БИБЛЕЙСКО- БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Словарь содержит 80000 слов-терминов
ИУДА (3)
ИУДА (3) четвертый сын Иакова и Лии, родился в Месопотамии. Когда
братья бросили Иосифа в пустой колодец, Иуда, чтобы воспрепятствовать еще
большему преступлению, убедил их продать его измаилитянам. «Не возложим
на него рук, — сказал он, — потому что он брат наш, и в нем течет наша
кровь». Около того же времени Иуда взял в супруги дочь Ираса, хананея,
одолламитянина, Саву и имел от нее трех сыновей: Ира, Авнана и Силома;
он дал Фа-марь в жены своему первенцу. Но после незначительного времени
Ир умер. По обычаю, существовавшему в Палестине, обратившемуся впоследствии
в закон между израильтянами, когда муж, умирая, оставил свою жену бездетной,
то братья его должны были восставить семя ему; и дети, рождавшиеся от этого
второго брака, почитались детьми первого мужа. Они наследовали все права
умершего по первородству и по наследству, предпочтительно даже перед их
естественным братом и детьми, которых последний имел от предыдущего брака.
Избежать этого закона можно было только подвергаясь публично довольно унизительному
обряду.
Вследствие этого обычая Иуда дал Фамарь в супруги Авнану, своему второму
сыну. Последний, зная, что дети не будут почитаться его детьми, осквернял
брак и добровольно делался бесплодным; он имел несчастную славу дать свое
имя отвратительному пороку, столь известному и в наши времена. Бог наказал
его за этот порок смертью. Тогда Иуда сказал Фа-мари: «Живи вдовою в доме
твоего отца, пока не возрастет сын мой Силом». Но когда Силом возмужал,
Иуда не думал давать его мужем Фа-мари, боясь, чтобы и он не подвергся
участи двух первых братьев. Скоро умерла и Сава, жена Иудина. Утешившись
от этой потери, Иуда пошел в Фамну, где стригли его овец. Фамарь, недовольная
медленностью, с которой Иуда не давал ей в супруги третьего сына, узнав
о путешествии своего тестя, сложила с себя одежду вдовства, накинула на
себя покрывало и села у ворот города; Иуда почел ее блудницей и предложил
ей следовать за собой. «Что дашь мне?» — «Козленка». — «Хорошо; дай мне
в залог, пока я получу его, твои печать, посох и платок». Иуда дал ей,
и Фамарь сделалась матерью. Иуда, возвратившись домой, поспешил заплатить
обещанного козленка; но посланный не нашел блудницы, и никто не мог указать
ее. Через три месяца ему сказали, что его невестка беременна; он осудил
ее на смерть; но Фамарь послала ему печать, посох и платок с таким ответом:
«Я ношу плод мужа, которому принадлежат эти вещи». Он узнал их и сказал:
«Она права; я держал ее во вдовстве и не давал ей в супруги моего сына».
Она родила близнецов Фареса и Зару. Таким образом, Фамарь не была блудницей,
как говорят, потому что она была вдова и Иуда вдов; она не сделала кровосмешения,
потому что он был только ее тестем, и смерть без потомства первых двух
супругов почти уничтожала родство. Наконец, она старалась об этом не по
страсти; она только желала иметь сына из дома своего мужа и смыть с себя
позор неплодства, которое почиталось в это время самым ужасным поношением.
Когда Иаков отказался отпустить Вениамина в Египет, Иуда склонил его решиться:
«Отпусти дитя со мной, и мы отправимся в путь, и мы будем жить и не умрем,
ни мы, ни ты, ни наши дети. Я отвечаю за Вениамина, требуй его от меня.
Если я не приведу, не представлю его тебе, то подвергнусь наказанию, которое
тебе заблагорассудится учинить мне. Если бы мы не разногласили, то давно
уже возвратились бы второй раз». Посему Иуда был в большом беспокойстве,
когда Вениамину, в мешке которого нашли чашу Иосифа, угрожало рабство.
Он красноречиво защищал брата перед Иосифом, которого не узнавал и почитал
только правителем Египта. Известно, насколько его речь тронула Иосифа (см.
Иосиф). Иуда получил самую благодарную часть в благословении своего умирающего
отца, и его колену было предсказано первенство между всеми коленами. «Иуда!
тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся
тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается.
Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет
скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель,
и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего
и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и
в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его]
от молока» (Быт. 49:8— 12). «Эти слова, в каком смысле ни принимали бы
их, не указывают что-либо другое, — говорит Боссюэ, — как Того, Который
должен был быть посланным от Бога, Служителя и Истолкователя Его воли,
исполнение Его обетовании и Царя нового народа, то есть Мессию, или Помазанника
Господня. Иаков говорит о нем только одному Иуде, от которого этот Мессия
должен родиться. Он заключает в одну судьбу Иуды судьбу всего народа, который
после своего рассеяния должен был видеть остатки других колен соединенными
под знаменем Иуды. Все выражения пророчества ясны, исключая слово скипетр,
которое по нашему обычаю значит принадлежность только царской власти; но
на языке священном оно вообще значит силу, власть, правление. Такое употребление
слова скипетр находится почти на каждой странице Библии; оно ясно видно
в пророчестве Иакова; патриарх хотел сказать, что в дни Мессии прекратится
всякая власть в доме Иуды, следствием чего будет всецелое разрушение государства».
Святые отцы церкви признавали всю важность этого пророчества; действительно,
в немногих словах изображает всю историю народа Божия и возвещенного ему
Христа. Следствия этого пророчества продолжаются еще и ныне. Колено Иудино
было всегда многочисленнее и сильнее других; оно давало царей Израилю от
Давида до пленения Вавилонского. Оно дало свое имя и всему народу (иудеи).
Вот как Иуда в своем последнем завещании предсказывает своему потомству
пришествие Мессии: «Господь посетит вас Своим милосердием; и Его любовь
избавит вас от ига ваших врагов, восставив вам звезду из дому Иакова среди
глубокого спокойствия. От меня произойдет муж, как солнце правды, и будет
судить с кротостью и правосудием... Он есть Сын Бога Всевышнего и источник
жизни для всякой плоти; тогда мой скипетр получит новую славу, и из вашего
корня произойдет избранная отрасль, которая будет жезлом правосудия для
язычников, который будет судить и спасет всех, кто призовет его имя». Хотя
этого завещания нет в священных книгах, однако оно нисколько не противоречит
приведенному нами месту из книги Бытие.