БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАТФИЙ

МАТФИЙ

МАТФИЙ (34 г. от Р. X.), апостол. Постыдное идолопоклонство, пороки и невежество — вот что составляло языческий мир; его вредное влияние служило честолюбию некоторых людей; простые рыбари, говорит св. Иоанн Златоуст, делатели палаток, были единственными врачами, исцелившими его от этих бедствий. Двенадцать человек без защиты, без славного происхождения, были первыми христианами, распространившими благодеяние благовестия, возвещенного Христом народам; к ним собирались верные, оставлявшие землю для радостей небесных. Св. Матфий был одним из 72 учеников Иисуса Христа; мы ничего не знаем о прежней его жизни (легенда, помещенная в Acta Sanctorum, не имеет обязательной исторической силы). После вознесения Иисуса Христа на небо святые апостолы возвратились в Иерусалим, ожидая в посте и молитвах сошествия Святого Духа, Который должен был дать им сердце ново и дух нов; здесь, в той самой горнице, где совершена была последняя вечеря, Петр сказал им: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и полупил жребий служения сего... В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и достоинство его да пришлет другой. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:16—17, 20—22). Апостолы стали молиться и предложили двух: Варсаву Иуста и Матфия. По подражанию законному священству, они употребили при избрании жребий, как замечает св. Амвросий: «Ne apostoli electio a mandate discrepare legis veteris videretup» (in Luc., I, N. XXIII). Жребий пал на Матфия. Этот способ избрания почитался святым собранием изъявлением воли Божьей. О нем говорит Аратор, иподиакон Римской церкви в VI в. Матфий, причтенный к лику двенадцати апостолов, получил в день пятидесятницы дар Св. Духа и посвятил остаток своей жизни на распространение веры во Иисуса Христа. Климент Александрийский говорит, что он сколько словом, столько и самой жизнью наставлял в добродетельной жизни. Священные книги не сообщают нам более никаких о нем подробностей; предание, сохранившееся у греков, говорит, что он проповедовал в Каппадокии и около Евксинского Понта и запечатлел веру во Христа своей кровью в Колхиде. Еретики первых веков Маркион, Василид, Валентин, защищая себя достоуважаемым именем св. апостола Матфия, приписывали ему книгу преданий и Евангелие. Но церковь отвергнула эти две книги как апокрифические. Память св. апостола Матфия празднуется церковью 30 июня и 9 августа. О жизни этого апостола писали Ориген, Евсевий, Климент Александрийский и в позднейшие времена Бароний, Геншениус (Acta Sanctorum) и преимущественно неизвестный автор сочинения, озаглавленного Jfasti della chiesa (Milano, torn II, 574).