БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МИХЕЙ

МИХЕЙ

МИХЕЙ (ок. 749-679 гг. до Р. X.), пророк, из колена Иудина, родился в Морасфи, небольшом городе, лежавшем близ Елевторополя, на юге Иерусалима; он пророчествовал во дни царей иудейских Иоафама, Ахаза и Езекии, в продолжение почти пятидесяти лет. Следовательно, совершенно безосновательно некоторые писатели смешивали его с Михеем, сыном Иемвлаана, который пророчествовал в царствование Ахава, царя израильского, и не оставил нам никакого сочинения (см. Акав). Михей, о котором мы говорим, был современником Исайи. Он возвещает сначала опустошение Самарии: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом от разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее. Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары ее сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению, ибо из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены. Об этом буду я плакать и рыдать, буду ходить, как ограбленный и обнаженный, выть, как шакалы, и плакать, как страусы, потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима» (Мих. 1:6—9). Потом пророчествует против Иудеи, предсказывает самым ясным образом пришествие Сеннахирима и опустошение ее. Оставив вдруг этот предмет, он опять возвращается к царству Израильскому, грозно обличает господствующие в нем беспорядки, предсказывает близкий его плен и заключает обещанием возвращения. В главе 3 он обращает свое слово к начальникам народа, судьям, городским властям, князьям, лжепророкам и обличает их дела без пощады: «Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою/ Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь ? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3:9—12). Иеремия показывает, что это пророчество было произнесено во время Езекии и что в царствование Иоакима оно спасло его от смерти, которой ему грозили за то, что он предсказывал такую же судьбу Иерусалима. После этих печальных предсказаний против Иудеи пророк возвещает ей лучшие времена, которые очень легко отличить от времен, последовавших за пленом и возвращением из Вавилона. Он предсказывает пришествие Спасителя, видит, что «будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы... Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую? Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих» (Мих. 4:1, 9—10). Пророк предсказывает даже времена всеобщего мира: «И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих. 4:3—4). В пятой главе пророк говорит о благоденствии Иерусалима и означает место рождения Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных... И станет Он, и будет пасти в силе Господней, — прибавляет Михей, — в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли» (5:2, 4). Пророк говорит, что Бог возбудит семь пастырей, или восемь князей, которые упасут оружием страну Ассура и Неврода: это пророчество толкователи относят к Дарию Истаспу и семи присяжным, которые истребили магов. Потом Михей описывает цветущее состояние иудеев в их отечестве после царствования Дария и после Маккавеев, и все это в таких выражениях, которые весьма приличны церкви Иисуса Христа. Шестая и седьмая главы содержат в себе третью и последнюю проповедь пророка, которая есть длинное обличение беспорядков Самарии. «Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь» (6:15). Потом Михей предсказывает разрушение Вавилона и восстановление городов иудейских, распространение Иудеи, благоденствие ее жителей и милости, которыми осыплет их Бог. В этих последних главах есть также много мест, которые вполне идут к церкви Иисуса Христа и Его священству. Что касается до подробностей жизни Михея, то мы почти всецело не знаем их, равно как ни времени, ни обстоятельств его смерти. Слог Михея изобилует изображениями удивительно смелыми, хотя вообще краток, быстр, не очень ясен, порывист и неровен. Память святого пророка Михея празднуется церковью 14 августа.