БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАРИАМ

МАРИАМ

МАРИАМ (ок. 1741 г. до Р. X.), дочь Иохаведы и Амврама, сестра Моисея, родилась в Египте, за девять лет до Аарона и двенадцать до Моисея. В статье Иохаведа мы рассказали, с какой мудрой осторожностью юная Мариам вспомоществовала остроумной изобретательности своей матери для спасения младенца брата (в 1725 г. до Р. X.); таким образом, она была причиной, что дочь фараона избрала кормилицей дитяти мать его. Иосиф Флавий, не находя простого рассказа священных книг довольно обстоятельным, предполагает, что царевна употребила сначала кормилиц египтянок, но что дитя не сосало груди у них, и что Мариам, находившаяся здесь будто бы по любопытству, сказала Афирфее, что было бы напрасно призывать кормилиц не израильских, и что надобно отыскать кормилицу израильтянку, и что тогда уже она призвала Иохаведу.

МАРИАМ
Андрей Петрович Сапожников. Возвышение Мардохея

Мариам последовала за своим братом Моисеем по исходе из Египта (1645 г. до Р. X.); она стала во главе израильских жен после перехода через Чермное море, для повторения той же победной песни, которую воспел Моисей. «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, — говорит книга Исход, — и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15:20—21). Толкователи не забыли заметить, что песнь, о которой здесь говорится, есть самое древнее известное нам музыкальное произведение и что оно явилось более чем за триста лет до рождения Лина и Орфея, которых греки почитают отцами их поэзии и музыки. В следующем году, во время стана в Асирофе, Мариам вместе с Аароном возроптала на Моисея «за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, — и сказали: одному ли Моисею говорил Господь ? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:1—2). Бог не оставил их ропота ненаказанным: Он призвал Мариам, Аарона и Моисея в скинию и после упреков поразил Мариам проказой белой как снег. Аарон, бросив взгляд на Мариам, сказал Моисею: «Господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили; не попусти, чтоб она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела». Тогда Моисей возопил ко Господу: «Боже, исцели ее!» И сказал Господь Моисею: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится» (Чис. 12:11—14). С сего времени Священное Писание не говорит о Мариам до самой ее смерти. В первый месяц сорокового года израильтяне пришли в пустыню Син. Народ расположился станом близ Кадиса, и здесь умерла Мариам (в 1605 г. до Р. X.) и была погребена здесь. Ей было 129 лет. Раввины прибавляют к ее истории множество нелепостей, особенно о ее смерти.