БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Мария и Марфа в доме Лазаря
Иисус, видя ее и всех стоящих вокруг Него плачущими, почувствовал внутреннее
потрясение и содрогнулся. Затем Он просил указать ему место, где положили
умершего, и прослезился, так что иудеи говорили между собой: «Смотри, как
Он любим его». Спаситель опять возмутился духом и, приблизившись к гробнице,
приказал отвалить камень надгробный. «Господи! — воскликнула Марфа, — уже
смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Иисус отвечал ей: «Не сказал
ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Все это согласно
с предыдущими обстоятельствами; если предположить, что Лазарь умер уже
после того, как сестры его послали весть к Иисусу, исключив четыре дня,
которые Лазарь был уже во гробе, остается один день для его смерти и погребения.
Когда отвалили камень, Иисус возвел очи горе и сказал: «Отче! благодарю
Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал
сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И,
сказав это, громогласно воскликнул: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41—43). И
умерший тотчас встал; на голове у него было покрывало, а руки и ноги были
обвязаны. Этот случай показывает, как иудеи мало изменили вещи, употребляемые
ими при погребении, по обыкновению египтян. Как те, так и другие обвивали
тело умершего, на лицо полагали покрывало; потом обливали труп благовонными
духами, так что он почти весь погружался в них. Чудо это было так разительно,
что многие из иудеев тут же уверовали во Иисуса Христа. Другие пошли и
рассказали о случившемся книжникам и фарисеям. Враги Спасителя составили
совет и рассуждали между собой: «Что нам делать? Этот Человек много чудес
творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и
овладеют и местом нашим и народом». Один же из них, именем Каиафа, тогдашний
чередный первосвященник, сказал им: «Вы ничего не знаете, и не подумаете,
что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ
погиб. Сие же, — замечает евангелист, — он сказал не от себя, но, будучи
на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (там
же, 47—51). И с этого времени фарисеи начали искать случая как бы убить
Сына Божия. Спустя четыре дня по воскрешении Лазаря Иисус опять пришел
в Вифанию и был на вечери у Симона прокаженного. Лазарь был в числе гостей,
а Марфа служила при столе. Мария, принесши фунт драгоценного мирра, помазала
им ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Цена этих драгоценных благовоний
простиралась до 100 пенязей, по замечанию Иуды. Этой вечери не надобно
смешивать с вечерею, бывшею также у Симона, где Спаситель был также облит
благовониями. Этот Симон был прокаженный и жил в Вифании, а тот был Симон
фарисей и жил в Галилее. У него-то на вечери Иисус Христос был облит благовониями,
о которых не говорится, какого они свойства были и что стоили. Притом же
это было сделано женщиной-грешницей, известной всему городу, так что, когда
фарисей увидел, что Спаситель допустил ее к себе, соблазнился и сказал
сам в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается
к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Наконец, нужно сказать, что и время
этих двух вечерей различно. Пир, данный фарисеем в Галилее, был в первый
год, а в Вифании за шесть дней до страдания Спасителя. Притом и женщин,
изливших мирру на Иисуса Христа, нельзя смешивать. У Симона прокаженного
была Мария сестра Лазаря, а там блудница. Часто смешивают Марию сестру
Лазаря с Мариею Магдалиной, из которой изгнал Спаситель семь бесов. Но
она всегда называется Марией Магдалиной, а та сестрой Марфы или Лазаря.
Первая жила в Галилее и следовала за Иисусом Христом, другая же жила в
Вифании, следовательно, в Иудее; и притом, будучи кроткого характера, не
могла проводить жизнь странническую и тревожную, следуя за Божественным
Учителем. После этого случая евангелист нам уже не говорит ничего о Лазаре
и его сестрах. Сколько времени еще жили, где и когда умерли? Об этом мы
ничего не знаем. Мы не можем согласигься на то предание, что Мария была
в Провансе, где и жила до своей смерти. Предание, сохранившееся в церкви,
говорит, что Лазарь был епископом Ки-мейским, а церковь празднует перенесение
мощей его из Кипра в Константинополь, бывшее в IX в., 17 октября.