БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КВИРИНИЙ

КВИРИНИЙ

КВИРИНИЙ (Публий Сульпиний), консул (в 752 г. от осн. Рима и в 8 г. от Р. X.) и впоследствии правитель Иудеи. Квириний родился в Ланувии от незнатных родителей из фамилии Сульпициев. Он своим возвышением обязан своим заслугам. Должности, которые на него возлагал Август, исполнял с усердием и точностью, особенно отличался в военных предприятиях. Когда настало время консульства, Квириний получил в управление армии в Сицилии (Tacit. Annal. I. III. c. XLIII), для покорения народов, известных под именем гомонадов, которые для римлян были самыми непримиримыми врагами в этой стране. Римский вождь победил врагов голодом, разрушил все их крепости и был за это почтен триумфом; некоторые историки это происшествие относят ко времени рождения Иисуса Христа и думают, что Квириний получил от Августа особенное предписание сделать перепись Иудеи; об этой-то переписи и говорит св. евангелист Лука. Но уже решено, что Кирипей, упоминаемый в Священном Писании, есть тот самый Квириний, о котором мы говорим. Этот Квириний известен более под именем Публия Сульпиция, который был преемником Квинтилия Вара в управлении Сирией (Joseph. Ant. Jud. lib. XIII, cap. XIV), и Август послал его туда уже после того, как Архелай, царь иудейский, был сослан в Виенну (около 10 г. от Р. X.). Но св. евангелист Лука как будто говорит, что перепись, заставившая Пресвятую Деву и Иосифа удалиться в Вифлеем, есть первая перепись, которая была произведена в управление Квириния, или Киринея: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2). Ученые думают, что, так как Квириний сделался правителем Сирии не ранее 10 г. от Р. X., то текст св. евангелиста Луки понимать надобно так: эта перепись (заставившая идти Марию и Иосифа в Вифлеем) предшествовала той, которая была в управление Квириния. Первая простиралась на всю империю, а вторая ограничивалась Сирией и провинциями близлежащими. Некоторые из толковников предполагают, что Квириний в год рождения Иисуса Христа не был правителем Сирии, но управлял Сицилией, а в Сирии был тогда другой правитель. Несмотря на это, Август, чтобы почтить человека, стяжавшего славу на полях Сицилии, дал ему поручение сделать перепись народа иудейского и жителей Сирии. Об этой-то переписи и упоминает св. евангелист Лука. Историки светские проходят ее, как происшествие, не имеющее для них никакого интереса. Но св. евангелист Лука обратил на нее особенное внимание, так как она относится прямо к его предмету и очень хорошо различил вторую перепись, бывшую во 2 г. от Р. X. Тертулиан думает, что перепись, упоминаемая в Евангелии Луки, была произведена Санцием Сатурнином, правителем Сирии при Августе. Некоторые писатели говорят, что Сатурнин оставил эту провинцию прежде последнего года царствования Ирода, как говорит Иосиф, а следовательно, и прежде рождения Иисуса Христа. Вот что мы нашли необходимым сказать о Квириний; впрочем, для полноты его биографии не худо прибавить некоторые подробности. Уважение, каким пользовался Квириний у Августа, было так велико, что ему поручено было воспитание Каия Цесаря, внука Августова, после смерти Геллия, на которого возложена была эта должность. После сего Квириний сочетался браком с Емилией Липидой, рука которой обещана была Луцию Цесарю, внуку императора (Tacit. Annal. Lib., III. с. XXII). Но этот брак не был счастлив. Квириний вскоре принужден был развестись с Емилией, обвиняя ее в различных проступках, за которые осудили ее на изгнание. Но и поведение Квириния не было безукоризненно. Не замедлили сравнить его низкое происхождение со знаменитостью Емилии; это привело его в немилость, которая еще более увеличилась от дурного образа жизни, которую он проводил среди богатства. Квириний умер в 974 году от основания Рима; ему, по повелению Тиве-рия, не воздали публичного погребения (Tacit. Annal. Lib. III. c. XLVIII).