БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КЛИМЕНТ РИМСКИЙ
КЛИМЕНТ РИМСКИЙ (62 г. от Р. X.), наследовал римский престол
после Анаклета. Он родился в Риме; одни думают, что происходил из римской
царской фамилии, а другие утверждают, что он был иудейского происхождения.
Обращенный в христианскую веру в 62 году, Климент сопутствовал апостолу
Павлу в Филиппы. Потом отправился для благовестия Евангелия. В этом деле
он потрудился с такой славой, что заслужил похвалу от св. Павла, который
называет его своим сотрудником, которого имя находится между именами в
Книге Жизни. Ревностный проповедник решился было посвятить себя навсегда
обращению иудеев; но после смерти Анаклета был возведен на епископский
престол в Риме. Климент поспешил назначить епископов к галлам для приведения
их к вере Христовой. В 93 и 96 годах он показал удивительный пример терпения
и самоотвержения во время гонения при Домициане; потом, после царствования
Нервы, которое как будто дано было для некоторого успокоения христиан,
началось третье, всеобщее гонение от Траяна, в 100 году. Некоторые из церковных
писателей делают св. Климента мучеником. Ему наследовал Еварист. Св. Клименту
приписываются многие сочинения, но большая часть из них не принадлежит
ему. Скажем несколько слов о сочинениях св. Климента, которых подлинность
признана всеми. Сюда прежде всех надобно отнести Послание к Коринфянам.
Это одно из сочинений, самых замечательных в I веке, которое 70 лет после
него было публично читано в церквах и пользовалось первым местом после
книг канонических. Слог этого послания исполнен силы, помазания, изящества
и чистоты. Мысли его отличаются ясностью и изложены в порядке; мудрость,
кротость, ревность и любовь дышат в каждом слове. Причина к написанию этого
послания была следующая. В 96 году между коринфскими христианами появилось
множество партий, которые нарушили спокойствие мирных своих братии. Поэтому
некоторые из благочестивых мужей церкви коринфской обратились к св. Клименту,
прося его посредничества. Первосвященник Римский отправил депутатом Фортуната
и некоторых других мужей и дал им послание, для усмирения волнующихся умов.
В послании св. Климент, поручив себя благосклонности читателей, напоминает
им правила, которые даны были им для той жизни, когда они считали за честь
повиновение начальству, были довольны тем положением, в которое поставило
их Провидение, где они с любовью слушали слово Божие; потом он выражает
свою печаль при слухах об их гордости, зависти, расколах и просит их убедительно
отстать от пороков, которые удаляют их от Христа Бога смирения. Потом св.
учитель напоминает им о кротости и терпении Спасителя, когда Он извлекал
нас из ничтожества, и говорит, что если небо и земля исполняют волю Создателя,
то как же они осмеливаются противиться Его велениям. Далее св. епископ
говорит, как для всемогущества Божия легко воскресение; и доказывает это
посредством басни о фениксе. Затем убеждает их оставить леность и нерадение,
служить миру, кротости и смирению и наконец прибавляет, что и те, кто занимают
низкое место в церкви, могут быть самыми приятными Богу. Другое послание,
адресованное к тем же христианам, до нас дошло только в отрывках; но оно
не менее первого было в уважении между древними христианами, также читалось
в церквах, по свидетельству Дионисия Коринфского; св. Ириней говорит об
этом послании как о самом сильном и убедительном сочинении. Наконец, есть
еще два письма к девственницам, в которых писатель занимается похвалой
безбрачию или девству. Авторы, у которых можно получить понятие о жизни
и сочинениях св. Климента, суть Иероним, св. Климент Александрийский, Ионанн
Златоуст, Епифаний, Евсевий, св. Ириней, Тиллемон и др. Память святого
священномученика Климента, Папы Римского, празднуется 25 ноября.