БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАРК (2)

МАРК (2)

МАРК (2) , евангелист (45 г. от Р. X.). Св. Марк был по происхождению иудей; его язык ясно показывает это. Полагают, что он был родом из Киринеики. Самое общее и положительное предание утверждает, что он был обращен апостолами после вознесения Иисуса Христа. С того времени он соединился с апостолом Петром и своими трудами помогал апостолу в распространении евангельской проповеди. Многие отцы церкви первых веков дают ему название ученика и толкователя апостола Петра и утверждают, что о нем говорит апостол Петр в своем Первом Послании: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). Когда апостол отправился в Рим, Марк сопровождал его. В этом-то городе, около 45 г. от Р. X., Марк написал свое Евангелие по просьбе верных, которые умоляли его оставить им письменно то, что св. Петр преподал им словом. Итак, св. Марк собрал все, что слышал от апостолов, и преимущественно от св. Петра. Последний, радуясь ревности и любви римских христиан к слову жизни и истины, одобрил Евангелие своего ученика, утвердил его и советовал читать в собрании верных. Кажется с первого взгляда, что св. Марк только сократил Евангелие Матфея, потому что рассказывает те же события и часто даже употребляет его выражения. Но название сократителя Евангелия св. Матфея, которое дает ему бл. Августин, не должно быть принимаемо в буквальном смысле, потому что во многих местах он обширнее евангелиста Матфея и часто прибавляет несколько слов о событиях весьма важных; он более верен хронологическому порядку, чем св. Матфей, и по ходу происшествий более согласен со св. евангелистами Лукой и Иоанном. Слог его краток и ясен и, хотя изобилует еврейскими выражениями, замечателен простотой, которая не лишена прелести и изящества. По общему мнению отцов и церковных писателей, евангелист Марк написал Евангелие на греческом языке; мнение тех, которые утверждают, что он писал на латинском языке, не имеет исторических свидетельств и доказательств. Св. апостол Петр, во время пребывания своего в Италии, посылал многих из своих учеников проповедовать Евангелие в разные страны; в том числе он послал и св. Марка в Египет около 49 г. от Р. X. и поставил его епископом Александрийским; Александрия после Рима была в это время славнейшим городом. Здесь св. Марк обратил бесчисленное множество язычников и опустошил многие языческие храмы; отсюда его Евангелие распространилось в Ливии и провинциях Египта. Удивительные успехи его проповеди и чудесные успехи, которые сделало христианство в Александрии и во всем Египте ревностью св. евангелиста, возбудили против него язычников; но он успел спастись на некоторое время от их ярости. Он поставил Александрийским епископом св. Аниена и вышел из Александрии около 62 г. от Р. X. Потом, посетив верных Пентаполя и пробыв с ними около двух лет, он опять возвратился сюда. Посетив снова Рим, св. Марк опять возвратился в Александрию, где наконец был открыт преследователями во время совершения таинств. Ожесточенные язычники схватили его, обвязали веревками и влачили по улицам до Вукол, места близ моря, наполненного скалами и пропастями; земля и камни были обагрены его кровью; везде видны были куски его тела. Во время этого бесчеловечного мучения он не переставал благословлять Господа и благодарить за то, что Он благоволил удостоить его мучений за Его имя, Наконец испустил дыхание в этом мучении, 25 апреля, в 68 г. от Р. X., в четырнадцатый год царствования Нерона. Христиане собрали драгоценные останки его и погребли их в Вуколах, там, где обыкновенно собирались для молитвы. Около 310 г. эры христианской на этом месте построена была церковь. Память св. апостола и евангелиста Марка празднуется церковью 4 января и 25 апреля.