БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАТТАФИЯ

МАТТАФИЯ

МАТТАФИЯ (167 г. до Р. X.), отец славной фамилии Маккавеев, или князей Асмонейских. Название Асмонеев получили они от Асмония, одного из своих предков. Жизнь Маккавеев раскрыта в двух книгах, получивших название Маккавейских. Поскольку они рассказывают одни и те же факты, так что одна есть дополнение другой, следовательно, они составляют одну и ту же историю, с тем только различием, что вторая книга, начав ее прежде, то есть с царствования Селевка Филопатора, оканчивается победой Иуды над Никанором, а первая, начавшаяся со времени царствования Антиоха Епифана, оканчивается смертью Симона, брата Иуды, и началом правления Гиркана, сына Симонова. Таким образом, обе книги содержат в себе рассказ о происшествиях, случившихся в продолжение около пятидесяти двух лет. Из вышесказанного и из различия слога ясно видно, что они принадлежат не одному писателю. Поэтому каждый из них следует различному методу в хронологических указаниях эры греческой, или эры Селевкидов; первый начинает ее шестью месяцами раньше, чем другой. Писатель первой книги был еврей, и бл. Иероним видел эту книгу на еврейском языке; но, так как еврейский оригинал затерян, греческий перевод почитается оригиналом; с него она переведена на латинский язык; впрочем, этот греческий перевод не принадлежит семидесяти толковникам, которые жили более века раньше писателя этой книги. Автор второй книги, которая есть сокращение истории Иасона Кирениянина, одного из тех иудеев-эллинистов, которые жили в Кирене. Он написал ее на греческом языке, как автор, сочинение которого он сократил, и написал ее слогом более изящным, чем автор первой книги; но имена их не дошли до нас. Иудеи, стесненные между многими соперничавшими государствами, попеременно терпели иго то одних, то других, но никогда не покорялись без призыва к оружию. Так как только границы стесняли их, то они льстили себе надеждой со временем возвратить те земли, которые были отняты у них, и избавиться от притеснений при лучших и благоприятнейших обстоятельствах. Но когда дело дошло до религии, когда их захотели принудить поклониться богам чуждым и оставить закон отцов, тогда национальное и религиозное чувство, столь долгое время стесняемое целым рядом бедствий, пробудилось со страшной силою. Им представлялся вопрос, быть или не быть, и они смело бросились в опасность, решась восторжествовать или умереть. Это доказал Антиох Епифан. Разграбив и опустошив страну, ослабленную внутренними раздорами, он хотел ввести религию греческую. Сопротивление возбудило его гнев; радость иудеев при неосновательном слухе о его смерти еще более увеличила его. Он проливал кровь щедрою рукою; храм был осквернен, Книги Закона сделались добычей пламени, и израильтяне, которых пощадил меч воинов, принуждаемы были приносить жертвы идолам. Большая часть предпочитала смерть бесчестью. Таковы были семь братьев Маккавеев со своей матерью, которые получили свое имя от книги, в которой о них повествуется, и которых посему не надобно смешивать с фамилией Маккавеев. Другие бежали в горы, чтобы спастись от жестокости тирана; в их числе был Маттафия. Он был сыном Иоанна, сына Симона, священника из семьи Иоарива. Будучи свидетелем осквернения храма, он удалился из Иерусалима в Модин, город, лежавший в колене Дановом; он имел пятерых сыновей: Иоанна, прозывавшегося Гаддисом, Симона, прозывавшегося Фасисом, Иуду, прозывавшегося Маккавеем, Елеазара, прозывавшегося Авраном, и Ионафана, прозывавшегося Апфусом. Так как власть и первосвященническое достоинство отселе постоянно сохранялось в его потомстве, то мы почитаем необходимым представить здесь родословную таблицу его потомства.
При виде бедствий, поражавших его отечество, Маттафия вскричал: «Горе мне, который родился, чтобы видеть печаль моего народа, опустошение святого города и жить в покое в то время, когда он в руках врага. Святилище во власти нечестивых, храм предан поношению! Сосуды, посвященные славе его, унесены в землю чуждую; старцы закланы на публичных площадях, и меч вражеский пожал цвет нашего юношества! Где народ, который не господствовал бы над нашим несчастным государством, не обогатился бы грабежом его? Все его величие похищено от него, и свободный впал в рабство. Народы попрали ногами наше величие, нашу славу и осквернили все, что мы имели святого. Зачем же нам жить?» После этих горьких слов Маттафия и его сыновья разорвали свои одежды, облеклись во вретище и выражали свою печаль в воплях и рыданиях. Скоро преследование достигло их убежища. Антиох послал чиновников для принуждения бежавших в Модин принести жертвы идолам и оставить закон Иеговы. Некоторые трусы повиновались этому повелению и увеличили собой число поклонников богам чуждым; но Маттафия и его сыновья не прельстились ни обещаниями, ни угрозами. Посланные от царя, зная, что покорность этой священнической фамилии повлечет за собой повиновение многих, убеждали старца. «Ты первый и знаменитейший в этом городе, — говорили они, — твое семейство еще более увеличивает твою славу.

