БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЛОТ

ЛОТ

ЛОТ (ок. 2100 г. до Р. X.), сын Арана, внук Фары, следовательно, племянник Авраама. Лот оставил землю Ханаанскую и поселился, вместе с Авраамом и Фарою, в Харране, в Месопотамии. После смерти Фары дядя и племянник пришли опять в Хананею; жестокий голод принудил их отправиться в Египет. Но, возвратившись оттуда, Авраам и Лот, для надлежащего пропитания многочисленных своих стад и по несогласию пастухов своих, принуждены были расстаться. Лот поселился в долинах Содома и Гоморры. Эти два города принадлежали к Пентаполю, так, назывались многие группы городов: так был Пентаполь Филистимский и Пентаполь Иудейский. Долина, где поселился Лот, была перерезана многочисленными и глубокими расщелинами, в которых, по замечанию Священного Писания, находилась материя смолистая. Около этого времени цари этого Пентаполя были побеждены Ходоллогомором и его союзниками. Лот взят был в плен. Авраам, узнав о несчастии своего племянника, пустился в погоню за победителем и, нагнавши, разбил его и таким образом возвратил Лоту свободу. Жители Содома до такой степени развратились, что правосудие небесное решилось их уничтожить. Но Бог, помня раба своего Авраама, хотел сделать милость племяннику его Лоту.

ЛОТ
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Семья Лота покидает Содом

Когда отец верующих сидел у палатки своей, ему вдруг являются три странника. Гостеприимный старец принял гостей с радушием и потом пошел провожать их; так как странники шли по дороге в Содом, то Авраам и просил их зайти к племяннику своему. Но из трех путешественников только двое отправились в город, а третий неизвестно почему скрылся. Во время разговора со странниками Авраам узнал определение суда Божия о городах Пентаполя. Когда два странника удалялись в Содом, «подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым] может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18:23—33). При захождении солнца Лот сидел у ворот города и, вероятно, поджидал кого-нибудь из странников, чтобы принять их в дом свой. Надежда его исполнилась. Два путешественника явились, и Лот тотчас предложил им для убежища свое жилище. И едва они вошли в дом, как вдруг весь город взволновался. Все жители его, начиная от юношей до старцев, собрались перед домом Лота и с криком требовали выдачи двух странников. Напрасно еврей старался их уговорить; напрасно хотел пожертвовать своими дочерьми — предмет его нежнейших попечений, ничто не помогало, и беспокойная толпа уже хотела прибегнуть к насилию и приступила к дому, чтобы выломать двери. Тогда небесные посланники вовлекли Лота в дом и затворили двери, а беснующуюся толпу поразили слепотой; потом, обратившись к племяннику Авраама, они сказали: «Кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (19:12—13). Лот тотчас отправился к своим зятьям и рассказал им о воле Божией. Но они посмеялись над его словами и решительно не обратили внимания. Тогда ангелы, видя, что Лот медлит выйти из города, а между тем час мести приближается, просили его поскорее отправиться; наконец, видя его смущение, они взяли за руку Лота и жену его и дочерей и вывели их из города, а в предупреждение опасности сказали Лоту: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (там же, 17). Лот ужаснулся этого убежища и просил, чтобы ему позволено было удалиться в маленький город Сигор. Ангелы согласились, и странники отправились. Едва они взошли на Сигор, как Господь ниспослал серу и огонь небесный на города Содом и Гоморру и другие и уничтожил всех жителей и все живущее в этих странах. На следующее утро Авраам, пришедши туда, где он говорил с Господом, посмотрел в сторону, где были Содом и Гоморра, и увидел «вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Жена Лота, увлеченная любопытством, и желая любоваться страшным зрелищем, какое представляла страна, объятая пламенем, осмотрелась назад и превратилась в соляной столб. Между тем Лот, не надеясь найти в Сигоре надежное для себя убежище, удалился в горы и здесь скрылся в одной пещере со своими дочерьми. В страхе они вообразили, что все люди истреблены. Поэтому дочери Лота, боясь остаться без потомства, напоили своего отца и разделили с ним ложе. От этого брака старшая дочь родила сына, названного Моавом, который был родоначальником моавитян, многочисленного народа, обитавшего на востоке Иордана. А от второй дочери родился Аммон, отец аммонитян. История Лота служит предметом для больших споров, и главное внимание обращено на истребление городов Пентаполя. Но мы скажем только, что предание об этом сохранилось не только у евреев, но и у язычников. Диодор, Страбон, Тацит говорят, что озеро Асфальтовое, или Соленое море, образовалось на том месте, где были прежде многие города. Они прибавляют, что это озеро заключает в себе смолу и вся окружность представляет какую-то пустоту и мертвенность, как и все страны, пострадавшие от вулканических потрясений.