продолжавшейся целый год, взял Иерусалим; его полководец Навузардан разрушил храм, стены и частные здания. После этого похода царь вавилонский покорил все народы, жившие между Средиземным морем и Тифом, между Чермным морем и Персидским заливом. Тир, город цветущий и богатый, недоступный по своим укреплениям, осажденный Навуходоносором, сопротивлялся ему тринадцать лет, по истечении которых жители, потеряв надежду на дальнейшее сопротивление, сели на корабли, увезли с собой все, что имело цену, и оставили победителю только пустой город, который он разрушил до основания. Тиряне удалились на соседний остров, на котором царь Хирам построил новый город, который сделался новым Тиром. После этой осады Навуходоносор победоносно прошел и опустошил Египет и лишил города и храмы богатств; овладел Финикией и ее колониями на африканских берегах и распространил славу своего оружия до страны Варб, Гарб или Гарв, которую почитают южной частью Испании, подражая в этом примеру ефиоплянина Тораки, или Феаркона. Руководствовался он при завоевании полуострова не одним желанием славы, но и желанием наказать за оскорбления. Финикийцы вошли против него в союз с друга-ми азиатскими народами; взятием Тира они были уже наказаны; теперь Навуходоносор преследует их в колониях, основанных на берегах Африки и Испании, желая обогатить свою армию и разрушить до основания эту сильную державу. В доказательство того, что Навуходоносор был в Испании, приводят свидетельство Иезекииля и Страбона, мнение толедских иудеев, которые почитают себя потомками иудеев, переселенных в Испанию Навуходносором, и значением еврейского слова варб, гарб или гарв, которое значит то же, что и Гесперия, как называли Испанию впоследствии, и означающее страну западную. Навуходоносор, распространив свое господство над всем Востоком, возвратился в Вавилон в тридцать пятом году своего царствования и обратил внимание преимущественно на распространение наук, искусств и промышленности, на украшение своей столицы, сделавшейся великолепнейшим городом в мире. Ему приписывают создание многих из тех памятников, о которых говорит история Семирамиды, а именно — висячих садов; но в своей гордости он хотел заставить народы воздавать ему честь, должную только одному Богу. Он воздвигнул золотую статую в шестьдесят локтей высоты и шесть ширины и повелел поклоняться ей. Три иудейских юноши, знаменитые ревностью к религии своих отцов, отказались повиноваться этому нечестивому повелению и были брошены в горящую печь; но их оковы разорвались, и они ходили в пламени так же свободно, как в самом благорастворенном воздухе. Навуходоносор, пораженный этим чудом, смирился перед всемогуществом Божественным и объявил во всем своем царстве, что всякий человек, который произнесет хулу на Бога Анании, Мисаила и Азарии, будет наказан смертью и дом его будет разрушен. Но скоро он опять предался своей гордости, и новое предуведомление неба не имело действия. Он видел во сне огромное дерево, возвышавшееся до небес, и слышал голос: «Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его остаете в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной» (Дан. 4:11—12). Навуходоносор призвал Даниила, пользовавшегося его милостью, и просил истолковать сон; пророк сказал, что дерево изображает его могущество и власть, что Бог, разгневанный его гордостью, осудил его на семилетнее пребывание между животными, пока он не признает, что Всемогущий держит в Своей деснице и народы, и царей. Прошел год; Навуходоносор, не внимавший гласу Божию, прогуливаясь на высочайшей террасе своих садов и видя расстилавшийся под ним великолепный Вавилон, сказал в своей гордости: «Не это ли тот великий Вавилон, который я сделал своей столицей, который я создал в величии моего могущества и блеске моей славы?» В это время он опять услышал голос, слышанный им во сне, и он тотчас впал в состояние безумия и стал почитать себя превращенным в дикого вола. Тертуллиан думал, что в этом состоянии он чувствовал все свое унижение и во все это время был в печали и покаянии, за что Бог возвратил его в первобытное состояние. Толкователи много рассуждали об этом происшествии; одни думали, что Навуходоносор был действительно превращен в быка; другие утверждали, что он был поражен безумием; но общепринятое мнение то, что он поражен был ликантропией, болезнью, поражающей мозг. Часто случается видеть, что человек воображает себя волком, волом, собакой и проч. и перенимает все приемы и склонности этих животных. Навуходоносор, воображая себя волом, начал подражать его образу жизни и наклонностям; он разорвал цепи, которыми его связали, удалился от людей, отрастил бороду, волосы и ногти и жил в полях. Его жена Никотрида приняла бразды правления и управляла государством мудро во все время, пока Промыслу не угодно было разогнать тьму, омрачавшую разум ее мужа. Навуходоносор сумел еще своим гением и оружием прославить конец своего царствования, славнейшего в истории и продолжавшегося 43 года; все величие своего скипетра он приписал Богу Израильскому и вскричал в порыве благодарности: «Теперь я хвалю, превозношу и прославляю Царя небес, Которого все дела истинны и пути правы, и Который смиряет гордых!» Навуходоносор умер через год после того, как к нему вернулся рассудок, оставив престол сыну своему Евильмеродаху.