БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАНАССИЯ и ЕФРЕМ
МАНАССИЯ и ЕФРЕМ , сыновья Иосифа и Асенефы, родились в Египте,
в то время, когда Иосиф начал пользоваться всеми милостями фараона, доверие
которого он снискал своими мудрыми советами незадолго до страшного голода,
который он предсказал изъяснением снов фараона. Он дал первенцу имя Манассия,
что значит забвение, потому что настоящее благоденствие заставило его забыть
прошедшие несчастья, а младшему имя Ефрем или Ефраим, что значит оплодотворение
или возвеличение, потому что Бог возвеличил его в земле изгнания. Священное
Писание не говорит, как прошла юность сыновей Иосифа; но высокое положение
их отца позволяет предполагать, что они получили блестящее воспитание.
Когда через многие годы после переселения в Египет святой патриарх Иаков,
исполненный дней и добродетелей, почувствовал, что приближается его кончина,
он призвал своего сына Иосифа и заставил его поклясться, что после смерти
он не погребет его в земле чуждой, но соединит его останки с костями предков.
Предчувствие не обмануло святого патриарха; однажды сказали Иосифу, что
отец его болен; Иосиф, взяв с собой Ефрема и Манассию, отправился к Иакову,
для того чтобы он благословил их. Почти угаснувшие силы престарелого Иакова,
казалось, снова возвратились, когда ему возвестили о приходе любимого сына;
он встал, сел на своем одре и сказал Иосифу: «Бог Всемогущий явился мне
в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу
тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю
сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои,
родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет,
мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои,
которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих
будут именоваться в их уделе» (Быт. 48:3—6). При приближении роковой минуты,
когда слабые нити, привязывающие человека к жизни, готовы разорваться,
воспоминание о любимом предмете живо представляется его душе, как бы для
уменьшения страданий и успокоения страха смерти. Вид Иосифа напомнил святому
старцу нежную, любимую Рахиль, умершую в болезнях рождения: «Когда я шел
из Месопотамии, умерла у меня Рахиль [мать твоя] в земле Ханаанской, по
дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к
Ефрафе, что ныне Вифлеем» (Быт. 48:7). Зрение патриарха притупилось от
старости, и он не мог ясно различать предметы; поэтому-то он не узнал детей
Иосифа и спросил, кто они. «Это сыновья мои, — отвечал Иосиф, — которых
Бог дал мне здесь». — «Подведи их ко мне, и я благословлю их, — сказал
Иаков. — Не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей
твоих» (Быт. 48:9, 11). Тогда святой старец нежно обнял Манассию и Ефрема
и облобызал их. Потом Иосиф, приблизив снова Манассию и Ефрема, поставил
их первого с правой, а другого с левой стороны Иакова, для того, чтобы
последний благословил их по праву рождения; но святой патриарх, освещенный
пророческим духом, открывшим ему судьбу внуков, сложил крестообразно руки,
таким образом, что положил правую на голову Ефрема, а левую на голову Манассии.
Иосиф, заметив эту мнимую ошибку, был огорчен; он старался переложить руки
отца, говоря: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий
меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от
всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое
и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди
земли. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову
Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить
ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так,
отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою. Но
отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет
народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени
его произойдет многочисленный народ. И благословил их в тот день, говоря:
тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему
и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии» (Быт. 48:15—20). Предсказание
Иакова оправдалось на деле, как можно видеть из истории народа Божия. Во
время исхода из Египта, по исчислению Моисея, колено Ефремове считало в
себе 40 500 человек, могущих носить оружие (старше 20 лет), между тем как
колено Манассиино считало 32 200. Впоследствии эта несоразмерность еще
более увеличилась. Колено Ефремове отличалось преимущественно воинственным
духом; к нему принадлежал Иисус Навин, завоеватель обетованной земли (см.
Асенефа, Иаков, Иосиф).