БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Семья Лота покидает Содом
Когда отец верующих сидел у палатки своей, ему вдруг являются три странника.
Гостеприимный старец принял гостей с радушием и потом пошел провожать их;
так как странники шли по дороге в Содом, то Авраам и просил их зайти к
племяннику своему. Но из трех путешественников только двое отправились
в город, а третий неизвестно почему скрылся. Во время разговора со странниками
Авраам узнал определение суда Божия о городах Пентаполя. Когда два странника
удалялись в Содом, «подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного
с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым] может быть,
есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь
[всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в
нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного
с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может
быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал:
если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу
[весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить
Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет
пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не
истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и
сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради
сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить:
может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется
там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть,
найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал:
да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется
там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав
говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18:23—33).
При захождении солнца Лот сидел у ворот города и, вероятно, поджидал кого-нибудь
из странников, чтобы принять их в дом свой. Надежда его исполнилась. Два
путешественника явились, и Лот тотчас предложил им для убежища свое жилище.
И едва они вошли в дом, как вдруг весь город взволновался. Все жители его,
начиная от юношей до старцев, собрались перед домом Лота и с криком требовали
выдачи двух странников. Напрасно еврей старался их уговорить; напрасно
хотел пожертвовать своими дочерьми — предмет его нежнейших попечений, ничто
не помогало, и беспокойная толпа уже хотела прибегнуть к насилию и приступила
к дому, чтобы выломать двери. Тогда небесные посланники вовлекли Лота в
дом и затворили двери, а беснующуюся толпу поразили слепотой; потом, обратившись
к племяннику Авраама, они сказали: «Кто у тебя есть еще здесь? зять ли,
сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех
выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль
на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (19:12—13).
Лот тотчас отправился к своим зятьям и рассказал им о воле Божией. Но они
посмеялись над его словами и решительно не обратили внимания. Тогда ангелы,
видя, что Лот медлит выйти из города, а между тем час мести приближается,
просили его поскорее отправиться; наконец, видя его смущение, они взяли
за руку Лота и жену его и дочерей и вывели их из города, а в предупреждение
опасности сказали Лоту: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде
не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть»
(там же, 17). Лот ужаснулся этого убежища и просил, чтобы ему позволено
было удалиться в маленький город Сигор. Ангелы согласились, и странники
отправились. Едва они взошли на Сигор, как Господь ниспослал серу и огонь
небесный на города Содом и Гоморру и другие и уничтожил всех жителей и
все живущее в этих странах. На следующее утро Авраам, пришедши туда, где
он говорил с Господом, посмотрел в сторону, где были Содом и Гоморра, и
увидел «вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Жена Лота, увлеченная
любопытством, и желая любоваться страшным зрелищем, какое представляла
страна, объятая пламенем, осмотрелась назад и превратилась в соляной столб.
Между тем Лот, не надеясь найти в Сигоре надежное для себя убежище, удалился
в горы и здесь скрылся в одной пещере со своими дочерьми. В страхе они
вообразили, что все люди истреблены. Поэтому дочери Лота, боясь остаться
без потомства, напоили своего отца и разделили с ним ложе. От этого брака
старшая дочь родила сына, названного Моавом, который был родоначальником
моавитян, многочисленного народа, обитавшего на востоке Иордана. А от второй
дочери родился Аммон, отец аммонитян. История Лота служит предметом для
больших споров, и главное внимание обращено на истребление городов Пентаполя.
Но мы скажем только, что предание об этом сохранилось не только у евреев,
но и у язычников. Диодор, Страбон, Тацит говорят, что озеро Асфальтовое,
или Соленое море, образовалось на том месте, где были прежде многие города.
Они прибавляют, что это озеро заключает в себе смолу и вся окружность представляет
какую-то пустоту и мертвенность, как и все страны, пострадавшие от вулканических
потрясений.