БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАТФЕЙ
МАТФЕЙ , апостол и евангелист. Иисус, после исцеления расслабленного,
отправился к морю Тивериадскому, сопутствуемый множеством народа, который
Он учил. Невдали от Капернаума он увидел Левия, сына Алфеева, сидящего
на мытнице, и сказал ему: «Следуй за Мною». И он, встав, последовал за
Ним» (Мк. 2:14). Так Иисус избирал апостолов одним словом, одним взглядом.
Этот Левий есть апостол Матфей, один из евангелистов (Мф. 10:9). Он был
мытарь; его обязанность была ненавидима и презираема, и за это самое Иисус
призвал его. Матфей, возрадовавшийся своему призванию, хотел отпраздновать
его и созвал к себе многих мытарей и грешников, которые все возлежали со
Иисусом и учениками Его. «Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями
и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и
грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче,
но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Мк. 2:16—17). Таково трогательное начало истории св. апостола Матфея.
Некоторые из древних предполагали, что Матфей был братом св. Иакова, сына
Алфеева. Некоторые делали из Матфея и Левия два различных лица. Это пустые
догадки, которые должны исчезнуть перед простым единством предания и сходством
рассказа евангелистов Матфея и Марка. Несмотря на то, в некотором отношении
рассказ евангелистов весьма замечателен: именно евангелист Матфей, рассказывая
о себе, говорит: Матфей, мытарь, как бы постоянно напоминая себе то презренное
состояние, из которого его извлек Иисус; между тем как другие евангелисты
называют его другим именем — Левий. как бы не желая напоминать ему о прошлом.
Невозможно указать подробности жизни св. Матфея со времени этого великого
дня призвания его к апостольскому служению. Сначала жизнь его скрывается
некоторым образом, подобно жизни других апостолов, в жизни Иисуса Христа
и как бы поглощается ею. Потом, после вознесения Господа на небо, он поступает
подобно другим посланникам Божественного Слова, проходит мир, сея семя
слова истины, указывает Бога, но не является сам. Действительно, странно
и необыкновенно видеть этот огромный переворот, объявший весь мир, и не
видеть следов жизни тех, которые произвели его. Даже их имена кажутся неизвестными.
Можно сказать, что это люди, жизнь которых не принадлежит земле, но небу.
Известно только, что Матфей написал свое Евангелие в восьмом году после
вознесения Господа нашего Иисуса Христа, около 41 г. христианской эры.
Он первый начал рассказ об этих чудесах и тайнах; поэтому и Евангелие его
занимает первое место между четырьмя Евангелиями. По свидетельству Евсевия
и по другим древним преданиям, верные Палестины просили его оставить им
на память утешительный рассказ доброй вести, когда он отправлялся сеять
семя Евангелия в сердцах народов отдаленных. По другим преданиям, он написал
по просьбе самих апостолов, и написал, по свидетельству бл. Иеронима, на
халдейском, или сирийском, языке, но еврейскими буквами (chaldaico, syroque
sermone, sed hebraicis litteris scritum, lib. Ill, adver. Pelag.). Бл.
Иерониму должно верить, потому что он имел экземпляр этого первоначального
рассказа, который он перевел на греческий и латинский языки. Это дивное
повествование, переходя из рук в руки, получило от энтузиазма первых палестинских
христиан некоторые прибавления, которые сначала казались только свидетельством
их веры, но потом привели к совершенному повреждению текста. В I в. надобно
было отыскивать первобытную чистоту рассказа, а для этого сравнить с переводом
греческим, сделанным в самом начале св. Иаковом, епископом Иерусалимским,
Иоанном евангелистом, или апостолом Павлом, или другими — достоверных сведений
нет. Известно только, что благовествование евангелиста Матфея сделалось
скоро общенародным; его любили за простоту и наивность рассказа; он изложил
жизнь Иисуса Христа с большей подробностью, чем другие евангелисты. Его
повествование приспособлено к слабости человеческой, исполнено трогательными
воспоминаниями, назидательными уроками, удобными приложениями. Св. Матфей
начинает свое повествование царской генеалогией Иисуса Христа. Это было
необходимо, чтобы поразить иудеев, не могших вкушать чисто духовную пишу
Его таинственной жизни. Потом весь рассказ соответствует тем возражениям,
которые возникали между иудеями и апостолами. Мало было показать Его славное
происхождение от царской крови; преимущественно надобно было доказать,
что Иисус есть Сын Божий, Сам Бог, что Его чудеса были следствием Его всемогущей
власти, что на Нем исполнились все древние обетования, что Он был Мессией,
Обновителем, Спасителем мира. Вот цель Евангелия св. Матфея. Св. повествователь
отвечает на сомнения и возражения иудеев рассказом виденного. Хронология
его не довольно строга. Он смешивает иногда события и как бы намеренно
перемешивает времена. Главной его мыслью было вывести блестящий свет из
всей совокупности своей истории. Итак, он сближает воспоминания, речи,
чудеса, уроки, советы, смотря по тому, как они соответствуют его желанию
поразить сердца иудеев и пленить их ум. Он повествует подробно о воскресении
Иисуса Христа, не умалчивает ни о страже, поставленной при Его фобе, ни
о запечатанном камне, ни о землетрясении, ни о воинах, сделавшихся как
бы мертвыми, ни об ангеле, отвалившем камень, сидящем на нем, который сказал
женам: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь
— Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»
(Мф. 28:5—-6). Целью посланничества св. Матфея было описать с удивительной
верностью земную жизнь Спасителя; казалось, Господь благоволил возложить
это поручение на необразованного человека, не знакомого с изучением историческим
и религиозным, не умевшего ставить в самом естественном порядке весьма
простые факты и очень ясные идеи, для того, чтобы подтвердить в глазах
других людей свидетельством чисто человеческим, хотя и Богодухновенным,
подлинность других Евангелий. Он высказывает свое свидетельство с чистосердечием
и говорит истину так, как он ее знает и видел. Таков действительно характер
рассказа св. Матфея. Главная черта его — простота и наивность; этим характером
он отличается не только от Марка, но и от Луки и от Иоанна; Лука обладает
трогательным помазанием; Иоанн — пророк, богослов. Написав Евангелие, св.
апостол Матфей отправился обрадовать отдаленные страны благовествованием.
Некоторые писатели первых веков свидетельствуют, что он проповедовал в
Ефиопии; другие говорят, что он проповедовал в Персии и посетил парфян.
Жизнь его теряется в его отдаленных путешествиях. Некоторые, основываясь
на свидетельстве св. Амвросия, утверждают, что он получил мученический
венец в Персии. Другие говорят, что он скончался в Ефиопии в городе Наддавере.
Исторические изыскания в этом отношении были бы излишни и бесплодны. Иконография
христианская дает каждому евангелисту особенную эмблему, которая есть как
бы образ или отличительный характер его гения. Эмблема св. апостола и евангелиста
Матфея есть глава ангела или дитяти, указывающая что-то небесное и кроткое
в смиренной покорности святого апостола, который по первому слову Иисуса
восстал и последовал за ним, или, лучше, что-то сострадательное и чувствительное
в нравственности, которую он проповедует людям. Св. Матфей есть ангел по
своей доброте, невинное дитя по своей неизобретательности; он есть апостол
милосердия и любви. Память св. апостола и евангелиста Матфея празднуется
16 ноября и 30 июня.