БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК

КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК

КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК , правитель Египта в царствование Тиберия. Флакк управлял своей провинцией добросовестно, соблюдал справедливость и умеренность, пока смерть Тиберия не изменила его поведения; она произвела раздор между Калигулой и Тиберием Гемеллом. Победа Тиверия над Гемеллом увеличила его силу и доставила ему возможность избавиться от своих врагов. Тиберий и Макрон, друзья побежденного, были убиты. Калигула, возвысившись таким образом, наградил своих приверженцев и наказал побежденных, обыкновенное правило, имеющее силу во всех политических потрясениях. Побежденные, чтобы удержаться на своих местах и чтобы не потерять и того, что они могли сохранить, разумеется, должны были угождать своим победителям. Таким образом, не нужно удивляться, что Флакк старался сохранить то, что он имел. Опасаясь потерять свою власть, и не видя возможности сохранить ее добрыми средствами, он, по совету друзей, принял меры сообразно обстоятельствам. Итак, когда он узнал, что посредством несправедливости и жестокости можно достигнуть этой цели, не задумавшись, употребил их в дело. Флакк в Александрии был принят как сообщник Гемеллы. Народ, видя в новом правителе врага своего государя, не замедлил ослушаться его. Чтобы приобрести любовь народную и благоволение Калигулы, Флакк начал угнетать иудеев, на которых дурно смотрели в Александрии. С этого времени правитель Египта, будучи справедливым и доступным для всякого, сделался жестоким и гордым; доступ к нему, особенно несчастным иудеям, решительно был невозможным. Детей Иакова начали притеснять всеми возможными средствами. Агриппа, находясь в Александрии, потерпел обиду во время мятежа, виновниками которого сочли иудеев; но в самом деле причиной его были гордость и роскошь нового царя. Александрийцы нагло осмеяли его могущество, придав ему атрибуты глупости. Подозревают, что и Флакк принимал тайное участие в этом бунте, из зависти к Агриппе, который был его богаче. Забвение чести необходимо влечет ко злу; поэтому весьма естественно, что Флакк, по самым пустым причинам, принял участие в мятеже. Эти волнения, так несправедливо приписываемые иудеям, были сигналом к новым насилиям. Александрийцы изыскивали все средства вредить иудеям. Калигула, достигнув верховной власти, до того простер свое безрассудство и гордость, что пожелал себе божеских почестей. Александрийские иудеи отказались исполнить волю безумного императора и в своем протесте скромно выставили причины своего поведения. Флакк схватился за этот случай, чтобы возбудить императора против непослушных. Народ, видя упорство иудеев, взбунтовался и решился поставить статую императора в самих синагогах. Иудеи воспротивились. Дело дошло до открытого сражения. Александрийцы одержали верх, сожгли синагоги евреев, а домами завладели силой. После таких беспорядков Флакк объявил иудеев изгнанными из Александрии. Он назначил для них пять кварталов, число которых впоследствии уменьшено было до двух. Оставленные дома преданы были грабежу и огню. Стесненные на таком малом пространстве несчастные начали роптать. Это подало случай опять начать преследование, и эти жестокости возобновлялись чаще и чаще. Филон подробно описывает угнетение народа, над которым тяготела рука правосудия небесного. Бедные иудеи жили в этой стране без крова, без всякого средства к существованию, неумолимо преследуемые своими врагами. Поддерживать свою власть жестокостями значило строить здание на песке; и Флакк, увидев не действенность этих средств, оставил их. Он вскоре впал в немилость у Калигулы; неизвестно почему, может быть, потому, что император не терпел людей, которые были вполовину только злы. Как бы то ни было, Флакк получил приказание оставить Александрию и явиться в Рим, где он был обвинен теми, которые некогда были его советниками. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать, чтобы он сделался жертвой коварных друзей. Флакк сослан был на остров Андрос, где был убит по приказанию императора. Такая жестокость редко может иметь счастливый конец.