БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
МАЛАХИЯ

МАЛАХИЯ

МАЛАХИЯ

(ок. 412 г. до Р. X.), последний из всех пророков, жил

во время Неемии, после окончания строительства второго храма. Мы ничего

не знаем ни о его рождении, ни о его смерти. Некоторые писатели думали,

что Малахия и Ездра одно лицо, потому что значения их имен сходны между

собой. Малахия значит ангел, или посланник Господень; а Ездра — смотритель.

Эта аналогия не ведет ни к какому заключению, а свидетельство Священного

Писания ясно утверждает, что Ездра и Малахия суть два различных лица. Итак,

мы не будем останавливаться на спорах, возникших по этому случаю, на прояснение

и решение которых толкователи тратили и время и усилия, которые могли бы

обратить на лучшее употребление. Предание, сохранившееся в церкви, свидетельствует,

что пророк Малахия происходил из колена Завулонова и родился в Софах. Еще

оставалось более четырехсот лет до времени Мессии: Господь наложил молчание

на пророков в продолжение всего этого времени для того, чтобы содержать

Свой народ в ожидании Того, Кто должен был исполнить все пророчества. Но

в то время, когда Бог благоволил наложить молчание на пророков, казалось

также, что Ему угодно было пролить свет и открыть все пути Промысла, так

ясно Он возвестил тайну времен будущих. В этой истине можно убедиться,

читая пророчества Захарии; пророчества Малахии не менее ясны; казалось,

что он послан был возвестить иудеям все, что им оставалось узнать. Храм

был окончен; жертвы закалывались; но скупость священников приносила жертвы

с пороком и недостатками; пророк строго упрекает их. «Вам, священники,

бесславящие имя Мое, — восклицает пророк от лица Иеговы. — Вы говорите:

«чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб,

и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня

не стоит уважения»... Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы

не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени

Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши

благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому

сердца» (Мал. 1:6—7; 2:1—2). Таково было состояние священников времен Малахии;

но не таково было состояние потомков Левин во времена силы и славы Израиля.

«Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и

он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах

его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со

Мною и многих отвратил от греха». Одним словом, они поступали, как прилично

высокому своему достоинству. «Ибо уста священника должны хранить ведение,

и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.

2:5—7). Как далеки вы, священники иерусалимские, от этой чистоты, которой

требует Иегова, вы, которые вместо того, чтобы приносить Ему самые превосходные

плоды своих трудов, закалываете животных хромых, слепых и больных. Малахия

идет еще выше; по случаю негодных жертв, приносимых иудеями, он видит чистую

жертву и нескверну, которая будет принесена Богу не только во храме Иерусалимском,

но во всех местах от востока до запада солнца, не только иудеями, но и

всеми народами: «И на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему,

чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф»

(Мая. 1:11). Священники и народ равно преступны в глазах пророка. И те

и другие нарушили закон; и те и другие осквернились, взяв жен-иноплеменниц,

почитавших богов чуждых, и отвергнув для них собственных законных жен.

«У того, кто делает это, — восклицает пророк, — истребит Господь из шатров

Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу

Саваофу. И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник

Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение

и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших» (Мал. 2:12—13). Малахия

почитает брак нерушимым и развод противным закону божественному. «Вы скажете:

«за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности

твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга

твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал

превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство.

Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности

своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида

покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом

вашим и не поступайте вероломно» (Мал. 2:14—16). Подобно Аггею и Захарии,

он видит славу второго храма и Мессию, Который прославит его Своим присутствием;

но в то же время он видит, что Мессия есть Бог, Которому этот храм создан.

