БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ЛАЗАРЬ, МАРФА и МАРИЯ

ЛАЗАРЬ, МАРФА и МАРИЯ

ЛАЗАРЬ, МАРФА и МАРИЯ , святое семейство, с которым Спаситель мира был в дружбе — честь, выше самой блистательной славы земной. Нет семейства, о котором было бы так мало сказано и о котором столько было спору, как семейство Лазаря. Этот друг Иисуса Христа был безбрачен и жил со своими сестрами в Ви-фании. Позже некоторые из писателей доказывали его происхождение из Галилеи; об этом ничего не сказано в Евангелии. Это мнение выдумано для подтверждения той мысли, что три Марии, упоминаемые в Евангелии, суть одно и то же лицо. В первый раз о пребывании Спасителя в Вифании говорит Лука. В этом рассказе о Лазаре нет ни слова; евангелист даже не упоминает места, где было это происшествие; но Марфа и Мария здесь ясно именуются: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:38—42). Бедный Лазарь, о котором говорит тот же евангелист (гл. 15), есть лицо иносказательное, следовательно вымышленное, и не имеет никакого отношения к Лазарю, жившему в Вифании. Один евангелист Иоанн говорит о последнем, по случаю великого суда, воскрешения его из мертвых, суда, пропущенного у других евангелистов, которые, впрочем, умалчивали о многих других чудесах Спасителя. Этот историк Иисуса Христа посвятил праведному человеку целую главу. Когда Лазарь сделался нездоров, сестры его тотчас послали известить Иисуса Христа об опасности, угрожавшей их брату. Но Спаситель, получив эту весть, пробыл на том же месте еще два дня. Между тем Иоанн снова замечает, что Иисус любил Лазаря и сестер его; но Сын Божий хотел сотворить при вратах Иерусалима чудо, которое должно было утвердить в вере тех из Его учеников, которые должны были услышать предсказание о Его страдании. Спаситель не торопился и пробыл столько времени, чтобы не было никакого предлога к сомнению или неверию. Отправляясь в Вифанию, Он сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11:11—15). Это обстоятельство должно было дать чуду большую славу и сделать его несомненным. Евангелист не без намерения замечает, что Вифания находилась от Иерусалима на расстоянии 50 стадий, откуда, по обыкновению восточному, пришла толпа народа оплакивать несчастье сестер. И этот народ был очевидцем чуда, которое сотворено на его глазах. При слухе о приближении Спасителя к селу, Марфа тотчас вышла Ему навстречу и начала умолять Его о воскрешении своего брата; потом, возвратившись в свой дом, она сказала сестре, что Иисус хочет ее видеть. Иудеи, пришедшие для утешения сестер Лазаря, видя идущую Марию, думали, что она спешит ко фобу брата для оплакивания его, и потому пошли за ней. Но Мария, явившись пред Иисусом Христом, Который еще не вошел в Вифанию, бросилась к ногам Его и начала просить о том же, о чем и сестра ее. «Господи! — говорила она, — если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»

ЛАЗАРЬ, МАРФА и МАРИЯ
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Мария и Марфа в доме Лазаря

Иисус, видя ее и всех стоящих вокруг Него плачущими, почувствовал внутреннее потрясение и содрогнулся. Затем Он просил указать ему место, где положили умершего, и прослезился, так что иудеи говорили между собой: «Смотри, как Он любим его». Спаситель опять возмутился духом и, приблизившись к гробнице, приказал отвалить камень надгробный. «Господи! — воскликнула Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Иисус отвечал ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Все это согласно с предыдущими обстоятельствами; если предположить, что Лазарь умер уже после того, как сестры его послали весть к Иисусу, исключив четыре дня, которые Лазарь был уже во гробе, остается один день для его смерти и погребения. Когда отвалили камень, Иисус возвел очи горе и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И, сказав это, громогласно воскликнул: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41—43). И умерший тотчас встал; на голове у него было покрывало, а руки и ноги были обвязаны. Этот случай показывает, как иудеи мало изменили вещи, употребляемые ими при погребении, по обыкновению египтян. Как те, так и другие обвивали тело умершего, на лицо полагали покрывало; потом обливали труп благовонными духами, так что он почти весь погружался в них. Чудо это было так разительно, что многие из иудеев тут же уверовали во Иисуса Христа. Другие пошли и рассказали о случившемся книжникам и фарисеям. Враги Спасителя составили совет и рассуждали между собой: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Один же из них, именем Каиафа, тогдашний чередный первосвященник, сказал им: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же, — замечает евангелист, — он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (там же, 47—51). И с этого времени фарисеи начали искать случая как бы убить Сына Божия. Спустя четыре дня по воскрешении Лазаря Иисус опять пришел в Вифанию и был на вечери у Симона прокаженного. Лазарь был в числе гостей, а Марфа служила при столе. Мария, принесши фунт драгоценного мирра, помазала им ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Цена этих драгоценных благовоний простиралась до 100 пенязей, по замечанию Иуды. Этой вечери не надобно смешивать с вечерею, бывшею также у Симона, где Спаситель был также облит благовониями. Этот Симон был прокаженный и жил в Вифании, а тот был Симон фарисей и жил в Галилее. У него-то на вечери Иисус Христос был облит благовониями, о которых не говорится, какого они свойства были и что стоили. Притом же это было сделано женщиной-грешницей, известной всему городу, так что, когда фарисей увидел, что Спаситель допустил ее к себе, соблазнился и сказал сам в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Наконец, нужно сказать, что и время этих двух вечерей различно. Пир, данный фарисеем в Галилее, был в первый год, а в Вифании за шесть дней до страдания Спасителя. Притом и женщин, изливших мирру на Иисуса Христа, нельзя смешивать. У Симона прокаженного была Мария сестра Лазаря, а там блудница. Часто смешивают Марию сестру Лазаря с Мариею Магдалиной, из которой изгнал Спаситель семь бесов. Но она всегда называется Марией Магдалиной, а та сестрой Марфы или Лазаря. Первая жила в Галилее и следовала за Иисусом Христом, другая же жила в Вифании, следовательно, в Иудее; и притом, будучи кроткого характера, не могла проводить жизнь странническую и тревожную, следуя за Божественным Учителем. После этого случая евангелист нам уже не говорит ничего о Лазаре и его сестрах. Сколько времени еще жили, где и когда умерли? Об этом мы ничего не знаем. Мы не можем согласигься на то предание, что Мария была в Провансе, где и жила до своей смерти. Предание, сохранившееся в церкви, говорит, что Лазарь был епископом Ки-мейским, а церковь празднует перенесение мощей его из Кипра в Константинополь, бывшее в IX в., 17 октября.