БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ (62 г. от Р. X.), наследовал римский престол после Анаклета. Он родился в Риме; одни думают, что происходил из римской царской фамилии, а другие утверждают, что он был иудейского происхождения. Обращенный в христианскую веру в 62 году, Климент сопутствовал апостолу Павлу в Филиппы. Потом отправился для благовестия Евангелия. В этом деле он потрудился с такой славой, что заслужил похвалу от св. Павла, который называет его своим сотрудником, которого имя находится между именами в Книге Жизни. Ревностный проповедник решился было посвятить себя навсегда обращению иудеев; но после смерти Анаклета был возведен на епископский престол в Риме. Климент поспешил назначить епископов к галлам для приведения их к вере Христовой. В 93 и 96 годах он показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонения при Домициане; потом, после царствования Нервы, которое как будто дано было для некоторого успокоения христиан, началось третье, всеобщее гонение от Траяна, в 100 году. Некоторые из церковных писателей делают св. Климента мучеником. Ему наследовал Еварист. Св. Клименту приписываются многие сочинения, но большая часть из них не принадлежит ему. Скажем несколько слов о сочинениях св. Климента, которых подлинность признана всеми. Сюда прежде всех надобно отнести Послание к Коринфянам. Это одно из сочинений, самых замечательных в I веке, которое 70 лет после него было публично читано в церквах и пользовалось первым местом после книг канонических. Слог этого послания исполнен силы, помазания, изящества и чистоты. Мысли его отличаются ясностью и изложены в порядке; мудрость, кротость, ревность и любовь дышат в каждом слове. Причина к написанию этого послания была следующая. В 96 году между коринфскими христианами появилось множество партий, которые нарушили спокойствие мирных своих братии. Поэтому некоторые из благочестивых мужей церкви коринфской обратились к св. Клименту, прося его посредничества. Первосвященник Римский отправил депутатом Фортуната и некоторых других мужей и дал им послание, для усмирения волнующихся умов. В послании св. Климент, поручив себя благосклонности читателей, напоминает им правила, которые даны были им для той жизни, когда они считали за честь повиновение начальству, были довольны тем положением, в которое поставило их Провидение, где они с любовью слушали слово Божие; потом он выражает свою печаль при слухах об их гордости, зависти, расколах и просит их убедительно отстать от пороков, которые удаляют их от Христа Бога смирения. Потом св. учитель напоминает им о кротости и терпении Спасителя, когда Он извлекал нас из ничтожества, и говорит, что если небо и земля исполняют волю Создателя, то как же они осмеливаются противиться Его велениям. Далее св. епископ говорит, как для всемогущества Божия легко воскресение; и доказывает это посредством басни о фениксе. Затем убеждает их оставить леность и нерадение, служить миру, кротости и смирению и наконец прибавляет, что и те, кто занимают низкое место в церкви, могут быть самыми приятными Богу. Другое послание, адресованное к тем же христианам, до нас дошло только в отрывках; но оно не менее первого было в уважении между древними христианами, также читалось в церквах, по свидетельству Дионисия Коринфского; св. Ириней говорит об этом послании как о самом сильном и убедительном сочинении. Наконец, есть еще два письма к девственницам, в которых писатель занимается похвалой безбрачию или девству. Авторы, у которых можно получить понятие о жизни и сочинениях св. Климента, суть Иероним, св. Климент Александрийский, Ионанн Златоуст, Епифаний, Евсевий, св. Ириней, Тиллемон и др. Память святого священномученика Климента, Папы Римского, празднуется 25 ноября.