БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
КАИАФА

КАИАФА

КАИАФА (Иосиф II), шестьдесят девятый первосвященник Иудейский (26 г. от Р. X.). Он принадлежал к секте фарисейской и свой сан наследовал после Симона, сына Камифа. Первосвященство Каиафы продолжалось 8 лет. Он был женат на дочери Анны, другого, современного ему первосвященника. В четвертый год первосвященства Каиафы Иисус Христос явился на Иордан и принял крещение от Иоанна. После сошествия на него Святого Духа Спаситель начал доказывать Своею мудростью и чудесами власть, которой облечен был свыше. Священники, книжники и фарисеи и все те, которые гордились своими познаниями, как люди ученые, и тщеславились своей властью и богатством, все эти люди смотрели с тайной завистью и злобой, как человек бедный и незначительный возвышает свой голос против их синагоги, овладевает вниманием народа, который, удивляясь Его мудрости и чудесам, удостаивает поклонения. Итак, вместо того, чтобы внимать Иисусу Христу, как Мессии, столько раз предсказанному в Священном Писании, вместо того, чтобы в чудесах Его видеть доказательство Его небесного посланничества, эти люди закрыли свое сердце и ум для истины и решились погубить своего Избавителя. Сначала враги Спасителя прибегали к самым затруднительным вопросам, надеясь в ответах Его получить средство к осуждению. Но Сын Божий всегда торжествовал и оставлял врагов Своих в замешательстве; удаляясь, они невольно дивились чудной мудрости Его. Подобные случаи, бывшие всегда при большом стечении народа, только возвышали и прославляли Иисуса Христа. Когда, по воскрешении Лазаря, в последнюю Пасху, Богочеловек решился объявить Себя самым торжественным образом, тогда Каиафа собрал синедрион и учителей закона и представил им, как необходимо для них схватить Иисуса, выдающего Себя за Мессию, Которого слава распространялась все более и более. В своей слепой ненависти, и не зная за Спасителем никакого преступления, он указал на власть, которую Сын Божий приобрел над народом Своими учением и делами. По его понятию, эта власть и титул царя, который он дал Себе, могут возбудить подозрение римлян и навлечь на иудеев гнев этого могущественного народа; этих пустых причин, при тайной ненависти, которую первосвященники питали к Иисусу, достаточно было, чтобы осудить Его на смерть. Собрание после этого занялось тем, как бы безопаснее схватить Иисуса Христа. Враги хорошо знали, что Он был всегда окружен народом, который мог бы защитить своего благодетеля, если бы вздумали взять Его без всякой причины. Но из этого затруднения вывел их Иуда Искариотский. Преступный ученик, побуждаемый корыстолюбием, и зная, что иудеи ищут его Учителя, явился перед собрание и предложил ему свои услуги. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Синедрион предложил ему 30 сребряников. И беззаконный ученик предал за эту сумму своего Друга, Учителя и Бога. Спасителя, по указанию предателя, схватили и, связавши как злодея, представили на суд Каиафы. У первосвященника тогда собраны были все знаменитые священники, книжники и учители, следовательно, самые злейшие враги Иисуса Христа. В руках этих людей была участь Богочеловека. Однако ж лицемеры хотели сохранить вид справедливости перед народом и решились произнести приговор на основании каких-нибудь показаний. Поэтому по их приказанию начали являться многие клеветники. Но все они не могли выдумать ничего такого, за что бы Подсудимого можно было приговорить к смерти. Наконец выступили два свидетеля. «Он говорил: — могу разрушить храм Божий, — говорили они, — ив три дня создать его». Но и это свидетельство было недостаточно. Впрочем, Каиафа, начальник этого собрания, выйдя на середину, сказал Спасителю: «Что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» Но Иисус молчал. Тогда архиерей сказал Подсудимому: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мат. 26:60—64). После этих слов первосвященник разорвал на себе одежду, которой он был недостоин, и этим указал окончание священства иудейского и воскликнул: «Он богохульствует! Какое еще после этого нам надобно свидетельство; вы сами слышали Его хулу, как вам это кажется?» Собрание единодушно признало Иисуса достойным смерти. Боясь требовать объяснения этих слов и изложения Его учения, враги отдали на мучение осужденного в руки солдат. На следующий день синедрион опять собрался у первосвященника, чтобы окончательно решить участь Спасителя. Осудив на смерть, собрание передало Его на суд Пилата, который был тогда правителем Иудеи, и который, несмотря на то, что видел невиновность Иисуса Христа, подтвердил и исполнил приговор, произнесенный иудеями. Впоследствии этот недостойный первосвященник, омрачивший свой сан таким грубым злодеянием, сделался предметом ненависти и презрения тех самых иудеев, с которыми он вместе враждовал Иисуса Христа. Этих-то людей правосудный Бог употребил для наказания недостойного служителя Божия. В том же году Вителлин, правитель Сирии, посетил Иерусалим и принят был кликами народной радости. Иудеи были недовольны своим первосвященником; они считали его виновником тех бедствий, какими грозное правосудие карало злодеев за пролитие крови Праведного. Лишь только правитель римский явился в Иерусалим, как народ начал громко требовать свержения первосвященника. Вителлин исполнил волю народа. Каиафа был свержен, а на место его был возведен Ионафан, сын Анана. Еще и теперь на горе Сионской указывают развалины дома Каиафы. Вот что об этом месте говорит один из новейших и знаменитейших путешественников: со стороны Иерусалима возвышается круглый, как полная луна, пригорок, безжизненный и желтый. Священная вершина этого холма замечательна по трем памятникам или, лучше, развалинам их. Здесь видны: дом Каиафы, комната, где совершалась тайная вечеря, и гробница Давида. С вершины горы к югу видна долина детей Энно-новых, за ней поле крови, купленное за 30 сребреников Иудиных, гора злого совета, гробница судей и Хевронская и Вифлеемская пустыни. К северу стена Иерусалима препятствует видеть город, который склоняется к долине Иосафата. Таким образом, имя Каиафы и то место, где он совершил свой неправый суд, и до сих пор производят тягостное впечатление на душу; проклятие, лежащее на этом имени, отразилось и на этих развалинах, вокруг которых видны только следы смерти и разрушения.