БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КВИРИНИЙ
КВИРИНИЙ (Публий Сульпиний), консул (в 752 г. от осн. Рима и
в 8 г. от Р. X.) и впоследствии правитель Иудеи. Квириний родился в Ланувии
от незнатных родителей из фамилии Сульпициев. Он своим возвышением обязан
своим заслугам. Должности, которые на него возлагал Август, исполнял с
усердием и точностью, особенно отличался в военных предприятиях. Когда
настало время консульства, Квириний получил в управление армии в Сицилии
(Tacit. Annal. I. III. c. XLIII), для покорения народов, известных под
именем гомонадов, которые для римлян были самыми непримиримыми врагами
в этой стране. Римский вождь победил врагов голодом, разрушил все их крепости
и был за это почтен триумфом; некоторые историки это происшествие относят
ко времени рождения Иисуса Христа и думают, что Квириний получил от Августа
особенное предписание сделать перепись Иудеи; об этой-то переписи и говорит
св. евангелист Лука. Но уже решено, что Кирипей, упоминаемый в Священном
Писании, есть тот самый Квириний, о котором мы говорим. Этот Квириний известен
более под именем Публия Сульпиция, который был преемником Квинтилия Вара
в управлении Сирией (Joseph. Ant. Jud. lib. XIII, cap. XIV), и Август послал
его туда уже после того, как Архелай, царь иудейский, был сослан в Виенну
(около 10 г. от Р. X.). Но св. евангелист Лука как будто говорит, что перепись,
заставившая Пресвятую Деву и Иосифа удалиться в Вифлеем, есть первая перепись,
которая была произведена в управление Квириния, или Киринея: «Эта перепись
была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2). Ученые думают, что,
так как Квириний сделался правителем Сирии не ранее 10 г. от Р. X., то
текст св. евангелиста Луки понимать надобно так: эта перепись (заставившая
идти Марию и Иосифа в Вифлеем) предшествовала той, которая была в управление
Квириния. Первая простиралась на всю империю, а вторая ограничивалась Сирией
и провинциями близлежащими. Некоторые из толковников предполагают, что
Квириний в год рождения Иисуса Христа не был правителем Сирии, но управлял
Сицилией, а в Сирии был тогда другой правитель. Несмотря на это, Август,
чтобы почтить человека, стяжавшего славу на полях Сицилии, дал ему поручение
сделать перепись народа иудейского и жителей Сирии. Об этой-то переписи
и упоминает св. евангелист Лука. Историки светские проходят ее, как происшествие,
не имеющее для них никакого интереса. Но св. евангелист Лука обратил на
нее особенное внимание, так как она относится прямо к его предмету и очень
хорошо различил вторую перепись, бывшую во 2 г. от Р. X. Тертулиан думает,
что перепись, упоминаемая в Евангелии Луки, была произведена Санцием Сатурнином,
правителем Сирии при Августе. Некоторые писатели говорят, что Сатурнин
оставил эту провинцию прежде последнего года царствования Ирода, как говорит
Иосиф, а следовательно, и прежде рождения Иисуса Христа. Вот что мы нашли
необходимым сказать о Квириний; впрочем, для полноты его биографии не худо
прибавить некоторые подробности. Уважение, каким пользовался Квириний у
Августа, было так велико, что ему поручено было воспитание Каия Цесаря,
внука Августова, после смерти Геллия, на которого возложена была эта должность.
После сего Квириний сочетался браком с Емилией Липидой, рука которой обещана
была Луцию Цесарю, внуку императора (Tacit. Annal. Lib., III. с. XXII).
Но этот брак не был счастлив. Квириний вскоре принужден был развестись
с Емилией, обвиняя ее в различных проступках, за которые осудили ее на
изгнание. Но и поведение Квириния не было безукоризненно. Не замедлили
сравнить его низкое происхождение со знаменитостью Емилии; это привело
его в немилость, которая еще более увеличилась от дурного образа жизни,
которую он проводил среди богатства. Квириний умер в 974 году от основания
Рима; ему, по повелению Тиве-рия, не воздали публичного погребения (Tacit.
Annal. Lib. III. c. XLVIII).