БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК
КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК , правитель Египта в царствование Тиберия.
Флакк управлял своей провинцией добросовестно, соблюдал справедливость
и умеренность, пока смерть Тиберия не изменила его поведения; она произвела
раздор между Калигулой и Тиберием Гемеллом. Победа Тиверия над Гемеллом
увеличила его силу и доставила ему возможность избавиться от своих врагов.
Тиберий и Макрон, друзья побежденного, были убиты. Калигула, возвысившись
таким образом, наградил своих приверженцев и наказал побежденных, обыкновенное
правило, имеющее силу во всех политических потрясениях. Побежденные, чтобы
удержаться на своих местах и чтобы не потерять и того, что они могли сохранить,
разумеется, должны были угождать своим победителям. Таким образом, не нужно
удивляться, что Флакк старался сохранить то, что он имел. Опасаясь потерять
свою власть, и не видя возможности сохранить ее добрыми средствами, он,
по совету друзей, принял меры сообразно обстоятельствам. Итак, когда он
узнал, что посредством несправедливости и жестокости можно достигнуть этой
цели, не задумавшись, употребил их в дело. Флакк в Александрии был принят
как сообщник Гемеллы. Народ, видя в новом правителе врага своего государя,
не замедлил ослушаться его. Чтобы приобрести любовь народную и благоволение
Калигулы, Флакк начал угнетать иудеев, на которых дурно смотрели в Александрии.
С этого времени правитель Египта, будучи справедливым и доступным для всякого,
сделался жестоким и гордым; доступ к нему, особенно несчастным иудеям,
решительно был невозможным. Детей Иакова начали притеснять всеми возможными
средствами. Агриппа, находясь в Александрии, потерпел обиду во время мятежа,
виновниками которого сочли иудеев; но в самом деле причиной его были гордость
и роскошь нового царя. Александрийцы нагло осмеяли его могущество, придав
ему атрибуты глупости. Подозревают, что и Флакк принимал тайное участие
в этом бунте, из зависти к Агриппе, который был его богаче. Забвение чести
необходимо влечет ко злу; поэтому весьма естественно, что Флакк, по самым
пустым причинам, принял участие в мятеже. Эти волнения, так несправедливо
приписываемые иудеям, были сигналом к новым насилиям. Александрийцы изыскивали
все средства вредить иудеям. Калигула, достигнув верховной власти, до того
простер свое безрассудство и гордость, что пожелал себе божеских почестей.
Александрийские иудеи отказались исполнить волю безумного императора и
в своем протесте скромно выставили причины своего поведения. Флакк схватился
за этот случай, чтобы возбудить императора против непослушных. Народ, видя
упорство иудеев, взбунтовался и решился поставить статую императора в самих
синагогах. Иудеи воспротивились. Дело дошло до открытого сражения. Александрийцы
одержали верх, сожгли синагоги евреев, а домами завладели силой. После
таких беспорядков Флакк объявил иудеев изгнанными из Александрии. Он назначил
для них пять кварталов, число которых впоследствии уменьшено было до двух.
Оставленные дома преданы были грабежу и огню. Стесненные на таком малом
пространстве несчастные начали роптать. Это подало случай опять начать
преследование, и эти жестокости возобновлялись чаще и чаще. Филон подробно
описывает угнетение народа, над которым тяготела рука правосудия небесного.
Бедные иудеи жили в этой стране без крова, без всякого средства к существованию,
неумолимо преследуемые своими врагами. Поддерживать свою власть жестокостями
значило строить здание на песке; и Флакк, увидев не действенность этих
средств, оставил их. Он вскоре впал в немилость у Калигулы; неизвестно
почему, может быть, потому, что император не терпел людей, которые были
вполовину только злы. Как бы то ни было, Флакк получил приказание оставить
Александрию и явиться в Рим, где он был обвинен теми, которые некогда были
его советниками. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать, чтобы он сделался
жертвой коварных друзей. Флакк сослан был на остров Андрос, где был убит
по приказанию императора. Такая жестокость редко может иметь счастливый
конец.