«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно

придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого

вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). Ангел, говорит

один христианский писатель, значит посланник; но вот удивительный достоинством

посланник; посланник, который имеет храм; посланник, который есть Господь

и который входит в храм, как в собственное жилище; посланник, которого

ожидает весь народ, который идет заключить Новый Завет и который называется

поэтому Ангелом завета. Итак, во втором храме должен явиться этот Бог,

посланный Богом; но другой посланник предстанет пред Ним и уготовит Ему

путь. Это Мессия со Своим Предтечею Иоанном Крестителем. Характер последнего

ясно указан пророку. Он будет новый Илия, замечательный своею святостью,

строгостью своей жизни, своей властью и своей ревностью. Что касается Мессии,

то пророк продолжает: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем

чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату

у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня

не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:5). Он будет огнем, который

плавит металлы; он очистит сынов Левииных. Тогда-то им восстановится новая

жертва, чистейшая жертв древних; тогда они узнают, почему Давид в псалме

сто девятом прославляет первосвященника нового порядка. Таким образом,

Малахия, последний пророк древнего закона, показывает первого пророка,

который должен последовать после него, то есть этого Илию, предтечу Господня.

До тех пор народ Божий не должен ожидать другого пророка; он должен довольствоваться

Законом Моисеевым, и вот почему Малахия прибавляет эти слова: «Помните

закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля,

равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением

дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и

сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.

4:4—6). Показав столь ясно тайны будущих времен, Малахия возвращается к

настоящему состоянию иудеев: они были прокляты и поражены за свои беззакония

бедностью; но если станут давать десятины, необходимые для прокормления

служителей алтаря, то будут осыпаны благами: «Принесите все десятины в

дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня,

говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не

изолью ли на вас благословения до избытка ? Я для вас запрещу пожирающим

истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится

плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:10—11). Тогдашние иудеи,

подобно многим из нынешних христиан, соблазнялись благоденствием злых,

видя их счастье и богатство, и сожалели о том, что сами делают добро и

ходят в заповедях Господних. Пророк показывает им, что это благоденствие,

которому они завидуют, скоропреходящее, и убеждает их не гоняться за этим

счастьем, за которым следуют вечные мучения. Человек праведный должен стремиться

к нафаде небесной, счастье его не от мира сего. «Ибо вот, придет день,

пылающий как печь, — говорит пророк, — тогда все надменные и поступающие

нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь

Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие

пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете

и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они

будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит

Господь Саваоф» (Мал. 4:1—3). Итак, видно, что сущность пророчеств Малахии

составляют три главных события: пришествие Мессии, пришествие Его Предтечи

и последний суд. Читая эти пророчества, почти нельзя убедиться в искренности

обращения иудеев после возвращения из плена. Жадность жрецов, не хотевших

ничего делать даром, беззаконные браки, частые и беспричинные разводы,

отказ давать десятины, прелюбодеяние, притеснение вдов, сирот, пришельцев

и ропот на провидение — вот главнейшие пороки, которые Неемия предпринял

исправить и за которые Малахия с той же целью столь мужественно упрекает

свой народ. При изображении этих пороков слог пророка делается благородным

и высоким; но при изображении других предметов выражения становятся прозаическими

и жесткими. Иисус, сын Сирахов, воспевает похвалу Малахии вместе с другими

малыми пророками; все они были достойны иудейской страны: «И двенадцать

пророков — да процветут кости их от места своего! — утешали Иакова и спасали

их верною надеждою» (Сир. 49:12). Малахия есть последний из этих вдохновенных

Богом людей; после смерти его пророчества пресеклись, и знание удалилось

в синагоги; это пресечение было гибельно для верований народа, а эрготизм

школы произвел множество разделений, сект, которые играли весьма важную

роль. Между тем как они распространяли свое учение в ущерб общим верованиям,

дело Божие приближалось к окончанию; времена пророчествовали все яснее

и яснее, а иудеи, рассеявшиеся в различных государствах, приучали народы

узнавать имя Божие. Везде выказывались и очищались древние предания, и

вся вселенная ожидала Искупителя, обетованного первому человеку для восстановления

падшего в лице его всего человечества. Мир, погруженный в нечестие язычества,

не потерял этого предания о Спасителе; оно с большой живостью удерживалось

в его памяти: он ожидал. Память святого пророка Малахии празднуется 3 января.