БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КЕРИНФ
КЕРИНФ , иудей, живший в I в. от Р. X., родился в Антиохии. Образование
свое он получил в Александрии. После окончания курса он обратился к христианству,
куда внес много за-буждений гностико-платонической школы, к которой он
сам принадлежал. Палестина была первым местом, где Керинф начал распространять
прежде всего свое учение. Думают, что Керинф принимал участие в интригах
иудейских христиан, противившихся проповеди Евангелия у язычников и поднявших
по этому случаю ропот в Иерусалиме. Но это мало вероятно. Правдоподобнее
то предание, что Керинф, отлученный от церкви за свои заблуждения, оставил
Иудею и удалился в Азию, где число учеников его было довольно значительно.
Развитие этой секты было так быстро и велико, что св. Иоанн, встревоженный
этим, нашелся вынужденным поднять свой голос против ереси. Первые страницы
его Евангелия направлены прямо против его учения. Еретики этого времени,
идеи восточной философии, утверждали, что мир не Богом создан, а образован
низшим гением, вероятно демиургом гностиков. Заблуждения Керинфа не различались
в сущности от заблуждения прочих еретиков того времени. Он, подобно им,
принимает существование двух миров, одного высшего, другого низшего; один
светлый, добрый и бессмертный, а другой темный, злой и смертный. В центре
первого из этих миров Керинф полагает существо бесконечное, субстанцию
первоначальную. Существа низшие суть не что иное, как истечение этой первоначальной
субстанции. Позже Валентин назвал их плирома, или полнотою бытия. Эти существа,
по мере удаления их от субстанции первоначальной, делаются более и более
несовершенными и отцами церкви называются гениями, или Бонами. По мнению
Керинфа, согласному в этом отношении с мнением гностиков, эти гении, последние
из творений высшего мира, самое низшее истечение. Они сотворили или, правильнее,
образовали мир. Этот еретик, кажется, верил вечности материи. Но особенным
в его учении было то, что он, приписав образование мира гениям низшим,
управление им вручает вообще всем гениям. Подобно Симону, Менандру и другим
настоящим гностикам, Керинф смешал Иегову, иудейского Бога, с демиургом,
творцом или управителем мира гностиков. Против этих заблуждений, которые,
при страсти к восточной философии, распространились
с удивительной быстрой, возвысил свой голос св. Иоанн Богослов в первой
главе своего Евангелия. Керинф говорит, что творец мира не Бог, но
ум, истекший из него. Евангелист пишет: «В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Пего начало
быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1— 3). Керинф
утверждал, что мир управляется гениями второго разряда, духами, истекшими
из субстанции Божественной, низшими по своей природе. Св. Иоанн против
этого говорит: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... В мире
был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и
свои Его не приняли» (Ин. 1:4, 10—11). Керинф проповедовал, что Христос
не был Сын Божий; но был простой человек, как и другие. Во время крещения
на Него снизошло могущество плиромы, мысль Божия, божественный разум. И
это истечение Божества, этот Христос, как он называется,
отделился от человека Иисуса во время страдания, которому подвергся один
только Иисус. Божество не причастно злу. Но св. евангелист решительно говорит,
что «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины;
и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Таким
образом, апостол, как муж вдохновенный, своим авторитетом опровергает одно
за другим заблуждения еретика-философа. Даже и в своем послании св. Иоанн
опять говорит против этих заблуждений. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает,
что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин.
2:22). Всякий дух, «который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во
плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что
он придет и теперь есть уже в мире» (там же, 4:3). Впрочем, эти слова могут
относиться не к одним ученикам или последователям Керинфа. Ученики Симона
и николаиты немного прибавили к этим основным заблуждениям. И они также
клеветали на Сына Божия и этим много огорчали возлюбленного ученика Христова.
Вот все, что нам известно об учении Керинфа. Правда, эти познания недостаточны.
Писатели церковные и сам св. Ириней сохранили для нас учение этого еретика
только в отрывках. Мозгейм решился было представить его учение в систематическом
порядке; и пропуски наполнял своим вымыслом. Но этот опыт очень неудовлетворителен.
Многие писатели, особенно новейшие биографы, держась мнения св. Епифания,
хотели сделать Керинфа одним из тех ревностных христиан, которые хотели
подчинить язычников закону обрядовому. Они привмешали в его систему, чисто
гностическую, мнения евионитов, которых он, вероятно, не разделял никогда
и которые находятся в прямом противоречии с его началами. Но мы более должны
верить мнению св. Иринея, которое более древнее, чем Епифаниево; и притом
епископ Лионский имел гораздо более основательные понятия о восточной философии,
чем Епифаний. Это мнение, по крайней мере, защищает Керинфа от странных
и бесчисленных противоречий, которые непременно произойдут, если он будет
насильно поставлен в число учеников Евиона. Еще приписывают этому еретику
учение о тысячелетии. Он предполагал, что под конец мира Иисус Христос
придет на землю и учредит для праведных временное царство, которое продолжится
1000 лет; в это время святые будут наслаждаться удовольствиями всякого
рода; эта утопия Керинфа была изложена в его Апокалипсисе. Этот еретик
написал Евангелие, Апокалипсис и много других сочинений. И ученики его
также много писали; но их учение сохранилось для нас в отрывках, помещенных
в сочинениях св. Иринея. Секта Керинфа, слишком ревностная к прозелитизму,
не долго существовала. Она слилась вскоре с другими гностическими сектами,
появившимися во II в.