БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЛУКА

ЛУКА

ЛУКА , евангелист. Между людьми, которых избрала благодать Божия для проповедания учения Иисуса Христа евангелист Лука также очень замечателен. Апостолы имели в нем блистательного сотрудника: проповедник, писатель, врач душ и телес, путешественник, мученик за веру, он своей кровью засвидетельствовал истину того, что, по внушению Духа Святого, написал. Евангелист Лука родился в Антиохии, главном городе Сирии, и обучался медицине. В это время посетил Антиохию апостол Павел, и св. Лука, по свидетельству бл. Иеронима, сделался духовным сыном его. Непобедимое красноречие учителя Христова поколебало заблуждения врача и обратило его к вере. С этих пор он следовал по стопам своего знаменитого учителя и во всю его жизнь находился с ним неотлучно, так что он называет его своим лучшим другом. Таким образом, христианский врач сделался известным апостолам, которые имели счастье видеть самого Спасителя. Павел и Лука из Антиохии на корабле отправились вместе в Троаду. Слушатель и распространитель его слова, он присутствовал при возвышенной речи, которую произнес Павел перед Ареопагом Афинским. Одушевленный помазанием, которым апостол облек его, как оружием, Лука решился один сражаться с идолопоклонством. Усилия и мужество нового проповедника увенчались успехом и приобрели кресту многих поклонников. Апостол Павел в Послании к Филимону свидетельствует об успешной проповеди своего ученика. Потом, когда апостол должен был возвратиться в Грецию, чтобы собрать милостыню для христиан иерусалимских, то назначил Луку, своего искреннего друга, быть при этом сборе; и апостол радовался, что поручил это человеку неукоризненному. Когда, по приказанию правителя Иудеи Порциа Феста, апостол Павел заключен был в узы и отправлен на суд кесаря в Рим, Лука последовал за своим учителем. Даже потом, во вторые узы апостола, когда все ученики, желавшие сопровождать его, рассеялись, один только духовный сын остался ему верным. После того, как учитель языков запечатлел своей кровью истину своего учения, евангелист Лука, который уже проповедовал в Македонии у далматов и в Италии, возвратился в Грецию, где он привел многих к вере. Метафраст говорит, что Лука переплыл море для возвещения славы Божией на берегах Нила, народам Ливии и Фиваиды. Говорят даже, что для этого св. Лука пригласил Алибия, третьего епископа Александрийского. Но утонченное язычество Греции, блестящей и ученой, требовало учителя, который бы представил в изящной форме строгое учение Иисуса Христа; и св. Лука занимался этим до своей старости; и довел свой труд до 60 года. Некоторые из писателей говорят, что Лука не удостоился мученической кончины и умер в мире, естественной смертью, в старости. Но Григорий Назианзин и другие решительно говорят о его мученичестве; минеи церкви Африканской ставят его наряду с исповедниками, пострадавшими за веру. Такова была жизнь этого мученика за веру. Но труженническая и страдальческая жизнь не столько прославила св. Луку, как имя евангелиста, которое облекло его славой выше всякой знаменитости. Хотя св. Лука не был из числа двенадцати апостолов, ни ученик Спасителя, но короткое знакомство с теми, которые видели и слышали Иисуса Христа, дало ему возможность вполне узнать все, относящееся до жизни Сына Божия и Его учения; и он получил вдохновение изложить по порядку жизнь Учителя Небесного, чтобы предотвратить от заблуждения неблагоразумную и легкомысленную ревность некоторых христиан, которые принимали без разбора все, что только ни рассказывали об Иисусе Христе, не различая истинных происшествий от ложных. Евангелист Лука адресует свое Евангелие к Феофилу, вероятно, одному из учеников, вновь обратившихся к христианству. Кто был этот Феофил? С точностью определить невозможно. Некоторые из писателей говорят, что Лука назвал державным Феофила, по обыкновению общему для всякого христианина этой эпохи. Но Иоанн Златоуст и Августин утверждают, что Феофил был человек замечательный, который обращен к христианству апостолом Павлом или самим Лукой. Св. Лука написал свое Евангелие на 49-м году н. э. и около 15-м г. по вознесении, в то время когда апостол Павел находился в Коринфе. Чистота языка и изящество оборотов показывают в писателе человека образованного и хорошо знакомого с греческим языком. Так как это Евангелие написано после Евангелий Матфея и Марка, то оно и занимает третье место в каноне книг новозаветных. Здесь многие случаи, опущенные у двух предшественников, изложены со всей обстоятельностью и со всеми подробностями. Прежде истории Сына Божия евангелист показывает, как явился в мир Его Предтеча, который готовил Ему путь, проповедуя покаяние и крещение водой. Рождение Иоанна Крестителя было предсказано в старости священнику Захарии, его отцу, ангелом во время каждения Захарии в алтаре. Но за сомнение Захария был наказан немотой до того времени, пока исполнится предсказание. Потом священный повествователь говорит о благовещении пресвятой Деве Марии, рассказывает поздравление ангела, посещение Богородицы двоюродной своей сестры, престарелой Елисаветы, жены священника Захарии, которая была также беременна. Когда Дева Мария начала приветствовать Елисавету, младенец, бывший во чреве последней, взыграл, «И Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне ? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». На эту высокую песнь Мария отвечала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» и проч. (Лк. 1:41—50).
