БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАРИЯ МАГДАЛИНА

МАРИЯ МАГДАЛИНА

МАРИЯ МАГДАЛИНА . Не станем разбирать различных мнений церковных писателей о св. Марии Магдалине. Известно, что многие из них смешивают под одним и тем же именем жену грешницу, о которой говорит евангелист Лука, Марию Вифанскую, сестру Лазаря, и Марию Магдалину, сопровождавшую Спасителя до самой Его смерти. Климент Александрийский, Григорий Великий и многие другие латинские писатели принимают это мнение, долгое время господствовавшее. Из этого числа надобно исключить св. Амвросия, блаженных Иеронима и Августина, смотревших на этот вопрос как неудоборешимый. При недостатке положительных свидетельств мы думаем, что наинская грешница и Мария Магдалина одно лицо, но отличаем ее от Марии, сестры Лазаря. Нам кажется, что выражения евангелистов делают это различие весьма ясным. Впрочем, вопрос не может быть решен вполне, так как Священное Писание не сообщает ничего положительного об этом предмете. Мария Магдалина происходила из Галилеи. Она, кажется, получила свое имя от Могдала, лежавшего на берегу Генисаретского озера. Грешница тайным инстинктом привлечена была к Тому, Кто пришел изгладить грехи мира. Какой-то таинственный голос звал ее к Нему. Она оставляет все, ищет Его везде и наконец находит в доме фарисея. Исполненная угрызений совести и страха, она бросается к Его ногам, орошает их слезами, отирает своими волосами и возливает на них благовонное масло из алебастрового сосуда. Здесь открывается яснее всего удивительная кротость Иисуса. Фарисей удивляется дерзостью Марии; он хочет выгнать эту скверную жену. Иисус останавливает его и, после краткой притчи, изрекает следующие бессмертные слова: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47). Глубокий и высокий урок! Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь демонов, мучивших ее, оставалась верной Тому, Кто спас ее от ада. Она следовала за Ним везде. Везде она питается небесной манной, исходящей из уст Его. Одна мысль, одно желание наполняет эту душу — видеть, слышать Его. Ее любовь была благовонным маслом, которое она проливала везде на Его пути. Оскорбляли ли, возносили ли ее Возлюбленного, она, казалось, участвовала во всем, разделяя Его славу. Так ее жизнь была тесно связана с жизнью Богочеловека. Спаситель смотрел на нее милосердным оком. В то время, когда Он показывал в притчах, что небо открывается покаянию, Он освятил эту Божественную заповедь высоким примером. Он принял смиренную грешницу; Он беседовал с ней и в последнюю минуту Своей земной жизни бросил на Свою Мать и на нее взгляд милосердия, как бы показывая, что покаяние равняется невинности и что воспоминание о преступлении не должно лишать надежды. Она столько была очищена святой пламенной любовью, что, так сказать, была восстановлена в своей чистоте, и одарена такой любовью, что после Пресвятой Девы она более всех любила нашего Господа, любила ангельской любовью. Евангелие не упоминает более о Магдалине до совершения великого дела искупления. Самопожертвование и преданность любят тишину и уединение, а истинная любовь есть постоянное и тайное самопожертвование. Наконец, пришло время, предсказанное пророками.

МАРИЯ МАГДАЛИНА
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Мария Магдалина встречает воскресшего Иисуса Христа

Великая жертва принесена на Голгофе. Мария Магдалина не оставляет Креста. Мать Господа, чистая Дева, и кающаяся грешница встречаются у подножия спасительного древа. Древняя Ева восстановляется в своих правах их общей и несравнимой печалью. После совершения Богоубийства Мария Магдалина удаляется, но только для того, чтобы снова возвратиться ко фобу, в котором погребено святое тело ее Учителя. Прошло три дня; Евангелие говорит, что она вместе с некоторыми святыми женами отправилась ко фобу, чтобы помазать благовониями тело Богочеловека. Это было при восходе солнца. На пути они спрашивают друг у друга, кто им отвалит камень, приваленный к дверям гроба. Они приходят ко входу во фоб. Он отверст, но тела Спасителя нет в нем. Являются два ангела и проповедуют им о воскресении их Учителя. Мария Магдалина поспешила возвестить об этом Петру и Иоанну. Оба ученика поспешили ко фобу и, увидев здесь только плащаницу, возвратились. Мария Магдалина осталась одна у фоба, проливая слезы, и, когда она плакала, увидела двух ангелов в одеждах белых, которые сидели, где лежало тело Иисусово, и сказали ей: «Жена! что ты плачешь?» Она отвечала: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». После сего она оборотилась и увидела стоящего Иисуса, но не узнала Его. Иисус сказал ей: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:15—17). И Мария Магдалина возвратилась возвестить ученикам все виденное и слышанное. Иисус явился прежде Марии; вот награда любви! С сего времени Евангелие ничего не говорит о Марии Магдалине, и несомненные памятники церкви не сообщают о ней положительных сведений. Самое древнее и общепринятое предание свидетельствует, что она проводила остаток своей жизни вместе с Пресвятой Девой и евангелистом Иоанном, и, после успения первой, удалилась со вторым в Ефес, и здесь была погребена. Это мнение сделалось господствующим с VII и последующего веков; писатели этих веков подтверждают это своими свидетельствами. Другое предание утверждает, что после вознесения Спасителя Мария Магдалина удалилась в Прованс, жила здесь в одной пещере, проводила время в молитвах, была посещаема ангелами, которые поднимали ее на своих крылах. Эта легенда прибавляет, что она умерла в присутствии Максимина, епископа Эсского; но это предание, не имеющее положительных оснований, почти всеми отвергается, и большинство остается за первым сказанием. Император Лев Философ повелел перенести мощи св. Марии Магдалины из Ефеса в Константинополь и положил их в церкви св. Лазаря, в 890 г. Римляне думают, что ныне мощи ее находятся в церкви св. Иоанна Латранского. Если это правда, то вероятно, что мощи св. Марии Магдалины перенесены в Рим из Константинополя после взятия последнего латинянами в 1204 г. Память святой мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины празднуется 22 июля.