МАТТАФИЯ

Так покорись первый повелениям царя и делай то, что делают все народы, все жители Иудеи и Иерусалим. Твои дети и ты сделаетесь друзьями нашего государя и повелителя, который осыплет вас изобильно золотом, серебром и всеми родами богатств». Но неустрашимый смело отвечал им: «Если бы даже все народы уступили требованию Антиоха, то мои дети, мои братья и я останемся всегда верными закону наших отцов. Да накажет нас Бог, если когда-либо мы поступим иначе; мы не станем повиноваться вашему царю и не оставим пути, по которому шли до сего дня, приношением жертв, которые не одобряет наш закон». Когда он окончил эти слова, один малодушный иудей приступил к жертвоприношению, которого от него требовали. Маттафия, раздраженный этой низкой изменой и воспламененный святой ревностью к закону, поразил отступника мечом, убил Антиохова посла и голосом, которого старость не лишила всей энергии, вскричал: «Дети Израиля, да живет закон! Следуйте за мной, кто остается верен ему!» Потом бежал со своими детьми, оставив в городе все свое имущество. Этот сигнал был услышан. Все, которые хотели жить по закону и сохранить свою национальность, удалились в пустыню со своими детьми, женами и стадами. Счастливые тем, что бежали от своего притеснителя, они жили в мире, терпеливо ожидая, пока Господь благоволит ниспослать им лучшие дни. Но воины, занимавшие Иерусалим, не позволили им долгое время наслаждаться спокойствием в этом уединении. Узнав, что все отказавшиеся повиноваться царскому повелению искали убежища в пустыне, они преследовали их и напали на них в день субботний. «Будете ли еще сопротивляться? — кричали жестокие победители. — Выходите из своих пещер, покоритесь повелениям, и вам будет дарована жизнь». Но верные сыны Израиля не верили обещаниям, не страшились угроз. Увлеченные своей ревностью к закону, они отвечали: «Мы не станем защищаться и не оскверним дня субботнего повиновением повелениям Антиоха». Пользуясь этой привязанностью к закону, сирияне напали на них и предали смерти. Вот какими чертами изображает Священное Писание самопожертвование этих мужественных и верных людей: «Тогда поспешили начать сражение против них. Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ» (1 Мак. 2:35—38). При известии об этом печаль объяла весь стан Маттафии и его друзей. Тогда они сказали друг другу: «Если мы будем поступать подобно нашим братьям и не станем сражаться за нашу жизнь и свободу, то враги скоро изгладят наше имя с лица земли». Эта мысль была существенно в духе закона, который, заповедуя иудеям под казнью строгое соблюдение дня субботнего, не имел целью уничтожение народа. Посему они общим советом положили сражаться, каков ни был бы враг, нападающий на них в день субботний; потому что таким образом они избежат опасности погибнуть без помощи, как их братья, немилосердно умерщвленные в самых отдаленных местах пустыни. Между тем войско Маттафии и его сыновей увеличивалось каждый день прибытием тех, которые бежали от преследования. Ассидеи, мужи, преданные закону, и мужественнейшие из сынов Израиля собирались и соединялись с ними. Предводительствуя ими, Маттафия нападал на беззаконных и отступников, умерщвлял или принуждал искать убежища в странах, занятых врагами иудеев. На пути он ниспровергал идолов, сжигал алтари и обрезывал детей иудейских, которые не были еще обрезаны. Наконец он успел изгнать врагов и осквернителей и мог господствовать как полновластный повелитель. Постоянно с оружием в руках, он переставал сражаться только для молитвы и благодарения Всемогущему. Но скоро силы благочестивого старца стали не соответствовать его святой ревности. Чувствуя приближение смерти, он созвал своих сыновей и вдохнул в их душу чувства, которые воодушевляли его во все продолжение жизни. «Царство гордости укрепилось, — говорил он, — мы живем во время наказания и разрушения, ярости и гнева. Будьте, дети мои, будьте ныне мужественны, исполнены ревности к закону, готовы положить жизнь за завет отцов наших. Помяните их дела и разделите славу и бессмертие. Искушение не нашло ли Авраама непоколебимым, и вера его не была ли награждена? Иосиф повелевал всем Египтом, но достиг этого только точным исполнением заповедей во время бедствия. Ревность, которою пламенел к закону отец наш Финеес, дала ему обетование вечного священства. Иисус сделался вождем народа за то, что внимал слову Предвечного. Халев получил наследие за свидетельство в народном собрании. Кротость Давида дала престол Иудин его потомству навеки. Илия взошел на небо за ревность к закону. Вера спасла среди пламени Ананию, Азарию и Мисаила; простота сердца защитила Даниила во рве львином. Рассмотрите внимательно все роды и увидите, что уповающие на Господа никогда не были оставлены. Не страшитесь слов грешников, потому что слава их суетна, возвышается ныне и исчезает завтра; их мысли уничтожатся, они возвратятся в землю, из которой произошли. Итак, будьте мужественны, дети мои, ведите себя как мужи; закон, за который вы сражаетесь, будет вашей славой. Знаю, что брат ваш Симон муж совета есть; слушайте его, и он заступит вам место отца. Иуда, мужественный от юности своей, будет вашим начальником и вождем в сражениях. Призовите к себе любящих закон и отомстите за ваш народ врагам. Воздайте воздаяние языком и храните заповеди закона». После этих слов, которые столь удивительно изображают веру и надежду этого верного израильтянина, он благословил своих детей и соединился с отцами своими. Сыновья погребли его в Модине во фобе отцов; весь Израиль оплакивал его и был неутешен.