Мария прожила в доме Елисаветы три месяца и возвратилась в дом свой. Никто из трех евангелистов не упомянул о принесении Иисуса во храм. Казалось бы, какую важность может иметь совершение обряда, который исполнял всякий первенец в Израиле. Но евангелист Лука говорит об этом с подробностью, потому что оно сопровождалось неслыханными и чудесными обстоятельствами. В то время в Иерусалиме жил человек праведный, по имени Симеон. Ему было предсказано, что он не увидит смерти, прежде нежели увидит Христа Господня. Когда родители Иисуса Христа принесли своего Сына в храм, Симеон, руководимый Духом Божиим, пришел туда же и, увидевши Надежду Израиля, взял на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (там же, 2:29—32). Здесь же, при храме жила пожилая вдова 84 лет, занимавшаяся молитвой и постом, по имени Анна, имевшая дар пророчества. Поэтому, увидев Спасителя во храме, и она возвысила голос в хвалу Богу и предсказала избрание Израиля. Также у одного только Луки упоминается о кровавом поте, выступившем у Спасителя во время Его последней молитвы в саду Гефсиманском. Дополнив жизнь Искупителя человеков рассказом о Его воскресении, знамениях и явлениях до вознесения, он продолжает ее в другой книге, где он рассказывает о проповедании и распространении Евангелия. Это другое творение евангелиста Луки известно под именем книги Деяний апостольских, она написана на том же языке, что и Евангелие, и посвящена тому же Феофилу. В первой главе евангелист описывает историю 50 дней от Пасхи иудейской до Пятидесятницы, когда апостолы проводили время вместе, в посте и молитве. Потом он представляет нам сошествие Святого Духа на апостолов, излияние благодати, дар языков, проповедь апостола Петра, первоначальное общество христианское, общность имений и земель и проч. Двенадцать первых глав посвящены описанию важных деяний апостольских; последние же посвящены исключительно апостолу Павлу, которого сочинитель знал коротко, за которым следовал и с которым разделял все труды и опасности. Начав свое повествование 34 г. от Р. X., Лука оканчивает его около 68 г., в восьмой год царствования Нерона, когда его учитель, неутомимый Павел, умер в Риме в том доме, где он принимал каждого, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:31). Книга Деяний апостольских есть, без сомнения, самый драгоценный памятник, какой остался нам от первых времен христианства. Касательно того, что Лука был врач нам нечего много распространяться. Довольно сказать, что об этом упоминает сам апостол Павел. Гораздо интереснее предание о том, что этот евангелист был живописцем, и еще с первых веков христианства ему приписывали изображение Спасителя и Божией Матери. Известно, с каким великолепием и торжеством императрица Пульхерия переносила в церковь, воздвигнутую ею в Константинополе, образ Божией Матери, написанный Лукой. Правда, св. евангелист никогда не был между учениками Иисуса Христа, следственно, и не видал Его; а поэтому можно представить, как трудно было воспроизвести черты Божественного Учителя, на лице Которого должны выражаться величие Сына Божия вместе с кротостью и благостью; но нельзя отвергать, по крайней мере, возможности этого факта. И это кажется тем вероятнее, что Лука был другом апостола Павла, а других апостолов знал коротко. Что же удивительного, если очевидцы Сына Божия, видя, что друг их сотрудника в деле апостольском обладает искусством живописи, постарались, по возможности, рассказать ему, каков был Учитель по Своим внешним чертам. И св. Лука, руководствуясь этими рассказами, при помощи благодати, воспроизвел на полотне черты Искупителя человеков и сохранил Его образ для всех веков. Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется 4 января, 22 апреля и 18 октября.